Библиографическое описание:

Матвеев Д. М., Таланова А. О. Проблемы и перспективы развития сельских территорий [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 42-44.

Сельские территории занимают большую часть Российской Федерации в которой располагается 140 тыс. населенных пунктов. В них проживает почти 37,2 млн чел. (26 % от общей численности населения страны). При этом в сельском хозяйстве занято 7,7 % от общего числа трудоспособного населения (табл. 1). Ухудшение условий проживания ведёт к ежегодному сокращению численности трудоспособного населения и его старения. Это связано с оттоком молодежи в крупные города, где более высокий уровень качества жизни. От развития социальной инфраструктуры зависит развитие кадрового потенциала на селе и в частности обеспечение квалифицированным персоналом сельскохозяйственные предприятий [1].

Увядание сельских территорий не дает развиваться аграрному сектору и ставит под угрозу продовольственную безопасность страны.

Таблица 1

Динамика численности населения в сельской местности и городе

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Измене- ние, %

Численность населения, млн чел.

142,0

142,7

142,8

142,8

142,9

142,9

143,0

101

из них проживает в сельской местности

38,1

37,9

37,8

37,6

37,5

37,3

37,2

97,6

Население трудоспособного возраста, тыс. чел.

90058

89745

89342

87983

87847

87055

86137

95,6

из них проживает в сельской местности

23008

22845

22729

22218

22122

21780

21424

94,6

Удельный вес населения сельской местности, %

26,6

26,5

26,4

26,3

26,2

24,1

26,0

97,7

*По данным федеральной службы государственной статистики. Доступ: http://www.gks.ru/ [2]

Для изменения сложившийся динамики в первую очередь необходимо решить проблему низкого уровня занятости населения и оплаты труда. Помимо этого следует уделить внимание развитию социальной сферы села, рыночной инфраструктуры, обеспечение сельских населенных пунктов дорогами и подъездами с твердым покрытием, заняться обустройством улиц, строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом сетей водоснабжения и водоотведения, системами электроснабжения и т. д.

При вступлении в ВТО Россия взяла ряд обязательств по ограничению объемов государственной поддержки на развитие сельского хозяйства, который нашел свое отражение в Многостороннем торговом соглашении. В рамках этого документа предусматривается сокращение государственной поддержки с 9 млрд до 4,4 в 2018 году [3].

В ВТО принято делить всю внутреннюю поддержку на 3 типа «корзины»:

1.      «Желтая» — меры стимулирующие производство и оказывающие искажающее воздействие на внешнюю торговлю. В неё входят: целевая поддержка, компенсация затрат на ГСМ, удобрения, списание долгов и т. д.

2.      «Голубая» — меры на компенсацию сокращения уровня доходов сельхозтоваропроизводителей при сокращении объемов производства или ограничения его развития.

3.      «Зеленая» — меры поддержки государства, не оказывающие прямого влияния на увеличение производства и ограничения торговли. Она включает: компенсацию потерь от стихийных бедствий, строительство инфраструктуры, развитие ветеринарии, страхования, подготовку кадров, научно-исследовательские разработки, консалтинговое и информационное обеспечение и т. д. [4].

Развитие сельских территорий входит в состав зеленой корзины, то его финансирование может осуществляться в неограниченном объеме. Так как оно направлено не на развитие производства в сельском хозяйстве, а на создание благоприятных условий для его ведения.

До настоящего времени разрыв в уровне социально-экономического развития городских и сельских поселений продолжает оставаться значительным. В частности, по благоустройству жилого фонда сельские населённые пункты практически в разы отстают от городских: по наличию водопровода — в 1,9 раза, канализации — 2,3, отоплению — 1,6, горячему водоснабжению — 3,2 раза [4, 5].

Причём, наращивание социального и инженерного обустройства сельской местности происходит не высокими темпами, а по отдельным позициям и разнонаправлено. За 2005–2009 гг. ввод в действие жилых домов на селе возрос с 11125 до 17466 тыс. м2, в том числе по Федеральной целевой программе (ФЦП) произошло снижение с 1652 до1392 тыс. м2.

В настоящее время началась реализация федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 г». Её основной целью является: улучшение жилищных условий, обеспечение население газом, питьевой водой и развитие социальной инфраструктуры и т. д. За следующие 6 лет планируется:

-        построить 5,4 млн. м2 жилья, из которых более половины молодым специалистам и их семьям.

-        ввести в эксплуатацию общеобразовательные учреждения на 22,3 тыс. мест.

-        повысить уровень газификации и обеспеченность сельского населения питьевой водой до 61,5 % и 63 %, соответственно (табл. 2).

Таблица 2

Плановые значения целевых показателей при реализации государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»

Наименование показателя

Всего за 2014–2020 гг.

Ввод (приобретение) жилья, млн. кв. м, всего

5,4

в том числе для молодых семей и молодых специалистов

3,0

Количество семей, улучшивших жилищные условия, тыс., всего

75,5

в том числе молодых семей и молодых специалистов

42,1

Ввод общеобразовательных учреждений, тыс. мест

22,3

Ввод учреждений культурно-досугового типа, тыс. мест

9,9

Уровень газификации жилищного фонда сетевым газом, %

61,5

Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой, %

63,0

Количество созданных рабочих мест на селе, тыс.

31,8

Данный список не ограничен. Он содержит обширный перечень мероприятий по развитию сельских территорий. Реализация Федерально-целевой программы поможет существенно улучшить уровень жизни в сельской местности, что позволит привлечь молодых высококвалифицированных специалистов, готовых использовать последние достижения науки и техники в своей деятельности.

Создание благоприятной условий для ведения сельскохозяйственного производства способствует повышению его конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках и создаёт необходимые предпосылки для его ускоренного развития на инновационной основе.

Литература:

1.      Matveev D. M. Boosting the Investment Attractiveness of Agricultural Production / A. T. Stadnik, D. M. Matveev, D. V. Menyaykin // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 31(8). — P.1535–1539

2.      Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/

3.      Матвеев Д. М. Роль консалтинговой деятельности в технико-технологическом переоснащении сельского хозяйства / А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев, М. Г. Крохта, П. П. Холодов; Новосиб. гос. аграр. ун-т. — Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2013. — 200 с.

4.      Матвеев Д. М. Управление технологическими процессами как основа развития сельскохозяйственных предприятий / Д. М. Матвеев // Вестн. Новосиб. гос. аграр. ун-та. — 2008. № 8. — С. 60–65.

5.      Матвеев Д. М. Управление технологическими процессами в сельскохозяйственных организациях / Т. А. Стадник, А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев. — Новосибирск, ЭКОР-книга, 2011. — 245 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle