Библиографическое описание:

Есипова О. В., Аникина Т. В., Варламова Е. В. Россия на международном рынке образовательных услуг [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 48-50.

Соревнование национальных систем образования это один из основных элементов глобальной конкуренции. Последнее время активнее стала вовлекаться в этот процесс и отечественная высшая школа.

На совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое проходило 31 августа 2010 г говорилось: “Мы должны признать очевидную вещь: несмотря на то, что мы тратим большие деньги на наше образование, несмотря на то, что мы привыкли гордиться хорошими основами, которые были заложены много лет назад в систему государственного образования в нашей стране, наша система образования слабо конкурентоспособна”.

Распад СССР разрушил сложившуюся в стране эффективную систему обучения иностранных студентов. Россия фактически потеряла экономические и научно-технические связи с другими странами, стало наблюдаться резкое ослабление взаимосвязей в сфере образования.

Происходящие в России реформы имели отрицательные воздействия для образовательной системы. Значительно ослабились позиции российских вузов во всем мире. В совокупность лидеров международного образования попали Австралия, Англия, Канада, Германия (см. рисунок 1) [1].

Рис. 1. Распределение иностранных студентов, занимавшихся по программам третичного уровня, по странам обучения в 2010/2011 академическом году

Внимание в мире к культуре, языку, образованию в России, которое достигло максимума в 1980–1990-х годах в период перестройки, сопровождался ощутимым спадом: количество граждан, которые владеющих русским языком за несколько лет уменьшилось более чем на 50 миллионов человек [2].

Рис. 2. Общая численность иностранных студентов, обучающихся очно в вузах России и прогноз до 2030 года, тыс. человек

Прогноз основан на принципе «грубой прикидки», который основан на предположении, что средние темпы ежегодного прироста численности иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, составляет около 6 % (см. рисунок 3). Таким образом, можно прогнозировать, что эти темпы сохранятся также и до 2030 года [3].

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева занимает ведущее место в регионе по общему числу обучавшихся иностранных граждан, их число составляет 221 человек, что составляет всего 3,3 % от общего числа студентов, из которых преобладают студенты из стран СНГ (см. рисунок 3).

Рис. 3. Численность иностранных граждан, обучавшихся по очной форме в СГАУ им. С. П. Королева в 2011/2012 академическом году

Повышение конкурентоспособности российских вузов на международном рынке, в том число и Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королева, предполагает в первую очередь проведение следующих качественных изменений.

-       Популяризировать российское образование с помощью следующих мер:

1)     Введение специального сервера в сети Интернет о системе образования в России с практической информацией для иностранных граждан и с возможностью подачи документов для поступления в «online» режиме;

2)     Проведение информационных брифингов по актуальным для иностранных студентов вопросам, а также семинаров об образовании в России и работа приемных комиссий в странах, где проживают иностранные студенты;

3)     Осуществление деятельности представительств отечественных вузов заграницей, которым отведена роль как информационных, так и консультационных систем;

-       Создание такого имиджа, который смог бы привлечь иностранных студентов с помощью рекламы в специальных изданиях и средствах массовой информации за рубежом;

-       Создание благоприятной атмосферы для адаптации иностранных студентов с помощью создания системы размещения иностранных студентов в российских семьях и организации качественного сервиса для студентов в России;

-       Повышение квалификации российского профессорско-преподавательского состава с помощью их обучения на международных выставках и ярмарках образовательных услуг, а также информационных и образовательных центрах;

-       Введение таких механизмов государственного регулирования, с помощью которых мы сможем достичь международного признания образовательных документов, полученных в России.

-        Для достижения высокого уровня интернационализации образования в российских вузах необходимо вести такую политику, которая сможет укрепить взаимоотношения с высшими учебными заведениями, совершенствовать нормативно-правовую базу международного сотрудничества в сфере образования.

-        Введение таких мер в сфере иммиграционной политики, которые смогли бы привлечь специалистов с высокой квалификацией из числа иностранных выпускников российских учебных заведений на работу в российских компаниях.

-        Необходимо усовершенствовать меры по борьбе с «утечкой мозгов». Открытие научно-исследовательских и инновационных центров, которые смогут дать выпускникам российских вузов самореализацию в своей стране

Представления о подходе привлечения иностранных студентов основываются на анализе деятельности таких национальных организаций как: фонд международного образования в Австралии, Британский совет, служба академических обменов в Германии. Особенно успешно действующая на международном рынке образовательных услуг организация — Британский Совет, он регулярно привлекает тысячи студентов для обучения в университетах Британии с помощью высокой квалификации профессорско-преподавательского состава, международного признания образовательных документов. По анализу данных, студенты приносят Британии доход более 1 миллиарда фунтов стерлингов в год.

Итак, можно сделать вывод, что Российская Федерация участвует в международном рынке образовательных услуг, но ее роль за последние десятилетия на этом рынке изменилась. Она стала поставщиком наших студентов на американский и европейский образовательные рынки. Однако у России есть реальная возможность достичь высокого уровня конкурентоспособности образования с помощью достижения европейского качества.

Литература:

1.      Составлено по данным ЮНЕСКО, Института международного образования (США), национальных статистических служб и ЦСИ Минобрнауки России.

2.      Арефьев, А. Л. Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов: электронный ресурс /А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги. — М.: Центр социологических исследований. — 2012. — 228 с.

3.      Шереги Ф. Э., Численность учащихся и персонала образовательных учреждений Российской Федерации. (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года) / Ф. Э. Шереги, Л. Л. Рыбаковский, А. Л. Арефьев, В. И. Савинков. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. — 2013, 164 c.

Основные термины: иностранных студентов, иностранных граждан, российских вузов, иностранных студентов с помощью, рынке образовательных услуг, обучения иностранных студентов, иностранных студентов в российских, международном рынке образовательных, Распределение иностранных студентов, численность иностранных студентов, иностранных студентов вопросам, контингента иностранных студентов, адаптации иностранных студентов, международного признания образовательных, привлечения иностранных студентов, Численность иностранных граждан, численности иностранных граждан, признания образовательных документов, иностранных граждан и с, иностранных выпускников российских

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle