Библиографическое описание:

Гарифуллина А. А. Эвристические методы в экономике [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 98-100.

В современных условиях нестабильности мировой экономики все большее значение имеет профессиональное суждение аналитика при постановке задач и выборе методов экономического анализа, умение прогнозировать и оценивать риски.

К сожалению, и в школе, и в высших и средних специальных учебных заведениях развитию интуиции, прогнозированию, способностей к генерированию новых идей уделяют недостаточное внимание. Педагоги в основном обращают внимание на логические методы решения задач, в том числе в процессе решения творческих задач.

Расчетные методы, в свою очередь, оперируют только количественно-определенной информацией, использование которой при анализе систем управления весьма ограничено. Для анализа хозяйственной деятельности всё большее значение имеет использование эвристических методов, направленных на получение качественных характеристик субъекта хозяйствования.

Эвристика в экономике — метод анализа экономических явлений и процессов, принятия решений, основанный на интуиции, находчивости, аналогиях, опыте, изобретательности, опирающийся на особые свойства человеческого мозга и способности человека интуитивно решать задачи, для которых формальное математическое решение не известно.

В трактовке сущности эвристических методов в эвристике нет единства взглядов, поскольку в одних источниках эвристические методы называются эвристиками, в других — объединяются с приемами и способами мыслительной деятельности, в третьих — рассматриваются как процесс системного применения эвристических правил, приемов, операций и рассуждений. Объединяющим признаком этих позиций является утверждение, что эвристическими называются приемы и методы, с помощью которых человек строит нестереотипные планы и программы, открывает новые способы решения.

Эвристические методы решения задач рассматривали в своих работах В. К. Андреев, Г. И. Буш, И. И. Ильясов, Ю. Козелецкий, Ф. Л. Кулюткин, И. Я. Лернер, Лезан, Дистервег, А. Н. Орехов, В. Н. Пушкин, В. О. Спиридонов.

Достаточно полный список основных эвристических методов был опубликован в книге Джонс Дж. К. Эти методы сочетаются с самой важной теорией экономики — теорией принятия решения, которую образуются такие концептуальные подходы как теория полезности; теория проспектов; анализа иерархий; взвешенной суммы оценок критериев; компенсации (попарное сравнение альтернатив) и др. Освоение экономистами эвристик опирается на интеграцию знаний по данным направлениям.

Эвристика широко применяется при методах прогнозирования и планирования, которые начиная с 70-х годов, обогащаются и совершенствуются ускоряющимися темпами в связи с экономическими кризисами, а также с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства сделали общедоступными анализ перспектив и прогнозирование [2, с.3].

Условия, предопределяющие необходимость использования эвристических методов:

-          качественный характер исходной информации, описываемый с помощью экономических и социальных параметров, отсутствие достаточно представительных и достоверных сведений по характеристикам объекта исследования;

-          большая неопределенность исходных данных для анализа;

-          отсутствие четкого предметного описания и математической формализации предмета оценки;

-          нецелесообразность и недостаток времени и средств для исследования с применением формальных моделей на первых этапах обоснования управленческих решений;

-          отсутствие технических средств с соответствующими характеристиками для аналитического моделирования;

-          экстремальность анализируемой ситуации.

Эвристические методы, которые наиболее удачно могут быть применены для поиска эффективныхэкономических,управленческих и организационных решений можно классифицировать по признаку наличия или отсутствия алгоритма, организующего мыслительный процесс, то есть методы ненаправленного (полуупорядоченного) анализа, опирающиеся только на простейшие приемы ассоциативного мышления и методы направленного (упорядоченного) анализа, для которых характерны комплексный подход, системный анализ проблемы и алгоритмизация творческого процесса.

К методам ненаправленного анализа решений относятся следующие приемы творчества: аналогия, инверсия, эмпатия, идеализация.

Метод аналогии предусматривает использование подобного (аналогичного) известного решения, которое «подсказано», например, литературой по экономике, менеджменту, изобразительному искусству или «подсмотрено» в природе.

Для освоения этого метода необходимо обладать (и развивать) наблюдательностью и способностью к переносу опыта.

Метод инверсии основан на использовании при решении задачи принципов перестановки, переворачивания, выворачивания наизнанку. Этот метод приучает к гибкости мышления, отказу от традиционных стереотипных решений, преодолению психологической инерции.

Метод эмпатии означает отождествление себя с разрабатываемой системой. При этом исследователь как бы ставит себя на место, например, банка, рекламы, товара и стремится ощутить все действия, которые над ним могут совершаться.

Метод идеализации связан с желанием получить представление об идеальной системе, полностью отвечающей поставленной цели. Рассматривать идеальные решения часто оказывается полезным, даже если это сопряжено с определенной долей фантазии, поскольку такие решения могут натолкнуть на новую идею.

К методам ненаправленного синтеза с небольшой упорядоченностью мыслительных процессов относятся «мозговой штурм», метод контрольных вопросов, метод гирлянд ассоциаций и метафор, синектика, некоторые разновидности морфологического анализа и синтеза и др. В основе этих методов использованы различного рода «активизаторы» творческого мышления. Например, для настроя мышления на творческий лад применяются эвристические правила «двадцати четырех», «двадцати пяти» и «двадцати шести».

Эвристическое правило «двадцати четырех» предполагает творческое отношение ко всем задачам, с которыми человек встречается на протяжении 24 часов. Все возникающие при этом,идеи записываются и дополняются новыми.

Эвристическое правило «двадцати пяти» предполагает для решения той или иной задачи выдвижения не менее 25 идей. Вследствие того, что сгенерировать такое количество идей достаточно трудно, рекомендуется обращаться к личному опыту исследователя, его воспоминаниям об увиденном, прочитанном, услышанном, использовать правило «двадцати шести». Последнее правило исходит из принципа подсказки: «Подумайте, какое слово, начинающееся на букву А, затем В и т. д., может навести на решение проблемы». (Число 26 — количество букв английского алфавита.) Используя это правило, можно активизировать мозг словами из словаря — в результате какое-то из них может вызвать в сознании неожиданную ассоциацию и привести к решению проблемы.

В методах ненаправленного поиска учитываются особенности человеческой психики. Сама процедура поиска решений указанными методами хотя и производит впечатление детской игры, тем не менее способствует раскрепощению и повышению интеллектуального подъема у специалистов, позволяет преодолеть у последних психологическую инерцию.

Наиболее эффективны для анализа новых решений методы направленного анализа, основанные на научно обоснованных алгоритмах творческого процесса. На одних этапах алгоритмов поле поиска расширяется, на других — сужается. Указанные алгоритмы не имеют жесткой структуры и зачастую называются эвристическими алгоритмами.

Для придания процессу анализа общей направленности требуется четкая постановка цели и уяснение сущности решаемой задачи. Для этого целесообразно использовать понятия экономического, управленческого или организационного противоречия и идеального конечного результата. Экономическое, управленческое или организационное противоречие характеризует несоответствие между возникшими потребностями общества и возможностями существующих систем. В более узком смысле указанные виды противоречий проявляются при улучшении одних характеристик рассматриваемых систем, повлекшем за собой ухудшение других характеристик.

Идеальный конечный результат (ИКР) — это гипотетическое идеализированное решение, к которому следует стремиться и которое соответствует поставленной цели. ИКР является своего рода критерием синтеза и выбора решений, в соответствии с которым лучшим считается решение, наиболее близкое к ИКР. При использовании ИКР задача рассматривается только с потребительской стороны и поэтому не может заменить социально-экономические оценки вариантов, характеризующие их эффективность.

Современные методы направленного синтеза основаны на сложных алгоритмизированно-процедурных подходах, типизированных способах решения разнообразных изобретательских задач.

Классификация методов эвристического анализа возможна по главному признаку, характеризующему основной активизирующий эффект метода. По этому признаку все методы эвристического анализа можно разделить на следующие группы.

1.         Методы, в которых ведущая роль принадлежит коллективным формам творческой работы. Эти методы основаны на предпосылках о том, что коллективное мышление, организованное по определенным правилам, в условиях благоприятного психологического климата оказывается значительно эффективнее, чем сумма индивидуальных мышлений. Указанное свойство коллективного творчества используется в методах «мозгового штурма», конференции идей, коллективного блокнота, синектики.

2.         Методы, основанныена системном анализе комплексных решений, упорядочении признаков частных решений, анализе комплексных решений путем комбинирования частных решений. К этим методам относятся модификации морфологического анализа и синтеза, методы упорядоченных признаков и десятичных матриц поиска.

3.         Методы, в которых главное место отводится ассоциативному мышлению, использованию аналогий, метафор и семантических свойств понятий. Это методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций.

4.         Методы, в которых подсказывается способ разрешения противоречий с помощью эвристических приемов. К их числу относятся алгоритм решения изобретательских задач и библиотека эвристических приемов [1, c.176].

Важно понимать, что эвристика, в отличие от корректного алгоритма решения задачи, обладает следующими особенностями:

-       не гарантирует нахождение лучшего решения;

-       не гарантирует нахождение решения, даже если оно заведомо существует (возможен «пропуск цели»);

-       может дать неверное решение в некоторых случаях.

Возможность (допустимость) использования эвристик для решения каждой конкретной задачи определяется соотношением затраты на решение задачи точным и эвристическим методом, ценой ошибки и статистическими параметрами эвристики. Кроме того, важным является наличие или отсутствие на выходе «фильтра здравого смысла» — оценки результата человеком

Рассмотрим пример. Допустим, что имеется известный, но чрезвычайно сложный точный алгоритм решения задачи, и эвристика, которая требует в 1000 раз меньше затрат и чаще всего даёт приемлемое решение (пусть в 95 % случаев). Для простоты примем, что цена точного решения постоянна, как и цена ошибки.

Тогда в среднем решение эвристическим методом будет стоить:

(

Где: T — цена точного решения, а E — цена ошибки. Средняя разница в цене решения точным и эвристическим методом:

То есть эвристика в среднем оказывается выгоднее точного решения, если только цена ошибки не превышает двадцатикратную цену точного решения.

Если же на выходе результат решения критически оценивается человеком, то ситуация становится ещё лучше: когда ошибка, выданная эвристикой, оказывается достаточно мала, чтобы человек её не заметил, цена этой ошибки обычно гораздо ниже, а серьёзные ошибки будут отсеяны «фильтром здравого смысла», следовательно, не нанесут существенного вреда [3].

В современных мировых условиях наблюдается рост потребности экономики в специалистах, владеющих инновационными, нестандартными подходами к профессиональной деятельности, в связи с этим, эвристические методы становятся особо актуальны и могут быть широко применимы в сфере экономики, так как обладают способностью стимулирования развития интуитивного мышления, возможностей воображения, творчества и прогнозирования.

Литература:

1.                  Андрейчиков А. В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике — М.: Финансы и статистика, 2000. — 368 с.

2.                  Шабалина Л. Г. Эвристические задачи как средство формирования профессиональных умений будущих экономистов: диссертация... кандидата педагогических наук. — Оренбург, 2010.- 214 с.

3.                  http://ru.wikipedia.org/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle