Библиографическое описание:

Шарипов Б. М. Роль денежных переводов в обеспечении макроэкономической стабильности экономики Республики Таджикистан [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 84-88.

В статье рассмотрены проблемы обеспечения финансирования устойчивого развития экономики Таджикистан, которая в перспективе устранит риски нарушения ее макроэкономической стабильности. Определены тенденции в использовании источников финансирования экономического развития, выявлена основная роль денежных переводов мигрантов. Предложены меры по эффективной трансформации денежных переводов во внутренние инвестиционные ресурсы.

Ключевые слова: денежные переводы мигрантов, макроэкономика, финансовый рынок, стабильность, риски, капитал.

Таджикистан — страна в самом центре Евразии, связанная со странами ближнего и дальнего зарубежья различными интеграционными процессами и связями, в частности, различными по мощности потоками трудовой миграции и обратными денежными поступлениями в виде денежных переводов. Воздействие денежных переводов возрастает на сохранение макроэкономической стабильности в новых реалиях, связанных с существенными изменениями условий функционирования национальной экономики в мирохозяйственных связях, которым становиться присуще высокая степень неопределенности и риски. Однако, природа денежных переводов, динамика ее роста и масштабы, факторы и иные проблемы, связанные с их образованием, движением, разнонаправленным влиянием на макроэкономическую стабильность, требуют глубокого изучения, так как с ними связаны и появление новых рисков и вызовов.

Так, Республика Таджикистан, как неотъемлемая часть мировой экономики, подвергается сильнее влиянию внешних шоков и вызовов, как ответная реакция на различные локальные кризисы, как внутреннего, так и внешнего характера, сдерживая поступательное развитие экономики и повышение жизненного уровня населения. Хотя по сравнению с другими странами Таджикистан и перенес финансовый кризис (2008–2009 гг.) с меньшими потерями, однако ее последствия были весьма ощутимы. Так, темпы развития экономики замедлились с ранее 8 % до 3,5 % годовых, а бюджет недополучил свыше 1 млрд. сомони, в частности, от сокращения различных налоговых и таможенных поступлений. Это одновременно сопровождалось сокращением поступлений объемов внешних инвестиций, реализуемых как в рамках программ государственных инвестиций международным сообществом, так и частного характера. Резко уменьшились валютные поступления страны, связанные с падением спроса на мировых рынках на такие стратегические товары как хлопок и алюминий, отражаемых падением как объемов их экспорта, так и цен. Хотя правительством были предприняты соответствующие антикризисные меры, включая и восстановление докризисных темпов развития экономики, однако, последствия прошедшего кризиса продолжают негативно влиять на экономику Таджикистана. Одной из основных ее проявлений является ухудшение доступности к внешнему финансированию из-за сохранения нестабильности внешних финансовых рынков, высокой вероятности новой волны мирового финансового кризиса. Ее признаки проявляются в виде процессов рецессии и замедления темпов мирового ВВП, усугубления «долгового кризиса» и бюджетных проблем, охватывающих ведущие экономики и финансы США и Западной Европы, России и т. д. Сохранение проблем для стран международного сообщества, являющими партнерами по развитию Таджикистана, имеющие долгосрочный и системный характер, оказывают влияние и могут сузить возможности национальной экономики для привлечения внешнего финансирования, особенно льготного. Данное становиться основным фактором сдерживания поступательного развития экономики страны и повышения жизненного уровня населения. Кроме того, реализуемая под эгидой ООН и Всемирного банка Программа развития Тысячелетия, подходит к завершению в 2015 году. Вероятно, что финансирование экономики страны, за счет значительных по размерам и льготных по параметрам, внешним ресурсам (длинные сроки возврата, низкая процентная ставка, грантовая составляющая, предоставление технической помощи виде международных консультантов, новых технологий, опыта и т. д.) не имеющая коммерческого характера, будет существенно сокращена, вплоть до ее полного прекращения. Так, объемы финансирования экономики Таджикистана по основным ее источникам, свидетельствуют, что внешняя их компонента составляет большую долю, чем внутренняя. Так, по данным Государственного Комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом, на финансирование экономики и социальной сферы в 2002–2011 гг. было направлено 2 133 млн. долларов США. Из общего объема финансирования внешний источник составил 2 014 млн. долларов США, или 94, 4 %. Незначительная часть — 5,6 %, или 119,1 млн. долларов США, приходится как вклад Правительства РТ, или внутренние бюджетные источники. За период 2007–2011 гг. средний ежегодный объем внешних инвестиций составлял 420 млн. долларов США [1,c.12]. Это подтверждает тот факт, что обеспечение высоких темпов экономического роста было достигнуто преимущественно за счет внешних финансовых ресурсов. Однако, развитие, основанное на использовании преимущественно внешних финансовых источников, которым присущ возвратный характер, определяет узкие границы и высокие риски сложившейся модели финансирования национальной экономики.

При этом, переход к использованию в перспективе преимущественно коммерческих видов внешнего финансирования будет ограниченным, включая высокую долю их спекулятивной составляющей. Вырастут риски роста бюджетного дефицита. Так, несмотря на усилия правительства по его снижению различными доступными механизмами (списания внешнего долга, реструктуризация на более льготных условиях, обмен на внутренние активы и т. д.) ситуация в экономике Таджикистана является относительно стабильной и сильно уязвимой. Это связано и ограниченностью ресурсов по обслуживанию уже сформированных внешних финансовых обязательств, как государственного бюджета, так и частного сектора из-за низкой рентабельности отечественного бизнеса. Возможная перспектива сокращения объемов льготного внешнего финансирования актуализирует не только поиск новых их источников на внешних рынках, но и максимальное использование новых тенденций в мировой экономике связанная с использованием потенциала денежных переводов мигрантов.

Такой методологический подход позволит решить двуединую задачу, стоящую перед Таджикистаном: во-первых, осуществить диверсификацию внешних финансовых источников, в частности, как за счет привлечения новых, преимущественно коммерческих видов финансирования экономики, так и за счет роста денежных переводов мигрантов. При этом, привлечения коммерческих ресурсов субъектов мирового финансового рынка, должно протекать в виде прямых инвестиций. Это позволит наращивать объемы внешнего финансирования в более безопасных формах. Нынешним формам привлечения внешних финансовых ресурсов присущ относительно высокий риск, связанный с тем, что большая их часть имеет кредитный характер и потенциал для их обратного оттока в виде эффекта «бегства капитала». Так, даже при краткосрочном ухудшении макроэкономической и финансовой стабильности в национальной экономике, включая ухудшение мировой конъюнктуры рынка, высока вероятность того, что ситуация может усугубиться с учетом вышеперечисленного фактора. Анализ показывает, что в 2012г. из общих объемов привлечения иностранных инвестиций преобладающей является доля прочих инвестиций (98 %), состоящей из внешних кредитов, а на долю прямых и портфельных приходится только 2 % [1, с. 15]. Только тот фактор, что внешние кредиты выделены государствами и международными финансовыми организациями, выступающими партнерами Таджикистан по развитию, позволяет пока нейтрализовать их потенциал угрозы, сохранять относительную стабильность, так как их использование имеет больше политический характер, и слабо увязан с индикаторами изменения макроэкономической конъюнктуры. Об этом свидетельствует и наличие низкой мобильности движения капитала в Таджикистане, который является ныне больше положительным фактором, чем отрицательным, согласно современным положениям экономической теории.

Однако, переход в ближайшем будущем на использование больше коммерческого финансирования для Таджикистна, в частности и со вступлением в ВТО, приведет к тому, что их использование, будут напрямую связаны с индикаторами, отражающими макроэкономическую и финансовую стабильность в отечественной экономике. Соответственно процессы притока и оттока внешнего финансирования будут более мобильными, что может значительно повысить и потенциальные риски резкого ухудшения макроэкономической и финансовой стабильности в экономике Таджикистана. Незначительное и краткосрочное ухудшение нестабильности как на внешних, так и внутреннем рынках, может вызвать «эффект домино» в форме массового оттока ранее привлеченного капитала из национальной экономики, становясь катализатором долгосрочного ухудшения ситуации. Вследствие реализации такого сценария развития ситуации произойдет не только замедление экономического развития, как в период мирового финансового кризиса, но отход назад на десятилетия по основным показателям развития экономики и уровня жизни населения. В мировой практике имеются такие факты, именуемые как «потерянное десятилетие» и т. п., когда достигнутые за многие годы результаты развития конкретной страной были «утеряны» за короткий срок. Во многом, эта ситуация была связана с массовыми оттоками ранее привлеченных внешних финансовых ресурсов, которые невозможно было восполнить за счет других финансовых ресурсов и сформированным резервов. Ситуация в экономике Таджикистана такова, что мы не имеем достаточных финансовых резервов, как иные развитые страны. Так, государственные страховые резервные фонды ограниченны и мало емки по объемам — это и стабилизационный фонд страны, резервы стратегических товаров, золотовалютный запас. В этом отношении для Таджикистана в настоящее время основным фактором сохранения стабильности выступают денежные переводы мигрантов, которые имеют огромные размеры и по своим характеристикам отвечает требованиям сохранения безопасности.

Так, приток денежных переводов мигрантов значительно превышает экспортную выручку страны. Они позволяют по объемам значительно перекрыть оттоки финансовых ресурсов из национальной экономики, что поддерживает ликвидности в национальной экономике и на финансовом рынке, сохраняя макроэкономическую и финансовую стабильность. Как показывает практика, несмотря на снижение объема их поступлений, денежные переводы мигрантов, даже в условиях кризиса, выполняют антикризисную компенсирующую оттоки роль в экономики. Эти финансовые потоки формируются в иностранной валюте и поддерживают стабильность торгового и платежного баланса страны, позволяя сохранять покупательную способность национальной валюты и своевременное выполнение страной своих финансовых обязательств.

Поступающие и имеющие характер возрастания в динамике мощные потоки денежных переводов мигрантов, хотя и имеют внешний характер, при поступлении на территорию Таджикистан, они трансформируются в различные целевые потоки денежных средств, которыми оказывается комплексное воздействие на экономическое и социальное развитие Таджикистан в таких направлениях как:

-          формирование внутреннего платежеспособного спроса населения, который растет, несмотря на сохранение, относительно низкой зарплаты и иных социальных платежей,

-          позволяет проводить эффективную государственную политику проецирования экономики Таджикистан как страны с «низкими затратами на оплату труда» и благоприятным инвестиционным климатом при низком уровне социальной напряженности,

-          снижение уровня бедности в последние годы в Таджикистане с 85 % до 32 %,

-          внутренний финансовый источник и средство по восполнению «кассовых разрывов» и сглаживания колебаний внешнего финансирования,

-          роста импорта как потребительских, так и инвестиционных товаров, а соответственно пополнение госбюджета за счет таможенных платежей и иных налогов,

-          формирования внутренних сбережений в виде роста депозитов населения в банках и микрофинансовых организациях,

-          финансовый источник облегчения бремени расходов на социальные цели государственного бюджета: на образование: начальное, среднее, высшее, после вузовская; медицину путем перехода на минимальные стандарты бюджетного финансирования, переноса финансового бремени функционирования социальных учреждений на расходы населения через оказание платных социальных услуг,

-          источник преодоления «депрессивности» регионального развития, учитывая что миграция населения из таких регионов ведет к росту поступлений денежных переводов в последние, обеспечивая их дополнительным финансированием развития,

-          развитие потенциала национального финансового рынка, позволяя увеличивать как объемы внутреннего кредитования, так и обеспечить рост депозитов

Однако, сопоставление показателей депозитов населения (около 300 млн. долларов США), привлеченных банками и микрофинансовыми организациями, и объемами поступивших денежных переводов свидетельствуют, что значительная часть сбережений остается не вовлеченной в официальную финансовую систему. Ныне используются только ее десятая часть, что ограничивает регулируемое денежное предложение экономике, одновременно становясь фактором консервации высоких процентных ставок как по депозитам, так и по кредитам на отечественном финансовом рынке.

Поддержание динамичного развития национальной экономики, требует необходимости все значительных финансовых вливаний, особенно таких, которым присуще безопасные условия их использования. Это должны быть не только льготные инвестиции, привлекаемых согласно, правительственных требований в рамках программы государственных инвестиций под рост внешнего долга, но такие денежные ресурсы, которым присуще минимальные риски привлечения и применения. Мировая практика и опыт Таджикистана свидетельствует, что такими характеристиками обладают такие финансовые инструменты как денежные переводы мигрантов, наряду с прибылью от основной деятельности субъектов рыночной экономики, особенно в отраслях реальной экономики и инвестируемая в развитие, а также государственные расходы и инвестиции в основной капитал.

Для сегодняшней экономики Таджикистана, с присущими ей особенностями и высокими рисками, основным финансовым ресурсом устойчивого развития является денежные переводы мигрантов. Иные виды вышеперечисленных финансовых инструментов не могут выполнить пока свои функции полноценно, в частности по причине ограниченных размеров, связанных с низким уровнем внутреннего накопления в отечественной экономике. Важность и особенность фактора использования денежных переводов мигрантов как основного ресурса для развития и поддержания стабильности экономики Таджикистана нашла свое отражение в Среднесрочной стратегии развития Республики Таджикистан до 2015 года. Так, при разработке четырех возможных вариантов развития национальной экономики в ближайшей перспективе (от пессимистического до благоприятного) важнейшим фактором влияния определены объемы и динамика денежных переводов мигрантов стороны их снижении или роста.

Использование потенциала денежных переводов мигрантов позволит решить не только задачу максимальной мобилизацией внутренних сбережений и их трансформацию в инвестиционные инструменты, но осуществлять эти процессы на базе использования национальной валюты, для преодоления негативных последствий эффекта «долларизацию» экономики. Увеличение размеров и доли внутренних ресурсов в совокупном финансировании экономического развития Таджикистана, позволит в перспективе привлекать дополнительное внешнее заимствования за счет расширения безопасных границ их использования, повышением потенциала и эффективности отечественного финансового рынка.

Анализ показывает, что для многих государств переводы мигрантов становятся более значимыми по объемам, чем выделяемая им официальная помощь международными финансовыми организациями и прямые иностранные инвестиции. Так, в 2012 году официальные денежные переводы в развивающиеся страны составляли около 400 млрд. долл. США, что значительно превышает объемы международной технической помощи этим странам, объемы портфельных инвестиций и почти равно объемам привлеченного капитала в форме прямых инвестиций. В течение 1970–2005 годов объемы поступления денежных переводов в мире, преимущественно из развитых государств в развивающиеся страны, возросли в 13 раз, тогда как количество мигрантов выросло только в 2,3 раза [2, с. 52].

Это не менее важно отметить, что растет и зависимость государств между собою, в частности между странами членами СНГ от России, в прямой зависимости от роли денежных переводов в экономике этих государств. Переводы мигрантов в Таджикистан из России составили 37 % ВВП (1-е место в мире по этому показателю). Тем самым высока уязвимость нарушения стабильности в Таджикистане в зависимости от динамики развития экономики России, где в миграции находятся более 1, 5 млн. трудоспособного и активного населения. Это может использоваться и как средство политического давления. В этом отношении, для снижения рисков концентрации и зависимости от одной страны, необходимо диверсифицировать каналы расположения мигрантов и в других зарубежных странах, испытывающих потребность в них, обеспечивая обучение мигрантов языкам и культуре принимающих стран.

Большое внимание уделяется денежным переводам мигрантов ныне как отечественными, так и международными ученными, международными финансовыми организациями, органами государственной власти и регуляторами финансового рынка. Приобретая огромные по масштабам размеры, денежные переводы стали качественно новым видом современного движения капитала и финансовых потоков, которые уже предлагается рассматривать как «международный миграционный капитал». О потенциале инвестиционных возможностей денежных переводов трудовых мигрантов Таджикистана свидетельствуют их объемы, которых имеют динамику роста, за исключением 2008–2009 гг., когда разразился мировой финансовый кризис. Их поступления выросли с 200 миллионов в 2002 г. до 4,2 миллиардов долларов США в 2013 г., или в более 20 раз за десятилетие. В целом, только за последние семилетие (2005–2013г.) объем денежных переводов от трудовых мигрантов в Таджикистан превысил 20,6 млрд. долларов США. То есть, по объемам они в десятки раз превышают как экспортную выручку страны от реализации отечественных товаров на мировых рынках, так и объемы прямых и иных иностранных инвестиции, составив самый значительный и важный компонент финансирования экономики.

Поступающие денежные переводы во все возрастающих объемах, которым присуща относительная стабильность, выступают основным фактором сохранения макроэкономической и финансовой устойчивости экономики Таджикистан. Связанный с ними приток иностранной валюты, позволяет поддерживать сбалансированным и платежный баланс, поддерживать покупательную способность национальной валюты сомони. Денежные переводы, покрывая огромный по размерам дефицит торгового платежного баланса, являются фактором снижения роста риска нестабильности. В стоимостном выражении на 2009 году, денежные переводы трудовых мигрантов в 17 раз превысили общий объем прямых иностранных инвестиций; их объемы превысил экспортные поступления более чем на 200 процентов. Их среднегодовой рост составлял 60 процентов в период с 2003 по 2008 годы, достигнув максимального размера в 2012 году (3,5 миллиарда долларов США, или свыше 47 процентов от ВВП) [2]. Динамика и объемы денежных переводов мигрантов позволили правительству Республики Таджикистан начиная с 2007 г. отказаться от использования международных кредитов МВФ выделяемых на стабилизационные цели. Исключение составляет период мирового финансового кризиса, когда выделение ограниченных средств МВФ пошло на поддержание социальных выплат населению.

Нужно учесть, как показывают международные исследования, что переводимые официальными каналами объемы денежных переводов составляют лишь их часть, равной половине всех их объемов. Так, даже в ЕС, по оценкам специалистов, только две трети трансфертов в третьи страны проходят через банки или внебанковские системы перевода средств. Для Таджикистана характерным является, что в составе поступающих сумм денежных переводов, включены и средства от реализации товаров и услуг малого и среднего бизнеса, что вызвано недостатками действующего налогового и экспортного законодательства. Анализ показывает, что часть этих средств оседает в стране происхождения денежных переводов, так как вкладывается мигрантами в развитие бизнеса на месте. В частности правительство Россия уже разрабатывает программы по ассимиляции успешных бизнес-мигрантов в свою экономику, в частности, тех лиц которые имеют оборот свыше 10 млн. росс. рублей. Эта практика широко применяется и развитыми странами мира, что вызывает дополнительные риски и требующее создания благоприятных условий для развития не только для иностранных инвесторов, но и внутренним, особенно для успешных бизнес-мигрантов.

Полная мобилизация денежных переводов мигрантов в отечественную экономики теоретически возможна, если использовать потенциал формируемого отечественного финансового рынка и экономики, в частности посредством развития рынка корпоративных ценных бумаг. Использование этого резерва позволила бы частично «разгрузить» нынешнее бремя, которые несут крупные отечественные банки, финансируя крупные инвестиционные проекты в рамках государственных программ.

Ныне, объемы потоков денежных переводов мигрантов в страну, учитывая структуру их валютных компонентов, позволяют Национальному банку Таджикистана, не только покрывать возникающие кассовые разрывы между потоками валютных поступлений в страну, но и проводить активные конверсионные операции и пополнять за счет этого золотовалютный резервный фонд страны. Таким образом, очевидно, что перечень потенциальных угроз и рисков экономической безопасности в Таджикистане весьма обширно в связи с вышеописанными факторами фундаментальной уязвимости нашей экономики к внешним шокам, если бы отсутствовал фактор мощного потока денежных переводов мигрантов. Таким образом, фундаментальным вопросом не только финансовой, но и экономической политики государства должны стать меры по повышению макроэкономической и финансовой стабильности экономики эффективно используя потенциал денежных переводов. Так, наряду с мерами по повышению доверия населения к собственной валюте, изменению налогового законодательства, улучшению инвестиционного климата необходимо обеспечить безопасные и эффективные условия для вложения денежных переводов в активные формы инвестирования экономики посредством обращения ценных бумаг, так и пассивного — формированием депозитной базы банковской системы.

Для сохранения долгосрочной макроэкономической стабильности и устойчивого развития экономики Таджикистан необходимо посредством развития отечественного финансового рынка эффективно трансформировать денежные переводы во внутренние инвестиции, обеспечив их направление на развитие материального производства. Это, наряду с дальнейшим их производительным использованием, обеспечит населению одновременно, как диверсификацию их вложений, так и дополнительное увеличение их доходной базы с минимальными рисками, придавая мощный импульс для устойчивого развития национальной экономики и уровня жизни населения на долгосрочную перспективу.

Литература:

1.                 Анализ инвестиционного климата и привлечения инвестиций в Республику Таджикистан. Душанбе, 2012. С. 35. http://www.gki.tj/ru/262/

2.                 Доклад Всемирного банка «Миграция и денежные переводы: статистический справочник», 2011 г.

3.                 Б. Каримов. Правительство должно признать исключительную важность миграции, интернет- газета Азия плюс, 16.12.2013.

4.                 Платежный баланс и внешний долг Республики Таджикистан за 2012г.- http://www.nbt.tj/ru/payments_balance/

5.                 Отчет о состоянии частного негарантированного внешнего долга и иностранных инвестиций Республики Таджикистан за 2012г.- http://www.nbt.tj/ru/payments_balance/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle