Библиографическое описание:

Каримова М. Т. Проблемы региональной дифференциации в Республике Таджикистан [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 146-148.

В данной статье сделана попытка обосновать необходимость разработки на государственном уровне региональной политики.

Ключевые слова:Таджикистан, региональная политика, региональная дифференциация.

Любое государство, в котором есть административно-территориальные единицы, объективно сталкивается с проблемами неравномерности в их экономическом развитии.

Сложившееся размещение экономического потенциала в Таджикистане не соответствует требованиям необходимым для обеспечения устойчивого роста и развития страны как самостоятельной экономической системы из-за наличия деформаций в структуре национальной экономике. В процессе развития национальной экономики выявились как конкурентные преимущества отдельных регионов страны, так и недостатки, вызванные различными возможностями адаптации регионов к рынку. Такая ситуация вызвала резкий спад и свертывание целого ряда производств в отдельных регионах страны и способствовала появлению ряда проблемных районов. В следствие этого усугубилась региональная асимметрия и значительная часть населения проблемных регионов страны проживает в экономически неперспективных территориях и вынуждена искать работу за пределами своей страны.

В региональном развитии Таджикистана накопилось много проблем, в частности:

-          система управления территориальным развитием не обеспечивает взаимно согласованных действий государственных и местных исполнительных органов. Вопросы регионального планирования регулируются различными ведомствами и не координируются на центральном уровне;

-          не разрабатываются схемы развития и размещения производительных сил;

-          планы развития районов не увязаны со стратегией снижения бедности в стране;

-          отраслевые программы не взаимоувязаны с региональным проектированием и не подкрепляются финансами, в итоге не реализовываются;

-          отсутствуют инструменты (механизмы) координации интересов между административно-территориальными единицами;

-          наблюдается неравномерность в распределении доходов между проблемными регионами; неумение использовать экономической потенциал региона, отсутствие инновационной активности, высокая трудовая миграция и прочие.

В экономически отстающих регионах складывается неблагоприятная ситуация отрицательно влияющая на морально-психологический, квалификационный, интеллектуальный уровень населения, что ведет к деградации и миграции трудовых ресурсов, к недоиспользованию и постепенному разрушению производственного комплекса регионов. Асимметрия в экономическом развитии регионов приводит к асимметрии и в уровне и качестве жизни населения.

Существующие различия между наиболее обеспеченными и наиболее бедными районами Таджикистана по показателю ВРП на душу населения говорят об огромной дифференциации экономического развития.

Таблица 1

Дифференциация регионов по ВРП на душу населения (тыс.сом.на чел.) [1]

 

2007г

2008г

2009г

2010г

2011г

2012г

Таджикистан

1,62

2,15

2,41

2,85

3,39

4,01

Душанбе

3,30

4,74

4,89

7,11

8,42

9,68

Согд.область

1,32

1,86

2,25

2,54

3,06

3,72

Хатлон.область

1,31

1,86

1,93

2,24

2,91

3,46

ГБАО

1,07

1,52

1,78

2,02

1,83

2,61

РРП

1,88

2,02

2,42

2,58

2,62

3,00

Общая тенденция свидетельствует об асимметричном типе регионального развития.

Структура постоянного населения Республики Таджикистан не подвержена значительным колебаниям. Скорость трансформации в структурных изменениях по численности постоянного населения регионов за 2006–2012гг. составляет 0,26 % в год. Скорость же трансформации в территориальной структуре ВВП на душу в 1,77 раза выше, чем скорость трансформации по численности населения рассматриваемых регионов, а вот скорость трансформации территориальной структуры по объему промышленного производства составила 4,33 %, [2, c.60], что свидетельствует о значительных колебаниях в территориальной структуре промышленного производства и о наличии структурного кризиса, так как в условиях сбалансированности и стабильности экономической системы данный показатель не подвергается значительным колебаниям, а вот его нестабильность и резкое повышение свидетельствуют о том, что структурное равновесие нарушено, и чем больше его значение, тем продолжительнее ее нестабильность.

Наблюдается рост разрывов капитальных вложений на душу населения, который, при средней величине в целом по стране в 198,3 сом. на душу населения в 2006г.(стандартное отклонение составило 124,3) в г.Курган-Тюбе в 24,1 раза было больше, чем в среднем по стране. В больше чем 80 % районов страны капитальные вложения на душу населения были ниже, чем в среднем по стране.

Таблица 2

Размах вариации

Показатели развития

Разрыв в уровнях развития

2006 г.

2012 г.

Объем промышленного производства на душу населения

в 5326,8 раз

в 2694,1 раз

Капитальные вложения на душу населения

в 546,8 раз

в 958,7 раз

Сумма прибыли, полученная прибыльными предприятиями в разрезе регионов

в 31,9 раз

в 10,0 раз

Доля производства товаров в структуре ВВП составляет 41,6 % [2, C.70], а доля производства услуг-47,9 %.Причем в структуре производства товаров превалирует доля сельского хозяйства (43,9 %), доля промышленности составила-33 %, строительства-22,9 %.

Наблюдается высокая интенсивность процесса дифференциации по показателю объема реализуемых платных услуг населению (свыше 100 раз), и уменьшение размаха вариации по величине душевого розничного товарооборота в фактических ценах, что с учетом темпов инфляции свидетельствует о снижении реального уровня жизни населения (табл.3). В структуре производства услуг превалирует торговля и общепит, а затем услуги связи и транспорта. В решении этих проблем главную роль должна сыграть эффективная региональная политика государства, так как регионы самостоятельно не могут выйти из депрессивного состояния, вследствие отсутствия необходимых ресурсов и возможности их накопления.

Государственная экономическая политика, проводимая в нашей республике, пока еще не ориентирована на устранение региональных диспропорций, проблемам государственного регулирования регионального развития уделяется очень мало внимания, хотя именно эти проблемы являются ключевыми. В развитых странах активизация деятельности в этом направлении отражает понимание того, что без решения региональных проблем нельзя достигнуть провозглашаемых правительством страны национальных целей.

Таблица 3

Разрыв в уровнях развития по максимальным и минимальным показателям деятельности [1, с.212–217; 3, с.113]

 

2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

2011г

2012г

Розничный товарооборот на душу населения

10,12

9,74

9,48

9,30

9,13

8,99

8,88

Объем реализуемых платных услуг на душу населения

52,07

45,40

82,07

68,24

100,86

84,14

80,31

Объем реализуемых бытовых услуг на душу населения

46,69

18,97

14,16

10,63

8,48

9,65

11,05

ВРП на душу населения

 

3,08

3,12

2,75

3,52

4,60

3,71

Неоднородность социально-экономического пространства Таджикистана оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований, и социально-экономическую политику. К сожалению, в Таджикистане не разрабатывается государственная региональная политика, которая пока находится в правовом вакууме, фактически не существует ни одного общенормативного акта, регламентирующего процедуры разработки и механизм реализации региональной политики.

В стране должен быть разработан и принят целый пакет документов относительно реализации государственной региональной политики, основанной на разнообразии конфессиональных, исторических, ментальных и других особенностей регионов страны. В противном случае национальная экономика столкнется с системными проблемами, возникновением центробежных тенденций регионов и т. п.

Экономика Республики Таджикистан это- многоаспектный региональный организм, поэтому крайне важно осуществление регионализации макрополитики, направленной на решение проблем дифференциации экономического пространства республики.

Разработка эффективной государственной региональной политики выходит на первый план в политических и экономических преобразованиях в Таджикистане. Ее правильная реализация может ускорить ход реформ, в то же время ее недостатки и упущения болезненно сказаться на взаимоотношениях центра и регионов, снизить возможность оказания помощи слабым и кризисным территориям и поддержи сильным регионам-локомотивам. Назрела необходимость разработки специальной системы мер в области государственной региональной политики, которая бы способствовала сокращению чрезмерной региональной асимметрии.

В этих целях необходимо усилить институциональный потенциал системы территориального планирования, совершенствовать механизмы бюджетного финансирования, в направлении усиления мотивации регионов на самоорганизацию и мобилизацию внутренних ресурсов. Местные исполнительные органы государственной власти и самоуправления должны сконцентрировать свои усилия на выработку и реализацию стратегии конкурентного развития своего района, обеспечение благоприятных условий для проживания населения на местах и обеспечения хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Для обеспечения координации межрегиональных и межотраслевых интересов и интересов страны, в перспективе возможно должны быть проработаны вопросы создания отдельного института межрегионального взаимодействия. Эта структура должна сконцентрировать свою деятельность не на административных функциях, а на регулировании пространственного развития и проектно-программных работах.

Литература:

1.          Статистический ежегодник «Регионы Республики Таджикистан». Душанбе.2013.

2.          Статистический ежегодник «Национальные счета Республики Таджикистан». Душанбе. 2013.

3.          Статистический ежегодник «Финансы Таджикистана». Душанбе. 2013.

4.          Каримова М. Т. Региональная политика: проблемы и перспективы в Таджикистане. Душанбе. Ирфон. -204с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle