Библиографическое описание:

Уразбахтин Ю. Г. Реформирование системы финансового обеспечения Вооруженных Сил России [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 77-79.

В соответствии с положением, утвержденным указом президента России от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», военное ведомство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами президента и правительства функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.

Этим положением, в частности, определено, что Минобороны России осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, подготавливает предложения по численности, составу и структуре Российской армии, расходам на оборону и организует финансовое обеспечение Вооруженных Сил [1, с. 20].

Существующая в дореформенный период деятельности ВС РФ система денежного обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала накопила значительное количество проблем, требующих как законодательного разрешения, так и повышения стимулирующей роли денежного обеспечения в период проведения реформы Вооруженных Сил, сокращения их численного состава с одновременным повышением качества боевой подготовки.

Изменения действовавшей системы денежного довольствия военнослужащих были обусловлены необходимостью:

-        приведения нормативной правовой базы, регулирующей вопросы этой сферы, в соответствие со сложившимися общественными и экономическими условиями в целях повышения эффективности правового регулирования отношений в сфере оплаты труда военнослужащих;

-        повышения уровня их материального обеспечения с учетом создания новой структуры выплат, основу которой должны составлять оклады денежного содержания, за счет сокращения количества многочисленных надбавок;

-        приведения структуры органов, осуществляющих обеспечение денежным довольствием военнослужащих и оплату труда лиц гражданского персонала, в соответствие с новыми условиями функционирования ВС РФ.

Во исполнение перечня поручений президента России от 30 сентября 2010 года № К4196 был разработан и принят Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ. В соответствии с этим документом размеры денежного довольствия военнослужащих с 1 января 2012 года были увеличены в среднем в 2,5–3 раза [2, с.5].

В системе денежного довольствия существенное место заняли выплаты стимулирующего характера. Их размеры в рамках одной воинской должности поставлены в зависимость от профессионального мастерства военнослужащего, сложности и важности решаемых задач, добросовестного отношения к выполнению своих обязанностей и других условий, способствующих качественному исполнению служебных обязанностей.

Установлены и компенсационные выплаты, учитывающие климатические и экологические особенности местностей, в которых дислоцируются воинские части, степень риска для жизни и здоровья, а также другие факторы.

Размеры окладов денежного содержания, повышающие коэффициенты, а также дополнительные выплаты изложены в приказе министра обороны от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ» [3,с.3].

В соответствии с новой системой:

-        размеры окладов по воинским званиям увеличены в 3 (рядовой) — 6,5 раза (маршал РФ), оклады по воинской должности — в 4,5 (стрелок) — 4,6 раза (первый заместитель министра обороны РФ);

-        предельные размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет снижены с 70 до 40 % оклада по воинской должности, при этом фактические размеры надбавки увеличились;

-        размеры ежемесячной надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию) увеличены с 5–10 до 5–30 % оклада по воинской должности с установлением выплаты за третий класс и распространением права на ее получение на всех военнослужащих;

-        установлен предельный размер надбавки за особые условия военной службы до 100 % по воинской должности;

-        предельные размеры надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, снижены с 75 до 65 % оклада по воинской должности, при этом фактические размеры надбавки увеличились;

-        установлена надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, в размере до 100 % оклада по воинской должности;

-        размеры ежегодной материальной помощи снижены с двух до одного оклада денежного содержания в связи со значительным ростом этого оклада;

-        установлены иные дополнительные выплаты (премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, повышающие и районные коэффициенты, за службу в районах Крайнего Севера и др.).

Из состава денежного довольствия исключены и переведены в категорию других выплат подъемное пособие и суточные за каждый день нахождения в пути, а также единовременное пособие при увольнении с военной службы.

В 2010–2013 годах Министерством обороны проведен комплекс мер, направленных на совершенствование финансового обеспечения Вооруженных Сил. В основу оптимизации был положен территориальный принцип.

Ранее финансовое обеспечение воинских частей, в том числе выплата денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу, осуществлялось через военные округа, виды, рода войск. С 2011 года исполнение этих функций передано созданным территориальным финансовым органам.

По состоянию на 1 января 2013 года функционировал 41 территориальный финансовый орган. В целях обеспечения централизованных расчетов с личным составом с применением единых алгоритмов в соответствии с приказом министра обороны от 3 октября 2011 года № 1771 создано ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» (ЕРЦ) [4, с. 2].

С 2011-го начался поэтапный переход на централизованные расчеты через ЕРЦ по заработной плате с гражданским персоналом воинских частей и учреждений, расположенных на территории Москвы и Московской области, центрального аппарата Минобороны, а также по денежному довольствию со всеми военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. С 1 сентября 2012 года приступили к поэтапному зачислению на финансовое обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

В результате денежные средства военнослужащие получали от двух финансовых органов: ЕРЦ — денежное довольствие, УФО — остальные выплаты. При этом указанные финансовые органы выполняют практически аналогичные функции.

Для обеспечения расчетов с личным составом через ЕРЦ необходимо проводить работу по подготовке проектов соответствующих приказов и внесению в базу данных их содержания, а также сведений, необходимых для начисления причитающихся выплат каждому военнослужащему. Данные функции возложены на Главное управление кадров МО РФ (ГУК) и кадровые органы объединенных стратегических командований (ОСК) военных округов.

Таким образом, для обеспечения централизованных расчетов с личным составом помимо сотрудников ЕРЦ ежемесячно задействуются большое количество военнослужащих и лиц гражданского персонала других органов военного управления (без учета помощи, оказываемой сотрудниками кадровых органов ОСК военных округов на местах).

По информации, получаемой от командования военных округов, в результате проведенной централизации выплат денежного довольствия через ЕРЦ резко возросло количество обращений военнослужащих по проблемам, связанным с начислением и выплатой причитающихся сумм денежного довольствия.

Основными недостатками при производстве расчетов с военнослужащими через ЕРЦ являлись:

-        несвоевременное (неполное) удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей;

-        задержка (до 8 месяцев) выдачи денежных аттестатов уволенным военнослужащим, в связи с чем они не имели возможности своевременно оформить и получить пенсию;

-        несвоевременное оформление аттестатов военнослужащим, переведенным для дальнейшего прохождения службы в другие части, в результате чего многим военнослужащим длительное время не выплачивалось денежное довольствие за период их перемещения из одной воинской части в другую;

-        несвоевременное включение в приказ МО РФ по личному составу и строевой части военнослужащих, вновь принятых на военную службу по контракту, в результате чего задержка выплаты денежного довольствия указанным военнослужащим составляла до четырех месяцев;

-        отсутствие механизма удержаний из денежного довольствия военнослужащих, привлеченных приказами командиров воинских частей к материальной ответственности.

В 2011-м в Минобороны была организована работа по переходу на безналичный порядок расчетов с личным составом. Начальникам управлений (отделов) финансового обеспечения Минобороны предписывалось провести мониторинг кредитных учреждений в субъектах России и организовать с ними взаимодействие по установке банкоматов на территории воинских частей либо в непосредственной близости от них.

В целях реализации зарплатных проектов для Минобороны Банком ВТБ 24 установлено 348 банкоматов, из которых 100 (28,7 %) размещены на территории воинских частей и 248 находятся в шаговой доступности от них, Сбербанком России — 2817 банкоматов, из которых 263 (9,3 %) — на территории воинских частей и 2554 — в шаговой доступности от них.

Совершенствование финансового обеспечения Вооруженных сил в 2011–2013 гг. позволили увеличить размеры денежного довольствия военнослужащих и оптимизировали всю систему финансового обеспечения воинских частей.

Литература:

1.      Газета «Военно-промышленный курьер» от 24.07.2013 г.

2.      Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306 — ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им отдельных выплат».

3.      Приказ МО от 29 декабря 2011 г. № 2700 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ».

4.      Приказ МО от 3 октября 2011 г. № 1771 «О создании ФКУ Единый расчетный цент МО РФ».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle