Библиографическое описание:

Стороженко В. В. Инновационный подход к стратегии управления улучшениями и изменениями на предприятии [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 149-151.

Рассматривается инновационный подход к стратегии управления улучшениями и изменениями на предприятии.

Ключевые слова: стратегия управления улучшениями и изменениями на предприятии, инновации в стратегии управления улучшениями и изменениями.

В начале XX века даже европейские страны основное внимание уделяли производству, так как рынок товаров был ненасыщенным, спрос был большим, и люди покупали то, что имелось. В середине XX века с развитием производственных мощностей рынок товаров становился более насыщенным, производители начинают осознавать необходимость ориентироваться на потребителя и на конкурентов. Сегодня предприятия вынуждены постоянно осуществлять улучшения и изменения бизнес-процессов и продукции для ответа на внешние и внутренние вызовы, обусловленные большой скоростью социального и экономического развития глобального экономического пространства.

Мировая практика управления улучшениями и изменениями на предприятии нашла свое отражение в международных стандартах: ИСО 9004–2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»; ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования»; ИСО 10007:2003 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по управлению конфигурацией»; ИСО 21500 «Управление проектами».

В соответствии с требованиями стандартов ИСО 9004–2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» и ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» предприятию необходимо постоянно осуществлять мониторинг действий по улучшению своей деятельности и регистрировать их реализацию, так как это может обеспечить данные для будущих улучшений. Результаты анализа данных, полученных в ходе деятельности по улучшению, служат одним из входов для анализа со стороны руководства с целью обеспечения информации по улучшению деятельности организации. Организации необходимо составить оперативный план по менеджменту процессов, включающий управление изменениями, относящимися к процессам и продукции. Высшему руководству следует создать систему, в которой полномочия делегируются так, чтобы работники имели полномочия и приняли на себя ответственность по определению возможностей там, где организация может улучшить свою деятельность. Для обеспечения структуры деятельности по улучшению высшему руководству необходимо определить и внедрить процесс постоянного улучшения, который можно применять к процессам жизненного цикла продукции, вспомогательным процессам и другой деятельности. В целях достижения результативности и эффективности процесса улучшения следует уделять внимание процессам жизненного цикла продукции и вспомогательным процессам с точки зрения возможности применения лучших методов и управления плановыми и неплановыми изменениями.

В стандарте ИСО 21500 «Управление проектами» описан процесс контроля изменений. Цель контроля изменениями — контролировать все изменения в проекте и в его результатах для формального принятия или отклонения этих изменений перед их последующим внедрением. В соответствие с требованиями данного стандарта на протяжении всего проекта необходимо регистрировать запросы на изменения в журнале изменений, оценивать их с точки зрения получаемой выгоды, содержания, ресурсов, сроков, стоимости, качества и рисков, оценивать их угрозы и выгоды для проекта и получить одобрение до начала их реализации. Запрос на изменение может быть изменен или даже отменен в зависимости от оценки его воздействия на проект. Как только изменение утверждено, решение должны быть доведено до соответствующих заинтересованных сторон для реализации изменения, включая, при необходимости, обновление проектной документации. Изменения в результатах проекта должны контролироваться с помощью процедур, таких как управление конфигурацией продукции.

В стандарте ИСО 10007:2003 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по управлению конфигурацией» управление изменениями определяется как действия по управлению продукцией после формального одобрения данных о конфигурации продукции. После первоначального установления данных о конфигурации продукции необходимо управлять всеми изменениями конфигурации продукции. Потенциальное воздействие изменений, требований потребителя и базовой конфигурации влияют на степень управления, необходимую для введения предложенного изменения или применения разрешения на отклонение. Процесс управления изменением должен быть документально оформлен и должен включать в себя:

-       описание процесса, оправдательные документы и записи об изменении;

-       классификацию изменения с точки зрения его сложности, необходимых ресурсов и планирования для выполнения;

-       оценку последствий изменения;

-       подробное описание того, как изменение должно быть подготовлено;

-       подробное описание того, как изменение должно быть выполнено и верифицировано. Управление изменениями затрагивает идентификацию и документирование потребности в изменении и его влиянии, а также просмотр и утверждение изменений в процессах и продукте. Среди этих изменений выделяются те, которые требуют применения контроля конфигурации. Управление изменениями включает управление изменениями в содержании проекта и в плане проекта. Перед принятием изменения необходимо проанализировать цели, рамки и последствие изменения. Управление изменениями включает скоординированные изменения по взаимосвязанным процессам проекта и разрешение любых конфликтов. Процедуры по управлению изменениями также включают контроль документооборота.

Изучение литературы по управлению улучшениями и изменениями авторов: Блинова А., Замышляева О., Кожевиной О., Хайниша С., Глушакова В. позволяет сделать вывод о том, что авторы, во многом, не учитывают важности выделения основных факторов, определяющих современную стратегию управления улучшениями и изменениями на предприятии. Вместе с тем, быстро меняющиеся условия внешней среды приводят к необходимости сформировать новую стратегию управления улучшениями и изменениями на предприятии.

В таблице 1 предложено описание новых факторов, определяющих современную инновационную стратегию управления улучшениями и изменениями на предприятии.

Таблица 1

Новые факторы, определяющие современную инновационную стратегию управления улучшениями и изменениями на предприятии

п/п

Название факторов

Описание факторов

1

Создание творческой атмосферы

1.      Создание социально-психологических условий профессиональной деятельности, способствующих вовлечению работников в активный поиск возможностей улучшения показателей процессов, деятельности и характеристик продукции.

2

Выделение деятельности, направленной на поиск возможностей улучшения

1.      Разделение операционной деятельности сотрудников и деятельности, направленной на поиск возможностей улучшения показателей процессов, деятельности и характеристик продукции.

2.      Выделение части рабочего времени на активный поиск возможностей улучшения показателей процессов, деятельности и характеристик продукции.

3

Материальное стимулирование поиска возможностей улучшения

Вознаграждение за достижение улучшений.

4

Внедрение процесса постоянного улучшения бизнес-процессов и продукции

1.    Сравнение с достижениями конкурентов и с лучшей практикой.

2.    Оценка результативности (степени выполнения требований, достижения результата).

3.    Отслеживание изменений законов и регламентов.

4.    Оценка эффективности расхода ресурсов.

5.    Поиск возможности применения лучших методов и технологий.

6.    Оценка результатов внедрения улучшений и изменений.

5

Определение ответственных лиц за управление улучшениями и изменениями

Создание структурного подразделения для управления улучшениями и изменениями на предприятии.

6

Включение в документооборот предприятия

1.    Создание системы документирования улучшений и изменений на предприятии.

2.    Интеграция системы документирования улучшений и изменений в общий документооборот предприятия

Скорость современного социального и экономического развития вызывает необходимость постоянного изменения предприятий. Организация должна иметь способность меняться автоматически в ответ на запросы внешней среды, извлекая полезные знания из собственного опыта и действий конкурентов.

В современной экономике понятия «стабильность» и «конечный результат» уступили место непрерывному движению к очередной намеченной цели. В связи с этим важно создать такой механизм функционирования предприятия, в котором заложен автоматизированный процесс опережающих внутренних изменений в виде системы управления улучшениями и изменениями бизнес-процессов и продукции с вовлечением всех сотрудников в активный поиск возможностей улучшения показателей процессов, деятельности и характеристик продукции предприятия.

Литература:

1.      Официальный сайт «Международной организации по стандартизации (ИСО)». Режим доступа: http://www.iso.org (дата обращения: 20.03.2014).

2.      Блинов А., Угрюмова Н. Управление изменениями. М.: Дашков и Ко, 2014. 302 с.

3.      Замышляев О. Матрица перемен. Как повысить эффективность изменений в компании. М.: Альпина Паблишер, 2014. 128 с.

4.      Рыженкова И. Управление изменениями. Развитие в условиях неопределенности. Сборник статей. М.: ИКАР, 2013. 192 с.

5.      Кожевина О. Управление изменениями. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2013. 288 с.

6.      Хайниш С., Климова Э. Бенчмаркинг на предприятии как инструмент управления изменениями. М.: Едиториал УРСС, 2012. 144 с.

7.      Рыженкова И. Управление изменениями. Принятие решений. М.: ИКАР, 2012. 120 с.

8.      Глушаков В. Управление изменениями в бизнесе. Минск: Дикта, 2011. 212 с.

9.      Шермет М. Управление изменениями. М.: Дело АНХ, 2010. 128 с.

10.  Эдвард Бек, Кристофер Коуон. Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке: пер. с англ. М.: BestBusinessBooks, 2010. 424 с. [Edward Bek, Kristofer Kowon. Spiral Dynamics: Mastering Values, Leadership, and Change].

11.  Распопов В. Управление изменениями. М.: Магистр, 2009. 334 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle