Автор: Нойкин Серей Анатольевич

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

III международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2014)

Библиографическое описание:

Нойкин С. А. Формирование финансово-экономической стратегии развития России [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 145-148.

Данная статья рассказывает о формировании успешной финансово-экономической стратегии её предпосылках, причинах и необходимых критериях влияющих на формирование. Говорится о функциональных задачах в технологической, институциональной областях. Рассказывается о системе и причинах стратегического планирования, взаимосвязи стратегии и планирования в частности. Приводятсяпредпосылкинеобходимыедляформированиянациональнойфинансово-инвестиционнойсистемы.

Given article tells about formation of successful financial and economic strategy its preconditions, the reasons and necessary criteria influencing on formation. The institute areas is spoken about functional problems in technological. It is told about system and the reasons of strategic planning, interrelation of strategy and planning in particular. Preconditions necessary for formation of national financially-investment system are resulted.

Актуальность темы исследования. Дальнейшее совершенствование рыночных механизмов функционирования российской экономики обуславливает целесообразность поиска рациональных подходов к повышению эффективности финансового управления предприятиями и созданию предпосылок их устойчивого роста, что представляется особенно важным в условиях негативного воздействия на хозяйственный комплекс глобальных кризисных проявлений, инициирующих эндогенные производственные диспропорции.

Адаптацию хозяйствующих субъектов к колебаниям существующей рыночной конъюнктуры следует рассматривать в качестве неотъемлемого условия сохранения экономической устойчивости. Это предполагает необходимость теоретического и методологического обоснования соответствующих механизмов, моделирования ситуаций и практической апробации разработанных инструментов предотвращения финансовой нестабильности, а также защиты предприятий от риска потери платежеспособности и последующего банкротства. Вышеуказанное в совокупности представляется важной задачей научных исследований, что и обусловило актуальность темы научной статьи.

Степень разработанности проблемы. Общим концептуальным вопросам развития финансов предприятия посвящены работы известных зарубежных ученых: И. Ансофа, Ю. Бригхема, Р. Брейли, М. Гордона, Т. Гранде, Дж. Ван Хорна, П. Друкера, К. Друри, Б. Коласса, М. Миллера, Ф. Модильяни, Ж. Перара, М. Портера, И. Фишера, Д. Хан, Дж. Хикса, Н. Холта, У. Шарпа, П. Шеннона, Й. Шумпетера и др.

Проблемы финансирования воспроизводственных процессов и управления параметрами стоимости организаций получили развитие в трудах отечественных авторов: И. Т. Балабанова, И. А. Бланка, И. Н. Богатой, В. Г. Вишневского, В. Г. Гречишкиной, О. В. Ефимова, А. Д. Кончавели, A. A. Колотова, В. В. Ковалева, И. Н. Омельченко и др. Исследование процедур формирования финансовых стратегий субъектов рыночных отношений осуществлялось: И. О. Александровым, В. П. Баговым, В. Г. Белолипецким, А. П. Градовым, М. Н. Крейниной, В. А. Микрюковым, C. B. Моисеевым, Т. А. Саати, Г. В. Савицкой, В. И. Терехиным, В. А. Тереховой, H. H. Треневым, И. П. Хоминич, С. Н. Цыганковым и др.

Влияние налогов на эффективность функционирования корпоративных структур исследовалось в работах таких ученых, как О. И. Баженов, Е. В. Балацкий, В. Р. Берник, A. B. Брызгалин, В. В. Брызгалин, А. Н. Головкин, A. Р. Горбунов, С. М. Джаарбеков, П. В. Егоров, Ю. Г. Лысенко, Д. Ю. Мельник и др. В последние годы активно изучается влияние государственной финансовой политики на хозяйственный комплекс в целом, что нашло отражение в трудах B. В. Буряковского, И. И. Доброседовой, В. Н. Незамайкина, J1.H. Павловой, Н. С. Пласковой, М. В. Романовского, Э. Н. Станиславчика, И. Н. Самоновой, Е. С. Стояновой, Э. А. Уткина и др.

Многоаспектность мнений относительно способов формирования и реализации финансовой стратегии предприятия обусловила наличие в специальной литературе множества соответствующих научных подходов. При этом крайне недостаточно изучены методологические аспекты построения перспективных планов организаций с одновременной оценкой уровня рыночной неопределенности и риска.

Современная отечественная экономическая наука в процессе исследования механизмов адаптивного управления рассматривает преимущественно организационные проблемы обеспечения оптимальных сценариев функционирования производств и их информационного сопровождения. При этом финансовая составляющая стратегического развития предприятий нередко остается за рамками подобных разработок. Процедуры прогнозирования финансово-экономической устойчивости организаций на основе оценок их перспективной стоимости также не имеют универсальной инструментальной базы, в них не учитывается динамика жизненных циклов хозяйствующих субъектов. В настоящее время отсутствует единство мнений ученых относительно предпочтительности использования специальных алгоритмов оптимизации структуры капитала предприятий, идентифицирующих совокупное влияние факторов доходности, налогообложения, инфляции и рыночного риска.

Необходимость научного обоснования и дальнейшего развития методологии и практики стратегического финансового управления и формирования на их основе адаптивной стратегии устойчивого развития организаций определили цель, задачи и содержание научной статьи.

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке целостной научной концепции формирования и реализации финансовой стратегии устойчивого развития предприятия, предусматривающей согласование приоритетов экономического роста в долгосрочной перспективе с потенциальными возможностями и резервами мобилизации имеющихся источников капитала.

Ключевая идея формирования финансово-экономической стратегии заключается в опережающем становлении базисных производств нового технологического уклада и скорейшем выводе российской экономики на связанную с ним фазу роста новой длинной волны. Для этого необходима концентрация ресурсов в развитии составляющих его перспективных производственно-технологических комплексов, что требует целенаправленной национальной финансово-инвестиционной политики, включающей соответствующие инструменты денежно-кредитной, налогово-бюджетной, промышленной и внешнеэкономической политики. Их необходимо ориентировать на становление ядра нового технологического уклада и достижение синергетического эффекта формирования кластеров новых производств, что предполагает согласованность макроэкономической политики с приоритетами долгосрочного технико-экономического развития. Последние должны формироваться исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. [1; стр. 98]

Имеющийся в российской экономике совокупный инвестиционный потенциал используется едва ли на 1/3, более половины аккумулированных сбережений лежит без движения и вывозится за границу. С учетом вывезенного за рубеж капитала (объем которого, по компетентным оценкам, составляет более 800 млрд. долл.) выведенные из российской экономики инвестиционные ресурсы в несколько раз превышают нынешний годовой объем инвестиций. Это означает, что решение задачи трехкратного повышения инвестиционной активности вполне реально, — разумеется, при правильной экономической политике, ориентированной на решение следующих задач. [2; стр. 4]

В технологической области стоит задача создания производственно-технологических систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов и стимулирования их роста вместе с модернизацией смежных производств. Для этого должны быть решены проблемы выращивания на основе уже накопленного научно-промышленного потенциала конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, стимулирования быстрого распространения технологий современного технологического уклада, защиты внутреннего рынка и поощрения экспорта перспективной отечественной продукции. Одновременно должны быть обеспечены условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров требуемой квалификации, создание информационной инфраструктуры, а также системы защиты интеллектуальной собственности. [1, стр. 123, 138]

В институциональной области необходимо сформировать хозяйственный механизм, который способствовал бы перераспределению ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы нового технологического уклада, модернизации экономики, повышению ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий. Те же цели должны определять политику в области совершенствования организационно-производственной структуры экономики. Важно стимулировать такие формы интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции, обеспечивать непрерывное повышение эффективности производства на основе своевременного освоения новых технологий. Необходимо ликвидировать отставание в использовании современных технологий управления производством в течение всего жизненного цикла продукции. [3, стр. 56]

В основе стратегии должны лежать высокие, достойные России и одновременно достижимые долгосрочные цели. Это превращение России в динамично развивающуюся державу, обеспечивающуюся на основе интенсивного труда и деловой инициативы, разумной и последовательной экономической политики среднеевропейские стандарты уровня жизни в российских природно-климатических и географических условиях. [2, стр. 3]

Необходимой составляющей работы над стратегией является содержательная структуризация уже принятых к реализации и разрабатываемых программ финансово-экономического развития. Их целевые установки и мероприятия по реализации должны пройти процедуру системного согласования. В данном голосовании потребуется оценить меру их ресурсной сбалансированности, выявить возможные противоречия целевых установок и инструментов экономической политики, обосновать требования к их синхронизации, определить узкие места и поставить задачу дополнения существующего набора новых программ с целью обеспечения критической массы воздействий на ход воспроизводственных процессов и минимизации негативных системных эффектов. В этой работе следует возобновить использование балансовых методов планирования с учетом определенной рыночными механизмами ограниченности масштабов и форм их применения. Документы финансово-экономического, отраслевого и территориального стратегического планирования должны составлять единый комплекс и разрабатываться на общей методологической основе в целях обеспечения согласованности и иерархической взаимосвязи элементов системы стратегического планирования.

На федеральном уровне такая система могла бы включать в себя следующий состав документов:

-          долгосрочные (на 25–50 лет) прогнозы, предусматривающие различные сценарии развития экономики в зависимости от вариантов изменения внешних и внутренних объективных факторов, а также от вариантов финансово-экономической политики;

-          среднесрочная (на 10–12 лет) концепция финансово-экономического развития и скоординированная с ней генеральная схема развития и размещения производительных сил, определяющие основные цели, задачи и приоритеты финансово-экономического развития страны, состав целевых государственных программ различного уровня;

-          индикативный план финансово-экономического развития на трехлетний период, устанавливающий желаемые показатели развития и систему мер по их достижению (термин «индикативный» означает, что показатели данного плана служат ориентиром для негосударственных субъектов управления, но обязательны для всех государственных органов управления, в том числе при определении директив представителям государства в органах управления компаний);

-          среднесрочные государственные (федеральные, региональные и отраслевые) программы, согласующиеся между собой и взаимоувязанные по инвестициям, обеспечивающие достижение поставленных целей развития;

-          годовые бюджеты и трехлетние бюджетные планы (на скользящей основе), которые формируются исходя из целевых показателей, сформулированных в концепции, индикативном плане и среднесрочных программах.

Предпосылкой успешности указанной стратегии выступает эффективная работа национальной финансово-инвестиционной системы, способной обеспечить приток капитала в развитие новых производств и опирающейся на внутренние источники кредита. Для ее формирования необходимо:

-          создание системы стратегического планирования, способной выявлять перспективные направления экономического роста, а также направлять деятельность государственных институтов развития на их реализацию;

-          обеспечение необходимых для опережающего роста нового технологического уклада макроэкономических условий;

-          формирование институтов финансирования проектов создания и развития производственно-технологических комплексов нового технологического уклада и сфер потребления их продукции.

Таким образом, можно сделать такой вывод. Стратегия обязательно должна быть такая, при которой достигается максимальное значение целевой функции. Более взвешенное решение может состоять в том, чтобы выбрать варианты, отличающиеся как большим значением целевой функции, так и относительно высокими или устойчивыми темпами роста операционного потенциала, обеспечивающего рост рентабельности.

Блок выбора нацелен на достижение цели выбранной альтернативы — синергетического эффекта финансовой стратегии, который подтверждается соответствующими расчетами и выводами на таких этапах, как оценка чувствительности и риска реализации стратегии, обоснование стратегической альтернативы, детализация стратегического финансового плана по центрам ответственности, контроль и координация управляемых факторов, оценка качества реализации стратегии. Это предполагает комплексное обоснование как самого решения, так и принятой вместе с ним вероятности допустимого уровня риска в сравнении с уровнем доходности. Предложенный далее комплексный механизм оценки риска и разработанные сценарии его снижения позволили сформировать методологические подходы к оценке результатов выбора альтернатив финансовой стратегии и возможных отклонений от заданных целей и параметров устойчивого развития предприятия.

Установлено, что важнейшим условием повышения эффективности финансового управления является оптимизация структуры капитала. Определено, что на оптимальную структуру капитала оказывают влияние такие ключевые факторы: финансовый риск — повышение риска уменьшает оптимальную долю заемных средств; налоговый щит; финансовая гибкость -выбор источников финансирования по доступной цене; объем производства; срок погашения заемного капитала. Предложен алгоритм, который определяет процесс моделирования выбора структуры капитала.

Механизм финансовой стратегии рассматривается как инструмент повышения эффективности финансового управления. Сформулированная концепция и модель механизма реализации финансовой стратегии состоит из четырех ключевых блоков: стратегического позиционирования; механизма поддержки организационно-методического базиса и процедуры формирования финансовой стратегии устойчивого развития; механизма ее реализации. На этой основе разработан алгоритм формирования и выбора оптимальной финансовой стратегии, который конкретизирует элементы, последовательность действия механизма и методические процедуры ее выбора. Для определения оптимального вектора устойчивого развития предприятия предложен методический подход, отражающий зависимость между темпом прироста потенциала финансово-экономической устойчивости и его ведущими факторами: реинвестированной прибылью, рентабельностью продаж, ресурсоотдачей, коэффициентом финансовой зависимости и оборачиваемости собственного капитала. Механизм финансовой стратегии предприятия отличается от известных тем, что основывается на аналитическом базисе стратегической диагностики, позволяющей четко регламентировать процедуры выбора стратегических альтернатив, обосновывать финансовые показатели стратегического финансового планирования и обеспечивать их адаптацию.

Литература:

1.         Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010

2.         Льготный день // Российская газета.-2011.-№ 182(3542)

3.         Сальников В. А., Галимов Д. И. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности — текущее состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2006. N 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle