Библиографическое описание:

Шевелева Р. Н. Применение методов стратегического планирования в управлении социальной сферой муниципального образования на примере г. Канска Красноярского края [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 165-168.

В статье обоснована актуальность применения методов стратегического планирования в управлении социальной сферой муниципальных образований, представлены результаты SWOT-анализа управления социальной сферой г. Канска Красноярского края, на основе проведенного анализа предложены стратегии развития социальной сферы.

Ключевые слова:стратегическое планирование, SWOT-анализ, социальная сфера.

Социальная сфера является основой для формирования и развития человеческого капитала. Именно люди с их образованием, квалификацией и опытом определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации муниципального образования. Значение проблемы формирования и воспроизводства человеческого капитала в малых и средних городах, таких как г. Канск Красноярского края, возрастает и в связи с тем, что человеческий ресурс в условиях активно идущих процессов старения населения становится самым дефицитным ресурсом.

Современная ситуация в муниципальном управлении социальной сферой характеризуется хроническим дефицитом финансовых и материальных ресурсов. Основные усилия органов местного самоуправления, как правило, направлены на решение текущих задач, реагирование на события, которые уже наступили. Вопросы перспективы, то есть долгосрочного развития при этом отходят на второй план. Трудности социального развития малых и средних городов являются источником напряженности в обществе, препятствуют развитию регионов и требуют модернизации существующей социально-экономической системы России [1]. Поэтому, не решая стратегические задачи, не закладывая основы для дальнейшего развития социальной сферы, муниципальные образования обрекают себя на ухудшение ситуации в будущем.

Изучение организации управления социальной сферой, а также результатов деятельности органов местного самоуправления в социальной сфере [2, 3, 4], позволили осуществить SWOT-анализ для формирования стратегий по совершенствованию управления социальной сферой города Канска.

SWOT-анализ предполагает изучение влияния внутренних и внешних факторов. Внутренними факторами являются сильные (S) и слабые (W) стороны. Внешними факторами являются возможности (O) и угрозы (T).

Анализируя структуру управления социальной сферой г. Канска можно отметить следующее: сложившаяся линейно-функциональная структура управления, распространенная и в других муниципальных образованиях, при имеющихся достоинствах, обладает и весьма серьезными недостатками:

-          структура эффективна в условиях стабильной внешней среды, однако в быстро меняющихся условиях её масштабность, а, следовательно, замедление прохождения информации от одного уровня к другому, тормозит принятие и реализацию эффективных управленческих решений;

-          для структурных подразделений социальной сферы, таких как управление образования и управление социальной защиты населения, характерно наличие в своем составе отделов, выполняющих непрофильные функции, что требует дополнительных затрат на оплату труда, расходные материалы, инструменты, инвентарь и т. д.;

-          в структуре управления социальной сферой нет подразделения по организации и развитию здравоохранения, эти вопросы курирует заместитель главы города по социальным вопросам и непосредственные руководители муниципальных учреждений здравоохранения;

-          в администрации г.Канска нет структурного подразделения, осуществляющего функции стратегического прогнозирования и планирования. Для этой цели создаются временные рабочие группы. Однако деятельность по стратегическому прогнозированию и планированию должна осуществляться постоянно, а не периодически, стратегические концепции, планы и программы нуждаются в постоянной корректировки с учетом меняющихся внешних и внутренних факторов. Кроме этого, для эффективного стратегического прогнозирования и планирования нужны квалифицированные кадры, обученные и имеющие опыт работы в данном направлении.

Следующая актуальная проблема — низкие показатели внедрения электронных муниципальных услуг. В сфере социальной защиты населения, здравоохранения, физической культуры и спорта все муниципальные услуги можно получить только при личном обращении в соответствующие учреждения г. Канска.

Матрица SWOT-анализа управления социальной сферой г. Канска представлена в таблице 1. На основе созданной SWOT-матрицы спроектированы стратегии развития социальной сферы г.Канска четырех типов: SO-стратегии — стратегии, которые используют силы муниципалитета, чтобы реализовать возможности внешней среды; ST-стратегии — стратегии, которые используют силы муниципалитета, чтобы избежать угроз среды; WO-стратегии — стратегии, которые используют возможности среды, преодолевая внутренние слабости; WT-стратегии — стратегии, которые минимизируют слабости и помогают избежать угроз (стратегия оборонительного типа). Стратегии развития социальной сферы г.Канска, разработанные на основе данных SWOT-анализа, представлены в таблице 2.

Таблица 1

Матрица SWOT- анализа управления социальной сферой г. Канска

Сильные стороны — S

1.                  Статус центра восточной группы районов Красноярского края, позволяющий реализовывать социальные проекты и привлекать средства регионального и федерального бюджета с учетом выполнения функций межрайонного центра.

2.                  Укомплектованность управленческими кадрами и достаточно высокий уровень их квалификации.

3.                  Наличие развитой инфраструктурной системы социальной сферы (наличие разветвленной сети учреждений здравоохранения, образования, культурно-досуговых, физкультуры и спорта). Широкий спектр предоставляемых социальных услуг.

4.                  Отлаженная система осуществления выплат, пособий и других форм социальной поддержки населения.

5.                  Опыт успешной реализации целевых программ и проектов социальной направленности

Слабые стороны — W

1.                  Необходимость совершенствования сложившейся линейно-функциональной структуры управления социальной сферой.

2.                  Недостаточное использование современных технологий социального обслуживания, а также информационных технологий, в т. ч. электронных услуг, современных программных продуктов.

3.                  Несоответствие ресурсного обеспечения социальной сферы целям и задачам государственной социальной политики.

4.                  Низкий уровень доходов населения, значительная доля лиц, нуждающихся в социальной защите.

5.                  Дефицит квалифицированных кадров в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта.

Возможности — O

1.                  Политика Президента и Правительства РФ, направленная модернизацию, инновации в социальной сфере, в том числе в рамках проекта «Электронная Россия».

2.                  Поддержка социальных инициатив со стороны Губернатора, Правительства и Законодательного Собрания Красноярского края.

3.                  Возможность вхождения в федеральные и региональные целевые программы, в том числе в рамках реализации Национальных проектов.

4.                  Инвестиционная активность на северо-востоке Красноярского края, перспектива формирования в Канске социальной инфраструктуры для реализации краевых инвестиционных проектов.

5.                  Маятниковая миграция с близлежащих территорий, позволяющая частично закрывать вакансии рабочих мест.

Угрозы — Т

1.                  Сокращение кадрового потенциала, в т. ч. из-за оттока квалифицированных трудовых ресурсов в Красноярск и вахтовых методов трудоустройства.

2.                  Увеличение нагрузки на социальную сферу за счет роста числа нетрудоспособного населения (пенсионеров, инвалидов), повышения уровня социального сиротства.

3.                  Социально-экологические катаклизмы, обусловленные выходом из строя объектов инженерной инфраструктуры жизнеобеспечения и жилого фонда в силу их высокой изношенности.

4.                  Снижение дотаций, субсидий, субвенций из регионального и федерального бюджетов.

5.                  Высокая затратность содержания муниципальной собственности.

Таблица 2

Стратегии развития социальной сферы г.Канска

Стратегии типа SO

Стратегии типа WO

SO1: S1, S3, О2, О4 — использование выгодного географического положения в центре восточной зоны края и близости к местам реализации крупных инвестиционных проектов (Нижнее Приангарье др.) для совершенствования и расширения инфраструктурной системы социальной сферы, расширения перечня предоставляемых социальных услуг с учетом выполнения роли межмуниципального социального центра.

SO2: S2, S5, О2, О3 — привлечение дополнительных финансовых ресурсов для решения социальных проблем путем активного участия в Национальных проектах и целевых программах федерального и регионального уровня.

WO1: W1, W2, О1, О2, О4 — совершенствование существующей линейно-функциональной структуры управления социальной сферой путем создания новых структурных подразделений в сфере здравоохранения и стратегического планирования, применение инновационных управленческих технологий (аутсорсинг, электронные муниципальные услуги, применение матричных организационных структур муниципального управления).

WO2: W5, О5 — совершенствование муниципальной кадровой политики, сотрудничество с профессиональными образовательными организациями, повышение мотивации специалистов.

WO3: W3, О3 — совершенствование и обновление материально-технической базы социальной сферы за счет средств целевых программ и Национальных проектов.

Стратегии типа ST

Стратегии типа WT

SТ1: S2, S4, Т2 — полное и своевременное выполнение государственных и муниципальных социальных гарантий населению.

WT1: W4, T2 — Развитие системы здравоохранения для снижения показателей инвалидизации, усиление профилактической работы в социальной сфере.

WT2: W5, T1 — совершенствование муниципальной кадровой политики, разработка мероприятий, направленных на привлечение молодежи в социальную сферу.

WT3: W3, T3, Т4, Т5 — анализ доходной части местного бюджета, выявление резервов, повышения эффективности использования муниципального имущества, переход к стратегическому планированию.

Таким образом, в результате изучения организации управления социальной сферой г.Канска, достигнутых социальных показателей, а также проведенного SWOT-анализа, были выявлены следующие основные проблемы:

1.                  Необходимость совершенствования сложившейся линейно-функциональной структуры управления социальной сферой.

2.                  Недостаточное использование современных технологий социального обслуживания, а также информационных технологий, в т. ч. электронных услуг, современных программных продуктов.

3.                  Несоответствие ресурсного обеспечения социальной сферы целям и задачам государственной социальной политики.

Для совершенствования процесса управления социальной сферой и решения выявленных проблем предлагается использовать стратегический подход. В первую очередь в среднесрочной перспективе (1–3 года) необходимо реализовать стратегии типа WO. Это позволит воспользоваться возможностями внешней среды для преодоления внутренних проблем и усиления позиций муниципалитета в социальной сфере. Далее следует обратить внимание на стратегии типа SO. Наличие стратегий типа ST и WT позволить оперативно скорректировать действия органов власти в случае реализации потенциальных угроз.

Литература:

1.                  Белякова Г. Я. К вопросу о модернизации социально-экономических систем: теоретические основы и роль государства [Текст] /Белякова Г. Я., Батукова Л. Р. //Проблемы современной экономики.-2010.-№ 4.-с.8–12

2.                  Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования город Канск на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kansk-adm.ru/Administratsiya_goroda/Strategicheskoe_razvitie/kompleksnaya_programma_sotsialnoekonomicheskogo_razvitiya_goroda_kanska_do_2020_goda

3.                  Отчет Главы города Канска о деятельности администрации города Канска Красноярского края в 2011 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.kansk-adm.ru/Administratsiya_goroda/otchet_glavy_goroda

4.                  Отчет Главы города Канска о деятельности администрации города Канска Красноярского края в 2012 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.kansk-adm.ru/Administratsiya_goroda/otchet_glavy_goroda

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle