Библиографическое описание:

Шептухина Л. И. Творческие индустрии и городское развитие в ХХI веке [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 174-176.

В последние десятилетия многие западные города столкнулись с острыми кризисами. Это было обусловлено двумя процессами: во-первых, перемещением промышленных предприятий в страны с более дешевой рабочей силой; во-вторых, массовой миграцией сельского населения в города. Эффективным способом решения накопившихся проблем стало развитие в городах культурных и творческих индустрий. Эта новая тенденция в развитии городов и отдельных стран была отмечена многими исследователями из самых разных областей в конце 1990-х годов. И она уже не подходила под определение «информационное общество». В частности, многие специалисты отметили, что на развитие городов стали оказывать активное влияние творческие виды деятельности. Возникло понимание, что в ближайшем будущем основой экономики станет творчество.

Термин «креативная (творческая) экономика» впервые был введен в оборот журналом Business Week в 2000 году [1, с. 3]. В этом же году в Англии появилась книга специалиста по городскому развитию Чарлза Лэндри «Креативный город» [2], которая впоследствии была опубликована и в России. В ней пропагандировалось объединение творческих ресурсов людей и сообществ для формирования экономически и социально благополучной городской среды.

В 2001 г. Джон Хокинс отметил, что в центре понятия «креативная экономика» лежат «творческие индустрии» или «креативные индустрии» (creative industries) [3, с. 10], которые в настоящее время включаются в так называемый четвертичный сектор экономики, специализирующийся на производстве и распространении знаний, информации и экономически успешных продуктов, имеющих определенную культурную ценность. Именно четвертичный сектор сегодня является одним из ключевых в экономике крупнейших мегаполисов мира, в частности, мировых и международных городов.

Творческие индустрии — это сектор экономики, создающий продукты на основе творчества и культурных ресурсов. Они включают музыку, изобразительные и исполнительские искусства, кино, моду, ремесла, литературу и издательское дело, рекламу, дизайн, архитектурное проектирование, интернет и мультимедиа [4, с. 67–68].

Одной из первых стран, уделивших им пристальное внимание на правительственном уровне, была Великобритания, которая и сегодня является признанным мировым лидером по степени их развития. В 1998 г. в составе Правительства Великобритании был учрежден Департамент культуры, медиа и спорта (DCMS). Первым результатом его деятельности стало официально закрепленное в этом же году определение понятия «творческие индустрии», которое до сих пор является наиболее известным и общепринятым: «Творческие индустрии — это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [4, c. 9].

Понятие «творческие индустрии» не является окончательно устоявшимся. Существует определенная вариативность его толкования различными исследователями и практиками. Так, например, в Гонконге, в этот термин включены азартные игры, образование, спорт, туризм и консалтинговые услуги. Понятие, принятое в Финляндии, включает парки аттракционов и рекреационную деятельность. Общим во всех определениях творческих индустрий является то, что они предполагают деятельность, которая основана на сочетании и взаимопроникновении творческого и коммерческого начал, культуры и экономики, предпринимательства и искусства. Как считает Р. Флорида, они возникают в результате деятельности креативного класса и сами воспроизводят креативный класс [5, с. 17].

Именно творческие индустрии дают высочайшие показатели роста в постиндустриальной экономике, одновременно являясь наиболее инновационными. Согласно доклада DCMS «Креативная Британия. Новые таланты для новой экономики» (2008 г.) 78 % креативных фирм этой страны являются инновационными. Новая или усовершенствованная продукция составляет 52 % в товарообороте фирм креативной индустрии, против 40 % у фирм других секторов. Княгинин В. Н., директор фонда «Центр стратегических разработок Северо-Запад» (г. Санкт-Петербург), отмечает, что «в недалеком будущем Великобритания может стать МИРОВЫМ КРЕАТИВНЫМ ХАБОМ — зоной культурных обменов» [6, с. 69].

В современных условиях концепция творческих индустрий распространилась очень широко во всем мире и является сегодня одной из самых популярных инновационных идей, имеющих отношение, как к культуре, так и к экономике. Появление новой, постиндустриальной экономики, «экономики знаний» существенно изменило отношение к творческой деятельности и производству культурных продуктов. То, что раньше считалось затратным, второстепенным, стало мощным производительным ресурсом. Более того, творческие индустрии сегодня — один из приоритетов экономического развития развитых стран Европы и Америки [7, с. 77]. В ХХI веке программы их развития активно разворачиваются в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Самым доходным бизнесом в этих странах стало производство новых идей. Так, если в 1950-е годы самыми прибыльными компаниями в мире были Ford, Standard Oil и General Electric, в 2000-е годы это AOL Time Warner, Disney, News Corporation, Bertelsmann и Microsoft [4, с. 68]. Таким образом, творческий подход становится залогом конкурентоспособности в любой деятельности.

Принципиально новая теория общественного развития, основанная на понимании творчества как ведущего фактора развития постиндустриальной экономики, способствовала возникновению новых подходов и в управлении городом. В урбанистической политике ее сегодня рассматривают как один из мощных факторов роста, создающих новые рабочие места и способствующих возрождению города, обновлению его индивидуальности. Примеры из опыта Манчестера, Хельсинки, а также и других традиционно-индустриальных городов показывают, что в современном городе они становятся ключевым фактором оздоровления городской экономики.

Флорида Р. в своем исследовании «Города и креативный класс в Азии» (2011 г.) [8, с. 3] отмечает, что в развитии креативной экономики в последние годы преуспели и страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. В совокупности они обеспечивают почти три четверти всех мировых инноваций, несмотря на то, что в них проживает всего лишь 9 % численности населения мира. Они являются высокоурбанизированными территориями с самой высокой плотностью населения в мире: здесь находятся четыре из пяти самых больших мега-регионов мира. Развитие городов этих стран нацелено на креативную экономику. Так, самая высокая доля креативного класса сконцентрирована в Сингапуре — 47,3 % (это выше, чем в любой другой стране мира). В Австралии его доля чуть ниже — 44,5 %, Новой Зеландии — 40,1 %, Малайзии — 25 %, на Филиппинах — 20 %. (для сравнения: в Канаде представителей креативного класса — 40,8 %, а в Америке — всего лишь чуть свыше 35 %).

Творческие индустрии, являясь ядром креативной экономики, обладают мультипликативным эффектом — они придают новые импульсы развития как смежным отраслям, так и в целом городской экономике и городской среде. Слияние современных творческих и экспериментальных подходов, типичных для искусства и предпринимательства, порождает инновационные, эффективные идеи в области бизнеса. Способность творческих индустрий создавать стиль и разрабатывать дизайн в сочетании с навыками маркетинга помогает преобразовывать более крупные производства, позволяя им выдержать становящуюся все более глобальной конкуренцию. Именно поэтому взаимосвязь между секторами культуры и производства в XXI веке признана основным источником экономического роста и конкурентоспособности территорий.

Как считает В. Н. Княгинин, «креативная деятельность — ключ к инновационной экономике. В нынешних условиях без коммуникации и атмосферы творчества никакие инновации невозможны. В практике пространственного развития это такие же ключевые понятия как демография и экономика» [6, с. 73].

Многие мировые города, в частности, Нью-Йорк, Париж, Лондон, процветают именно благодаря развитию творческих индустрий. В Российской Федерации о необходимости государственной и муниципальной поддержки творческих индустрий начали говорить в начале 2000-х годов. В 2004 году при участии Института культурной политики (ИКП), был создан Координационный совет по развитию творческих индустрий. В этом же году в г. Санкт-Петербурге было зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица Некоммерческое партнерство «Центр развития творческих индустрий». Его создание стало возможным благодаря проекту «Партнерство по развитию творческих индустрий», в котором приняли активное участие правительства городов Санкт-Петербурга, Хельсинки и Манчестера. В г. Москве с 2004 г. работает Агентство «Творческие индустрии».

Помимо Санкт-Петербурга это направление стали осваивать также в городах Москве, Тольятти, Екатеринбурге и некоторых регионах — Карелии, Московской, Архангельской и Рязанской областях, где организованы консультационные агентства, работающие на развитие творческих индустрий, культурного туризма, информационных технологий [7, с. 79–80]. Их миссия — обучать лидеров, претворять в жизнь творческие идеи, проекты, мечты. Функциями агентств культурного развития в этих городах являются: консультирование руководителей проектов, бизнес-организаций, органов власти; создание проектов, привлечение общественного мнения, создание и вывод продуктов на рынок, управление организацией, людьми, финансами; сопровождение проектов и их лидеров на долгосрочной основе; проведение картирования территорий, ресурсов, ценностей; разработка творческих проектов и программ культурного развития.

Уже давно признано, что в процессе реструктуризации экономики малое предпринимательство играет особую роль. Оно становится двигателем развития городов и в период кризиса. Малые независимые предприятия и фирмы (химчистки, парикмахерские, прачечные, ремонтные мастерские и другие предприятия сферы услуг) создают рабочие места, удовлетворяя первоочередные потребности жителей города. Они обеспечивают доход людям, работающим на этих предприятиях, что вдыхает жизнь в переживающие упадок районы. С другой стороны, малые предприятия, тесно связанные с культурой, — такие как галереи, арт-кафе, дизайнерские студии, салоны мод и пр. — неповторимы, имеют свое лицо, создают особую атмосферу и обслуживают не только местных жителей, но и приезжих, привлекая в город дополнительные средства. Туризм, основанный на традиционных культурных достопримечательностях города, но поддержанный и расширенный благодаря малым предприятиям, работающим в сфере культуры, стал новым источником доходов в ряде городов и помог заполнить вакуум, образовавшийся в результате сокращения традиционных производств.

Гибкость малых компаний, их способность чутко реагировать на тенденции рынка дает им возможность выживать, приспосабливаясь к переменам, а способность создавать новое, что является основой их существования, может внести значительный вклад в модернизацию устаревшей крупной промышленности. Опыт совсем недавнего прошлого доказывает, что среда малого предпринимательства обретает совершенно новое измерение в городах, где активно развивается современное искусство. Хорошие художественные школы и интенсивная, обращенная к современности артистическая жизнь создают благоприятную почву для экспериментов в области дизайна и стиля, которые, в свою очередь, становятся такими же обязательными компонентами для успешного производства, как оригинальное содержание и сценарий для мультимедийного и телекоммуникационного бизнеса.

Таким образом, именно через призму культуры надо рассматривать сегодня городское развитие. В этом смысле творческие индустрии являются источником инноваций, они делают как культуру, так и экономику города конкурентоспособными. В их сфере традиционная мощь классической культуры объединяется с «добавленной ценностью», создаваемой предпринимательским умением, и использующим новые знания талантом работы с электронными и иными современными средствами коммуникации.

Литература:

1.         The Creative Economy // Business Week (Special double issue: The 21st century corporation), august 28, 2000. P.1–5.

2.         Лэндри, Ч. Креативный город. — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2005.

3.         Howkins J. The Creative Economy. NY.: The penguin press, 2001. — 288 р.

4.         Зеленцова, Е., Гладких, Н. Творческие индустрии: теории и практики. — М.: «Классика — XXI», 2010. — 240 с.

5.         Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2005. — 432. с

6.         Княгинин, В. Н. Культурная революция в пространстве города // 60 параллель. — 2009, № 2 (33). — С. 68–77.

7.         Шептухина Л. И. Творческие индустрии как сектор новой экономики города / Л. И. Шептухина // Мир современной науки. — 2012. — Т. 4. — С. 76–83.

8.         Florida, R. Cities and the Creative Class in Asia // The Atlantic cities. Nov. 17, 2011. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.theatlanticcities.com/authors/richard-florida/. [Дата обращения 10.10.2013].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle