Библиографическое описание:

Меркушова Н. И., Гаффорова Е. Б., Колпакова К. В. Выбор бизнес-модели для вузовского бизнес-инкубатора [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 137-139.

В современном стратегическом управлении перспективным понятием является понятие «бизнес-модели», которое занимает промежуточное положение между бизнес-идеей и бизнес-планом. Обычно бизнес-модель используется в следующем качестве:

-          средство для осмысления основной бизнес-идеи;

-          наглядное средство для проектирования организационных инноваций в бизнесе;

-          средство для коммуникации и общения сотрудников и партнеров.

В настоящее время понятие «бизнес-модель» активно используется в управлении, в публикациях, посвященных стратегическому управлению. Перспективность использования данного понятия в управлении не подвергается сомнению, в то же время единой общепризнанной структуры, классификации, порядка разработки авторами не предлагается. В данной работе авторами сформирована бизнес-модель деятельности вузовского инкубатора (таблица 1), разработанная на основе исследований, представленных в работе [1]. При этом принципиально важным является то обстоятельство, что стили бизнес-моделирования А. Остервальдера и И. Пинье представляют собой современный подход к стратегическому менеджменту, прослеживаются в реальной практике крупных, эффективных и успешных компаний разных отраслей.

Для определения деятельности бизнес-инкубатора целесообразно использовать модель «Многосторонняя платформа», которая объединяет 2 и более различных, определенных образом связанных групп потребителей. Такие платформы ценны для одной группы потребителей только в том случае, если присутствует и другая группа. Платформа создание ценность, способствуя взаимодействию между группами. Ценность многосторонней платформы возрастает до тех пор, пока они привлекает все большее число клиентов (сетевой эффект) [1]. Разработанная бизнес-модель представлена в таблице 1.

В предлагаемой бизнес-модели на основе многосторонней платформы можно выделить следующие потребительские сегменты:

Таблица 1

Бизнес-модель вузовского бизнес-инкубатора

Ключевые партнеры

Ключевые виды деятельности

Ценностные предложения

Взаимоотношения с клиентами

Потребительские сегменты

— опытные предприниматели;

— венчурные фонды

предоставление инфраструктурных, обучающих, консультационных услуг;

— предоставление возможности выхода на инвесторов и партнеров

— услуги для развития бизнеса;

— наличие большого количества перспективных бизнесов в одном месте;

— «якорные» проекты;

— возможность для студентов участвовать в реальных бизнес-проектах

— через площадку бизнес-инкубатора

-   студенты, молодые предприниматели, которые имеют шанс стать резидентами бизнес-инкубатора, получить помощь в доработке бизнес-идеи, поиске инновационной бизнес-модели для своей продукции /услуги;

— инвесторы, которые хотят найти перспективные виды бизнеса для выгодного вложения средств

Ключевые ресурсы

— имидж учебного заведения;

— перспективы развития учебного заведения;

— научный потенциал вуза;

— лабораторно-исследовательская база;

— размещение и расположение бизнес-инкубатора

Каналы сбыта

— рабочие помещения бизнес-инкубатора;

— интернет-сообщество;

— информационные источники

Структура издержек

расходы на содержание бизнес-инкубатора

Потоки поступления доходов

оплата места в бизнес-инкубаторе со стороны резидентов

           

-       студенты, молодые предприниматели, которые имеют шанс стать резидентами бизнес-инкубатора, получить помощь в доработке бизнес-идеи, поиске инновационной бизнес-модели для своей продукции/услуги

-       инвесторы, которые хотят найти перспективные виды бизнеса для выгодного вложения средств.

Чтобы создавать ценность платформа должна привлекать и обслуживать одновременно все группы, так как ценность платформы для одной группы будет зависеть от количества пользователей с другой стороны платформы.

В соответствии с логикой бизнес-модели на основе многосторонних платформ в бизнес-инкубаторах создается субсидирование одного из потребительских сегментов, а именно работы студентов, молодых предпринимателей.

Ценность для молодых предпринимателей — льготные условия работы, полный комплект консультационных и обучающих услуг; а также наличие значимых проектов («якорные» проекты), вокруг которых может быть создан комплекс услуг

Ценность для инвесторов — в большом выборе реализуемых проектов, а также в наличие доступной информации о проводимых в бизнес-инкубаторе работах.

Ценность для студентов — возможность участвовать в реальных бизнес-проектах, приобретать необходимые компетенции, которые зачастую невозможно сформировать при аудиторных занятиях.

Таким образом, один из важнейших показателей работы бизнес-инкубатора, определяющий его потенциальную результативность и эффективность будут следующие:

-       количество заявок / бизнес-идей, поданных на размещение в бизнес-инкубаторе;

-       доля компаний, ставших резидентами, относительно поданных заявок.

Данные показатели будут косвенно свидетельствовать о качестве проектов, реализуемых в бизнес-инкубаторе.

Для бизнес-моделей данного типа (реализующих услуги) каналы сбыта обычно представлены местом предоставления услуг. Для бизнес-инкубатора это рабочие помещения/пространства, инфраструктура для консультирования/обучения, а также средства информирования — пресса, интернет

Для бизнес-инкубаторов требуется особый тип взаимоотношений с клиентами:

-          особая персональная поддержка (в данном случае представитель компании прикрепляется к конкретному клиенту, такие отношения формируются и развиваются на протяжении длительного количества времени);

-          сообщества (создание онлайн и офлайн сообщества для возможности обмениваться опытом, знаниями);

-          совместное создание ценностных предложений.

Потоки поступления доходов в бизнес-инкубаторе:

-          оплата за предоставляемые рабочие места;

-          гранты;

-          доходы от участия в деятельности компаний.

Ключевые ресурсы вузовского бизнес-инкубатора состоят в следующем:

-          имидж учебного заведения;

-          перспективы развития учебного заведения;

-          научный потенциал вуза;

-          лабораторно-исследовательская база;

-          размещение и расположение бизнес-инкубатора;

-          интеллектуальный капитал.

В деятельности бизнес-инкубатора можно выделить следующие ключевые виды деятельности:

-          разрешение проблем (решаются вопросы помощи предпринимателям в части предоставления льготных условий ведения бизнеса и консультирования);

-          поддержание деятельности бизнес-инкубатора как платформы, объединяющей предпринимателей, инвесторов, студентов (как ресурс предпринимательства).

Для вузовского бизнес-инкубатора возможны следующие виды партнерских взаимоотношений:

-          стратегическое сотрудничество между неконкурирующими компаниями;

-          совместные предприятия для запуска новых бизнес-проектов.

Модель издержек вузовского бизнес-инкубатора должна быть направлена, с одной стороны, на оптимизацию издержке (в силу особенностей финансирования учебных заведений), с другой стороны, должна быть ориентирована на создание ценностей для всех заинтересованных сторон: вуза, предпринимателей, инвесторов, партнеров, студентов и т. д.

В структуре издержек целесообразно ориентироваться не на экономии на масштабе, а на создании синергетического эффекта от взаимодействия ключевых клиентов на созданной платформе.

Таким образом, использование концепции бизнес-модели на основе многосторонней платформы позволит вузу проектировать эффективную систему бизнес-процессов вузовского бизнес-инкубатора, интегрированную в его общую систему управления.

Литература:

1.                  Остервальд А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. М.: Альпина Паблишер, 2012. 288 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle