Библиографическое описание:

Надеева Н. А., Надеева А. Б. Предложения по улучшению занятости населения в Пермском крае [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 160-163.

В данной статье рассматриваются возможные мероприятия по улучшению занятости населения и представляется расчёт экономического эффекта от внедрения этих мероприятий в действие на примере Пермского края.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:

1)        развитие людских ресурсов для труда;

2)        обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от факторов (пол, возраст и т. д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

3)        поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

4)        обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

5)        предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

6)        поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

7)        сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;

8)        координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними и т. д.

Региональный аспект государственной политики занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами Российской Федерации территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Решение проблем трудоустройства на региональном уровне возможно следующим образом:

1)        развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);

2)        совершенствование информационного обеспечения;

3)        обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

4)        целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;

5)        повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;

6)        поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;

7)        организация общественных и временных работ.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», основными задачами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:

1)        расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;

2)        стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;

3)        создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, в частности путем создания специальных рабочих мест для инвалидов;

4)        развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

5)        повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;

6)        осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;

7)        реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы;

8)        предоставление на добровольной основе дополнительных мер защиты от безработицы на страховых принципах (возмещение утраченного из-за потери работы заработка, определяемого в соответствии с периодом оплачиваемой занятости и размером страховых отчислений).

В рамках программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермском края, нацеленной на реализацию приоритетных задач социальной политики и модернизации экономики в части создания эффективного и цивилизованного рынка труда предусмотрена муниципальная политика в сфере регулированию трудовых отношений.

Например, государство выделит средства из федерального бюджета на помощь по содействию самозанятости безработных граждан, тем самым появятся новые рабочие места. Экономический эффект должен показать следующие результаты:

1)      снижение числа безработных граждан;

2)      увеличение налоговых отчислений в краевой бюджет;

3)      улучшение качества обслуживания, работ и услуг благодаря повышению конкуренции и др.

В таблице 1 приведен примерный расчет экономической эффективности мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан на базе муниципальных бизнес-инкубаторов.

Таблица 1

Расчет экономического эффекта от создания бизнес-инкубатора по содействию самозанятости безработных граждан

Показатель

Единица измерения

Показатель

Источник, способ расчета

1

Численность безработных, создавших собственное дело

человек

1 500

2

Средняя продолжительность периода работы в отчетный год

месяцев

7

(12 мес. -5 мес.=7 мес.), где 5 мес. — средняя продолжительность безработицы в Пермском крае

3

Среднемесячная заработная плата начинающего предпринимателя

тыс.рублей

21,47

данные Пермьстата о средней зарплате в регионе в феврале 2013

4

Годовой ФОТ участников мероприятия

тыс.рублей

293 065,5

стр.1хстр.2хстр.3х1,3 (30 % — отчисления в соц. фонды)

5

Затраты краевого бюджета на выдачу субсидий начинающим предпринимателям

тыс. рублей

151 800,00

150 000,0 тыс. руб. + 1800 тыс. руб. (обучение и компенсация организационных расходов)

6

Экономический эффект мероприятия

тыс. рублей

141 265,5

стр.4- стр.5.

7

Окупаемость (экономическая эффективность на 1 руб. затрат)

рублей

1,93

стр.4/стр.5

Расчет показывает, что если Правительство Пермского края примет решение о выделении из краевого бюджета финансовых средств для субсидирования 1500 начинающих предпринимателей из числа безработных в размере 151,8 млн. рублей (1 субсидия в размере годового максимального пособия по безработице составит 100 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия в виде заработной платы бывших безработных и отчислений с нее в социальные фонды составит 141,26 млн. рублей, а его окупаемость составит 1,93 рубль на 1 рубль затрат.

При этом государство должно обеспечить защиту местного производителя от внешнеэкономической конкуренции, совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование развития рабочих мест, усиление роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения, стимулирование работодателя к расширению социальных гарантий для своих подчиненных, совершенствование налогового законодательства, введение налоговых льгот для инновационных проектов, льготное кредитование, государственный заказ, что приведет к экономическому росту страны в целом.

Аналогичный расчёт можно провести по таким проблемным категориям безработных как граждане с ограниченными возможностями и женщины. Эти расчёты приведены в таблицах 2 и 3 соответственно.

Таблица 2

Расчет экономического эффекта по содействию занятости безработных граждан с ограниченными способностями

Показатель

Единица измерения

Показатель

Источник, способ расчета

1

Численность безработных, устроенных на работу

человек

1 000

2

Средняя продолжительность периода работы в отчетный год

месяцев

7

(12 мес. -5 мес.=7 мес.), где 5 мес.-средняя продолжительность безработицы в Пермском крае

3

Среднемесячная заработная плата работника с ограниченными возможностями (50 % средней по краю)

тыс.рублей

10,7

данные Пермьстата о средней зарплате в регионе в феврале 2013

4

Годовой ФОТ участников мероприятия

тыс.рублей

97 370,0

стр.1хстр.2хстр.3х1,3 (30 % — отчисления в соц. фонды)

5

Затраты краевого бюджета на выдачу пособий безработным

тыс. рублей

31 200,0

30 000,0 тыс. руб. + 1200 тыс. руб. (обучение и компенсация организационных расходов)

6

Экономический эффект мероприятия

тыс. рублей

66 170,0

стр.4- стр.5.

7

Окупаемость (экономическая эффективность на 1 руб. затрат)

рублей

3,12

стр.4/стр.5

Данный расчет показывает, что если Правительство Пермского края примет решение о выделении из краевого бюджета финансовых средств для усиления трудоустройства 1000 инвалидов из числа безработных в размере 31,2 млн. рублей (1 субсидия в размере годового максимального пособия по безработице составит 30 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия в виде заработной платы бывших безработных и отчислений с нее в социальные фонды составит 66,17 млн. рублей, а его окупаемость составит 3,12 рубль на 1 рубль затрат.

Таблица 3

Расчет экономического эффекта по переобучению и содействию занятости безработных женщин

Показатель

Единица измерения

Показатель

Источник, способ расчета

1

Численность безработных, устроенных на работу

человек

1000

2

Средняя продолжительность периода работы в отчетный год

месяцев

7

(12 мес. -5 мес.=7 мес.), где 5 мес. — средняя продолжительность безработицы в Пермском крае

3

Среднемесячная заработная плата

тыс.рублей

21,47

данные Пермьстата о средней зарплате в регионе в феврале 2013

4

Годовой ФОТ участников мероприятия

тыс.рублей

195 377,0

стр.1хстр.2хстр.3х1,3 (30 % — отчисления в соц. фонды)

5

Затраты краевого бюджета на выдачу пособий безработным

тыс. рублей

31 200

30 000,0 тыс. руб. + 1200,0 тыс. руб. (обучение и компенсация организационных расходов)

6

Экономический эффект мероприятия

тыс. рублей

164 177,0

стр.4- стр.5.

7

Окупаемость (экономическая эффективность на 1 руб. затрат)

рублей

6,26

стр.4/стр.5

Данный расчет показывает, что если Правительство Пермского края примет решение о выделении из краевого бюджета финансовых средств для усиления трудоустройства 1000 женщин из числа безработных в размере 31,2 млн. рублей (1 субсидия в размере годового максимального пособия по безработице составит 30 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия в виде заработной платы бывших безработных и отчислений с нее в социальные фонды составит 164,17 млн. рублей, а его окупаемость составит 6,26 рубль на 1 рубль затрат.

Таким образом, проведённые расчёты экономического эффекта позволяют выявить дополнительные возможности по трудоустройству определённого количества безработных граждан с выгодой, как для бюджетов различных уровней, так и для трудоустроенных граждан, а также для экономики в целом.

Представленные расчёты отражают положительный эффект от расходования бюджетных средств на поддержку организации своего дела и переобучение проблемных категорий безработных.

В целом, повышение занятости населения позволит снизить социальную напряжённость в обществе, увеличить поступления в бюджеты различных уровней за счёт роста фонда оплаты труда, повысить жизненный уровень населения.

Литература:

1.         Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.;

2.         Апостолова Т. М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учеб.пособие для вузов — М.: ВЛАДОС, 2010. С.478;

3.         http://permstat.gks.ru/;

4.         http://szn.perm.ru/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle