Библиографическое описание:

Волкова Н. В., Гузикова Л. А. Новые подходы в стратегическом планировании деятельности предприятий [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 20-22.

Ключевые слова:экономическое развитие, стратегическое планирование, инновационный процесс.

Тенденции в развитии мировой экономики свидетельствуют о растущем значении инновационного фактора в экономическом развитии. Большинство исследователей считают, что инновации превратились в основную движущую силу современного экономического и социального развития, которая обеспечивает текущие изменения и способствует дальнейшей эволюции общества [1].

С учетом указанных тенденций, а также требований обновления, реструктуризации и ускорения экономического развития основной задачей современного развития России становится задача повышения конкурентоспособности российской экономики на базе развития высокотехнологичных отраслей и сфер экономики. В соответствии с этой целью сформирована долгосрочная программа социально-экономического развития России, ориентированная на инновационный путь развития, на формирование активной конкурентной среды и новых технологических базисов, на создание гибких, адаптивных к инновационной среде предприятий [2].

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, устанавливает, что важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10–15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. Именно в этих сферах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами. Однако именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности. [3]

В концепции выделены приоритетные отрасли промышленности: авиационная промышленность и двигателестроение; ракетно-космическая промышленность; судостроительная промышленность; радиоэлектронная промышленность; атомный энергопромышленный комплекс; информационно-коммуникационные технологии. [4]

Готовая продукция этих отраслей имеет устойчивые и растущие рынки сбыта за рубежом. На сегодняшний момент доля продукции высокотехнологичных отраслей в российском экспорте товаров обрабатывающей промышленности составляет 7 %, что значительно ниже среднего показателя по странам Организации экономического сотрудничества и развития, составляющего 23–25 %. [5]

В итоге реализации принятых госпрограмм к 2020 году в России должна быть создана новая полноценная инфраструктура отраслей с локализацией инновационных производств и исследовательских центров ведущих международных корпораций, проведена модернизация основных фондов, расширен ассортимент и рост объемов выпускаемой продукции, повышена конкурентоспособность российских промышленных предприятий.

Однако, неблагоприятная ситуация, вызванная замедлением прироста промышленного производства, не может быть преодолена за счет создания обособленных инновационных центров или перевода отдельных производств на новый технологический уровень. Доведение экспериментальных разработок до промышленных серий требует соответствующего общего уровня технологического развития в обрабатывающем сегменте промышленности.

Мировой опыт свидетельствует о том, что только общий уровень развития промышленного производства может обеспечить эффективное внедрение научных разработок в массовый выпуск готовой продукции, способной завоевать мировые рынки. [6]

В складывающихся условиях российские предприятия должны уделить существенное внимание стратегическому планированию своего развития с учетом инновационного фактора, так как обеспечение инновационного направления развития, повышения конкурентоспособности как товаров, так предприятий и отраслей в целом требуют вложения значительных финансовых ресурсов, диверсификации и реструктуризации предприятий. Сложность, многоэтапность, рисковость и высокая ресурсоемкость таких мероприятий оказывают влияние на устойчивость развития предприятий, реализующих стратегии инновационного развития. В таких условиях резко возрастает роль и значение научно-методического обеспечения оценки и анализа инновационного развития предприятий в системе стратегического планирования их деятельности по следующим направлениям:

-          методическое обеспечение единообразия категориальной базы анализа инновационной деятельности;

-          исследование и уточнение функций инноваций в социально-экономической системы для обеспечения системной комплексной оценки как результатов, так и влияния инноваций на социально-экономическое развитие;

-          формирование модели инновационного процесса как основы гибкого адаптивного стратегического планирования на предприятии [7];

-          разработка принципов и методов оценки экономической эффективности инновационных проектов с учетом их специфики.

В условиях интенсификации процессов глобализации в мировой экономики и формирования т. н. постиндустриального общества хозяйствующие субъекты любого уровня находятся под влиянием громадного количества факторов совершенно различного происхождения: от мегафакторов мировой экономики до микроэкономических факторов внутреннего характера в отношении предприятия. Инновационная деятельность по своей сущности направлена на преобразования и изменения и, таким образом, как и любое преобразование в экономической системе сопровождается изменениями, колебаниями в состоянии ее отдельных элементов, то есть предприятий. Это явление объективно обусловливает необходимость анализа и учета факторов риска и неопределенности в процессе разработки инновационной стратегии развития предприятия, отрасли, региона, экономики в целом. Любая система (техническая, организационная, экономическая, финансовая, социальная, экологическая и т. д.) в процессе функционирования испытывает колебания, а в целях стабилизации и выживания стремится к устойчивости. Устойчивое состояние является предпосылкой успешного достижения стратегических целей развития предприятия и именно в таких условиях обеспечивается экономное использование ресурсов, обновление и эффективность деятельности.

Таким образом, устойчивость экономического субъекта, выраженная в соответствующих показателях на допустимом горизонте планирования, может выступать как один из главных критериев эффективности реализации инновационной стратегии предприятия или конкретного инновационного проекта. В свою очередь учет и оценка факторов неопределенности и риска должна выступать одним из обязательных инструментов обоснования инновационной стратегии.

Рассмотрение и анализ факторов, способных нарушить устойчивое развитие хозяйствующих субъектов, являются важнейшими элементами процесса разработки инновационной стратегии развития предприятия [8].

Факторы дестабилизации экономического развития в последнее время проявляются все более резко, неожиданно, быстро. Это требует упреждающего анализа и оценки динамики изменения факторов и масштабов их влияния на развитие предприятия с целью формирования более гибкой, адаптивной и приемлемой к реализации инновационной стратегии предприятия в режиме реального времени.

Особое внимание следует уделить классификации влияющих факторов по группам в соответствии с возможностями их анализа и учета в системе стратегического планирования. В современных условиях экономического развития следует рассматривать три группы факторов.

К первой группе относятся так называемые мегафакторы:

-          динамика развития мировой экономики и ее субъектов;

-          состояние мировой, финансовой и банковской систем;

-          состояние платежного баланса страны;

-          конъюнктура мировых рынков сырья и продукции;

-          состояние фондового рынка;

-          политические, социальные, экологические факторы.

Ко второй группе факторов относятся факторы макроуровня (институциональные, экономические, политические и др.):

-          состояние институциональной рыночной среды;

-          состояние предпринимательской среды;

-          уровень развития рыночной среды;

-          состояние государственного бюджета;

-          денежно-кредитная и налоговая политика;

-          инновационная политика государства;

-          уровень инфляции;

-          уровень государственных расходов на науку, образование, инновационные программы.

Две первые группы факторов формируют комплекс внешних факторов, влиять на которые хозяйствующие субъекты могут ограниченно или не могут вовсе. Однако это не позволяет не контролировать эти факторы в процессе разработки и реализации стратегии развития предприятия.

Третья группа факторов — это основная группа факторов потенциальной дестабилизации, на которые хозяйствующие субъекты могут оказывать воздействие. К этим факторам относятся микроэкономические внутренние факторы функционирования предприятий:

-          технический уровень производства;

-          уровень новизны технологий;

-          уровень производительности труда;

-          конкурентоспособность продукции и предприятия;

-          уровень производственных и сопутствующих затрат;

-          ценообразование;

-          рыночная позиция;

-          показатели финансовой стабильности (рентабельность, платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость);

-          прочие факторы.

При формировании инновационной стратегии развития предприятия следует учесть специфику, своеобразие современного этапа научно-технического прогресса. Становление и развитие постиндустриального общества базируется в долгосрочной перспективе на использовании интенсивных факторов роста, обеспечивающих активным освоением и использованием наиболее прогрессивных достижений отечественной и зарубежной науки, техники и технологий. Сформировался научный постулат, что научно-технический прогресс становится главным фактором долгосрочного устойчивого развития экономических систем, а способность к быстрому технологическому обновлению определяет конкурентоспособность национальной экономики в современных условиях [9]. В свою очередь именно инновации, инновационный путь развития могут обеспечить такие перспективы развития как национальной экономики в целом, так и отдельных ее субъектов.

Ориентация российской экономики на инновационный путь развития соответствует к переходу к постиндустриальному обществу. Однако реализация преимуществ инновационного пути развития в российских условиях требует большой подготовительной работы на всех уровнях экономики. В первую очередь необходимы:

-          формирование национальных инновационных программ;

-          согласование целей инновационного развития на макро — и микроуровне;

-          создание гибкого эффективного механизма государственной поддержки инновационных предприятий;

-          переход к активному использованию методов и моделей стратегического планирования на всех уровнях экономики.

Система стратегического планирования предприятия должна базироваться на новых концепциях и аксиомах экономического развития предприятия как открытой системы и быть инновационно направленной. Это находит отражение в диверсификации глобальных целей (миссий) развития предприятий в модификации алгоритмов и этапов стратегического анализа и этапов реализации стратегии, то есть в формировании новой модели стратегического планирования развития предприятия.

Ориентация российских предприятий на новые принципы и подходы в системе стратегического планирования их деятельности позволит этим предприятиям более успешно осваивать инновационный путь развития.

Литература:

1.                  Афонин И. В. Инновационный менеджмент. — М.: Гардарики, — 2009. — 18 с.

2.                  Жиц Г. И. Способности и возможности: рассуждения о некоторых аспектах методологии оценки влияния инновационного потенциала на развитие социально-экономических систем различного уровня сложности// Инновации. — 2008. — № 11. — 107 с.

3.                  www.regulation.gov.ru — Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения

4.                  Румянцев А. С. Промышленная политика России в условиях модернизации // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 10 (044). — С. 172–176

5.                  Мау В. Экономическая политика 2010 года: в поисках инноваций // Вопросы экономики. № 2. 2011

6.                  http://politsib.ru/news/67130 Выступление первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, председателя Совета МКПП Ю.Шамкова на Всероссийской научно-практической конференции «Экономика территорий: потенциал саморазвития», Бийск, 21 октября, 2013г.

7.                  Коробейникова О. П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 3.

8.                  Патеев Б. А. Эффективность развития промышленного предприятия в системе инноваций: автореферат диссертации к. э.н./ Б. А. Патеев, Тамбовский государственный технический университет. — Тамбов. — 2002.

9.                  Управление организацией/ под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. — М.: ИНФРА — М, — 2009. — 357 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle