Библиографическое описание:

Милова Ю. Ю. Управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 25-27.

В статье рассматриваются вопросы, посвященные инновационной деятельности высшего учебного заведения, показана ее роль в эффективной деятельности вуза.

Ключевые слова: инновационная деятельность; высшее учебное заведение; эффективность; инновационные процессы; национальная инновационная система.

В условиях перехода России на инновационный тип развития одной из основных проблем является нехватка, а в отдельных случаях и полное отсутствие квалифицированных кадров. Решению данной проблемы способствуют высшие учебные заведения, которые ориентированно на инновации. Основными задачами, стоящими перед вузами являются — содействие в формировании инновационного пути развития российской промышленности, активное участие в реализации инновационных научно — исследовательских проектов, постоянная ориентация на разработки сложной научно-технической продукции в соответствии с потребностями экономики.

Высшее учебное заведение является двойственным субъектом экономической системы: с одной стороны, основной целью его является сохранение культурного и образовательного потенциала страны, с другой — вуз выступает важнейшим субъектом экономики — товаропроизводителем интеллектуальной продукции и образовательных услуг [1, С. 7–8.]. Несмотря на это, вузы по-прежнему вынуждены самостоятельно адаптироваться к системе рыночной экономики, находясь в состоянии неопределенности и жесткой конкуренции в поисках экономически устойчивой модели поведения в условиях динамичной среды и внутренних изменений.

На сегодняшний день рост спроса и предложения на рынке образовательных услуг — результат не просто обострения конкуренции, а потребности в новом, динамично развивающемся кадровом потенциале, что стимулирует вузы к совершенствованию и преобразованию своей деятельности. Поэтому современной тенденцией развития социально-экономического состояния страны является расширение спектра деятельности высших учебных заведений — производителя знаний. В связи с этим, высшие учебные заведения должны быть не просто ориентированы на инновации, но и в своей деятельности — образовательной, научной, исследовательской должны выделять инновационную составляющую. Этого можно достичь посредством развития инновационной деятельности, которая включает в себя все эти виды деятельности (образовательную, научную, исследовательскую), имеет многовариантный и многоаспектный характер.

Инновационная деятельность высшего учебного заведения направленна на решение следующих задач: [2]:

-создание и организацию производства новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

-создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

-применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;

-развитие и совершенствование национальной и региональной инновационной системы;

-эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза;

-формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности;

-коммерциализацию научно-исследовательских идей, оригинальных инновационных проектов;

-расширение спектра рабочих мест и баз практики для студентов, магистрантов и аспирантов на основе создания фирм и совместных предприятий, в том числе с вузами других стран;

-повышение уровня предпринимательской культуры и подготовка высококвалифицированных кадров в сфере малого и среднего бизнеса.

Инновационная деятельность вуза включает в себя также создание собственной инновационной инфраструктуры и активное участие в формировании региональной инновационной инфраструктуры.

В области инновационной деятельности высшей школы прослеживаются следующие основные тенденции:

-непрерывный инновационный цикл от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований до реализации в промышленности наукоемкой продукции и технологий;

-нацеленность на коммерциализацию результатов исследований;

-подготовка, переподготовка и повышение уровня квалификации кадров, работающих в условиях инновационной экономики;

-поддержка инновационных проектов и исследований внебюджетными источниками финансирования;

-создание и поддержка инновационных инфраструктур в высших учебных заведениях и регионах и др.

Так, внедрение инновационных процессов в вузы направлено на развитие личностного потенциала, ориентированного на успешное применение своих возможностей в различных сферах экономики, что в свою очередь, является способом обеспечения модернизации всей системы высшего образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

Успешная инновационная деятельность вуза — результат эффективной работы инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных технологических центров, центров трансфера технологий, служб по защите интеллектуальной собственности, сертификации и др.), обеспечивающей последовательную реализацию этапов инновационного цикла по созданию и продвижению новых продуктов и технологий на рынок.

В настоящее время, в России происходит активное инновационное развитие университетских комплексов, тесно связанных с федеральными и региональными структурами. Инновационная деятельность высшего учебного заведения направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества продуктов и услуг, совершенствованием технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и международном рынках. Инновационная деятельность вуза содержит комплекс организационных, научных, технологических, финансовых, коммерческих и других мероприятий приводящих к инновационным результатам. В современных условиях эффективность инновационной деятельности вуза оказывает большое влияние на его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг и технологий.

Основной целью инновационной деятельности является развитие системы внебюджетного финансирования университета для укрепления материально-технической базы образовательного процесса и научных исследований, повышение качества обучения, сохранение кадрового потенциала и поддержка научных школ и направлений.

Несмотря на это, развитию инновационной деятельности высшего учебного заведения препятствует ряд проблем:

-отсутствие нормативно-правовой базы;

-невосприимчивость промышленности к инновациям в области техники и технологий;

-преобладание «сырьевой» экономики.

Несомненно, данные проблемы оказывают отрицательное влияние на развитие инновационной деятельности вуза. Однако в настоящее время принимаются успешные действия по ликвидации данных проблем или сведению к минимуму их влияния. Создание особых экономических зон и технопарковых структур, подготовка закона об инновационной деятельности, объявление президентом политики модернизации экономики страны, основанной на инновациях, как национальной задачи (разработанный в 2010 г. Министерством экономического развития России проект «Инновационная Россия (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года)»). Все перечисленные выше мероприятия, безусловно, оказывают положительное воздействие на развитие инновационной деятельности. Не смотря на это, создавшаяся ситуация требует серьезных мероприятий для решения данных проблем, а все вышеперечисленные тенденции находятся в начале пути своего развития и требуют эффективной поддержки и тщательного контроля со стороны государства.

Инновационный характер образовательной деятельности имеет большое значение, так как играет значительную роль в формировании национальной инновационной системы (НИС). Это связано с развитием следующих направлений:

-подготовка профессиональных кадров;

-производство новых знаний и разработка новых технологий;

-формирование инновационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, удовлетворяющей потребностям инновационной системы на федеральном и региональном уровне;

-участие в создании и реализации инновационной политики как региона, так и страны в целом;

-установление долгосрочных партнерских отношений с вузовской наукой, промышленностью, бизнесом и властными структурами страны и регионов;

-предоставление региональным учреждениям высшего образования необходимых учебно-методических материалов, консультирование по вопросам применения в учебном процессе инновационных образовательных технологий.

Таким образом, повышение эффективности современной экономики в условиях перехода на инновационный путь развития возможно только на основе получения, распространения и использования новых знаний. Особую роль в решении данной задачи, а также по повышению уровня жизни населения и обеспечения конкурентоспособности экономики призваны сыграть высшие учебные заведения, которые, наряду с выполнением фундаментальных исследований, должны ориентироваться на практическую реализацию новых знаний, полученных в результате научных исследований. В последние годы инновационная деятельность приобрела статус основного вида деятельности вузов наравне с учебной и научной, а также стала необходимым условием стратегического развития.

Литература:

1.      Келъчевская, Н. Р. Финансово-правовое регулирование инновационного управления государственным вузом / Н. Р. Кельчевская. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003. — 402 с.

2.      Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 авг. 2005 г. — № 2473-п-Ш. — Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShowDocumID 103596.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle