Библиографическое описание:

Соколова И. А., Пономаренко А. А. Пути снижения рисков при работе с контрагентами [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 105-108.

Проблема риска является одной из основных в финансово-хозяйственной деятельности современных организаций, поскольку ведение бизнеса связано с неопределенностью, опасностью, конкуренцией.

Категорию «риск» можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности [3].

Любая организация-налогоплательщик как самостоятельный субъект предпринимательской деятельности свободна в выборе своих контрагентов. Это налагает определенную ответственность в вопросах определения тех лиц, с которыми организация вступает в отношения в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Ответственность связана с тем, что построение хозяйственных связей с контрагентами сопряжено с проявлением различных рисков. Основные риски со стороны контрагентов связаны с возможностью различных мошеннических действий. Например, со стороны поставщиков это может быть нарушение сроков поставок, номенклатуры, качества, цены, условий поставок и т. д. Со стороны покупателей это проявляется в нарушении сроков и порядка оплаты, одностороннем изменении согласованных цен и объемов закупок и др. Мошенничество со стороны поставщиков представляет собой хищение денежных средств покупателей с использованием различных способов обмана и манипуляций [1].

С другой стороны, налогоплательщик несет и высокие налоговые риски. Приобретение товаров, работ или услуг у «недобросовестных» контрагентов нередко становится поводом для отказа в праве на вычет по НДС и в праве учитывать понесенные расходы для целей исчисления налога на прибыль. В таких случаях налоговые органы склонны квалифицировать «излишние» вычеты и расходы как «необоснованную налоговую выгоду». Предъявление таких претензий со стороны налоговых органов грозит налогоплательщику доначислениями по НДС и налогу на прибыль, пенями и штрафами.

Риски, которым подвергается организация при работе с контрагентами, представлены на рисунке 1 «Риски, связанные с работой контрагентов».

Наступление контрагентского риска возможно по различным причинам, а именно:

несостоятельность (банкротство) контрагента или наличие у него признаков банкротства;

события политического характера;

длительная остановка производства у контрагента вследствие аварии, катастрофы, пожара, стихийного бедствия.

 
 
 

Рис. 1. Риски, связанные с работой контрагентов.

В таблице 1 «События политического характера» подробно рассмотрена одна из причин наступления риска — события политического характера.

Таблица 1

События политического характера

Законодательные

Принятие мер правительством

Прочие

— введение законодательных или административных мер либо принятие решений правительством страны действия страхового покрытия, не допускающих или откладывающих на неопределенный срок исполнение контракта, а также не допускающих или откладывающих на неопределенный срок исполнение предоставленных гарантий по контракту;

— введение законодательных или административных мер либо принятие решений правительствами стран действия страхового покрытия, не допускающих или откладывающих на неопределенный срок конвертацию или погашение задолженности контрагентом в установленной контрактом валюте;

— принятие правительствами (стран действия страхового покрытия) решений, которые препятствуют восстановлению права собственности на товары, являющиеся предметом экспортного кредита, или их репатриации по процедуре, предусмотренной контрактом;

— аннулирование задолженности контрагента, перенос сроков погашения задолженности контрагента на основании решений правительств стран действия страхового покрытия или правительства Российской Федерации либо международных соглашений, вступивших в силу после подписания контракта;

— объявление войны, начало гражданской войны, революция, восстание в странах действия страхового покрытия и в других странах, указанных в договоре страхования;

— аннулирование импортных (экспортных) лицензий страхователя и/или контрагента государственными органами страны действия страхового покрытия;

— введение эмбарго на импорт (экспорт) государственными органами страны действия страхового покрытия.

Обобщение практики предъявления налоговых претензий приводит к выводу о том, что в случае недобросовестности контрагентов (рис.2) покупатель лишается права произвести налоговые вычеты по НДС.

 
 
 

Рис. 2. Признаки недобросовестности контрагентов.

Наличие у контрагента налогоплательщика перечисленных признаков недобросовестности (одного или нескольких из них) неизбежно приводит к признанию налоговой выгоды, полученной по сделке с ним, необоснованной.

Можно сделать вывод, что риски, связанные с контрагентами, являются внешними. Для снижения вероятности их возникновения и последствий в случае наступления организация должна выработать методику проверки контрагентов и разработать систему контроля осуществления операций с поставщиками, подрядчиками и покупателями, заказчиками.

Для снижения рисков при работе с контрагентами необходимо проводить анализ контрагентов по определенным правилам, представленным на рисунке 3.

 
 
 

Рис. 3. Правила анализа контрагента

Тактика организации, у которой есть четко выработанная методика проверки контрагентов, говорит о добросовестном и осознанном отношении к выбору партнера. Методики проверки выбираются сугубо индивидуально, с учетом специфики конкретной ситуации.

Для контроля работы с поставщиками и подрядчиками можно применять следующие методы:

определение условий контрактов с учетом типа поставщика или подрядчика (рисунок 4). Например, если контрагент новый, целесообразно сделать небольшой заказ, на короткий срок, со средним размером штрафных санкций. В зависимости от того как он выполнит условия договора, условия можно будет изменить в лучшую или худшую сторону, либо не заключать следующего договора, если поставщик оказался недобросовестным;

определение планового уровня дебиторской задолженности. Указанный уровень определяется как максимально возможный размер дебиторской задолженности, по которой у организации не будет возникать дефицит свободных денежных средств. Такая задолженность может выражаться в абсолютных величинах, в процентах по отношению к выручке или в количестве кредитуемых клиентов.


Рис. 4. Зависимость условий контракта от типа контрагента.

При следовании вышеизложенным рекомендациям организация может значительно увеличить уровень контроля над расчетами с контрагентами, качество бухгалтерского учета, управленческих решений, снизить риски, связанные с сотрудничеством с другими организациями.

Литература:

1.                  Васин, С. М. Управление рисками на предприятии [Текст]: учебное пособие / С. М. Васин, В. С. Шутов. — М.: КНОРУС, 2010. — 304 с.

2.                  Савицкая, Г. В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты [Текст]: учебное пособие / Г. В. Савицкая — М.: Инфра-М, 2010. — 272 с.

3.                  Ступаков В. С., Токаренко Г. С. Риск-менеджмент [Текст]: учеб. пособие /В. С. Ступаков — М.: Финансы и статистика, 2008. — 288 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle