Библиографическое описание:

Симаков О. О. Экономическая целесообразность: философский и юридический аспекты понятия [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 17-19.

В философском понимании целесообразность (от лат. Finalis – направленный к определенной цели) трактуется как целевая определенность (в противоположность каузальности – причинной определенности), целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину (causa finalis) [8]. Целесообразность возможна, поскольку ход мировых событий везде каузально детерминирован, тем самым поддается исчислению внутри известных границ и может направляться целеполагающим сознанием.

Целесообразность в словаре русских синонимов определяется как желательность, полезность, разумность, уместность, трезвость, рациональность, соответствие [7].

Целесообразность раскрывается через соответствие явления или процесса определённому (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Целесообразность рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой – как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т.е. систем, способных достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий).

Принцип целесообразности «открывает нашему разуму, применяемому к сфере опыта, совершенно новую перспективу – связать вещи в мире согласно телеологическим законам и тем самым дойти до их наибольшего систематического единства» [2]. «Рефлектирующая» способность суждения, к которой Э.И. Кант отнес всю область рассмотрения целесообразных форм природы, применяется, согласно Э.И. Канту, не только к этой области. Другая сфера ее применения – суждение о прекрасном и об эстетических свойствах произведений искусства.

Генетические аспекты понятия целесообразности разрабатывались в трудах выдающихся материалистов. К. Маркс и Ф. Энгельс связывали с целеполаганием в контексте целесообразности существенные элементы человеческой деятельности, такие как мыслительные процессы, саму предметную деятельность человека, прежде всего – процесс труда [5]. В.И. Ленин в качестве основы целесообразной деятельности человека выделял законы внешнего мира, природы [4].

Паата Леиашвили в работе «Экономическая деятельность: телеологический анализ» дает такое определение целесообразной деятельности – это деятельность, регулируемая разумом и волей человека [3]. «Разумная воля» в понимании Г.В.Ф. Гегеля – это инстанция, стоящая над осознанными потребностями [1]. Воля принимает решение, какие из осознанных потребностей удовлетворить, и от каких воздержаться. У человека много различных потребностей, которые им осознанны. Многие из них противоречат друг другу или же неприемлемы для него по каким-либо соображениям (экономическим, нравственным, эстетическим, религиозным и др.). Для удовлетворения осознанных потребностей недостаточно существования самих потребностей. Сами они не могут удовлетворяться. Иначе, это была бы неосознанная (непроизвольная, инстинктивная) деятельность. Надо, чтобы воля приняла решение удовлетворить именно эту, а не другую потребность. Помимо самой потребности необходимо еще и наличие желания удовлетворить ее. Воля примет такое решение только после одобрения разума, который, в процессе мотивации, руководствуется не случайными, сиюминутными, а общими, разумными потребностями «Я». Соответственно, принимаемые волей решения основаны не на калькуляции чувства комфорта и дискомфорта, а на доводах и оценках разума, исходящего из общих интересов субъекта.

Даже такие витальные потребности как голод, жажда и др., человек удовлетворяет через целесообразную деятельность, то есть осознанно, ибо ставит цель. Это значит, что даже эти потребности он удовлетворяет лишь после того, как осознает, что их удовлетворение соответствует его жизненно важным интересам, является частью его понимания благосостояния. И в случае, если нет такого соответствия, субъект может воздержаться от удовлетворения этих потребностей, т.е. подчиняется своему разуму, а не чувствам. Именно поэтому, субъект способен делать то, что не хочет, или не делать то, что хочет, т.е. делая или не делая, что либо, во всех случаях он должен сделать выбор. Удовлетворить одну потребность возможно, лишь отказавшись от удовлетворения других. Субъект желает реализовать цель, но не желает расходовать средства. Это и создает стимулы оптимизации расходования ресурсов, иначе оптимизация была бы невозможна.

Благодаря решениям «разумной воли» средства приводятся во взаимодействие друг с другом так, чтобы результат их взаимодействия соответствовал поставленной цели. Однако некоторые объекты, необходимые для удовлетворения потребностей, ограничены, другие – неограниченны. Они ограничены или неограниченны в субъективном смысле. Количество одних объектов, находящихся в распоряжении субъекта, достаточно для полного удовлетворения потребностей, других – недостаточно. К первым субъект относится не бережно, их расходы не калькулируются, они воспринимаются лишь как необходимые условия удовлетворения потребностей. Ко вторым отношение бережное, он калькулирует их расходы, они воспринимаются им как средства. Если для удовлетворения потребностей существуют средства и условия, то на основе осознанных потребностей субъект формирует цели. В качестве целей ставятся лишь возможные для реализации цели, то есть актуальные цели. Потребности, которые невозможно удовлетворить при существующих условиях и имеющихся средствах, относятся к сфере потенциальных целей (или несбыточных мечтаний), не являющихся реальными стимулами целесообразных действий. При этом средства и условия – это феномены самой действительности. Поэтому, сама действительность воспринимается субъектом сквозь призму его потребностей, т.е. как совокупность средств и условий, необходимых для реализации его целей. У него «инструментальное» отношение к действительности.

Деятельность состоит из действий. Структурными компонентами действия являются цель, средство, результат. Цель – это неудовлетворенная потребность. Вместе с тем, это осознанная потребность, удовлетворяемая исключительно через целесообразную деятельность, следовательно, через затраты средств. Удовлетворение потребности должно быть «оплачено» соответствующими средствами. Поскольку за удовлетворение потребности надо «платить» средствами, то целеполагание сводится к выбору между средствами и результатами. Одни и те же объекты могут служить средствами для различных потенциальных целей. Из этого множества целей субъект должен выбрать одну и отказаться от других. Ибо средства ограничены и их недостаточно для реализации всех возможных целей. Следовательно, целеполагание подразумевает, выбор между альтернативными целями, а значит, и между альтернативными результатами. Ставить цель – уже значит делать выбор. (Леиашвили П., там же)

Попеску С. рассматривая юридический аспект экономической целесообразности, указывает на то, что в доктрине экономической целесообразности «отправной точкой» является содержащееся в Гражданском кодексе РФ определение предпринимательства (п. 1 ст. 2), а также законодательное определение расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Предпринимательская деятельность, как известно, имеет несколько признаков: самостоятельность, систематичность, рисковый характер, установленная законом регистрация и, самое главное, направленность на получение прибыли. Именно последний признак оказывается основным, когда суды, проверяя экономическую целесообразность расходов налогоплательщика, устанавливают, были ли произведенные расходы направлены на осуществление деятельности, которая привела к получению доходов, или нет.

Юридическая составляющая компонента экономической целесообразности, регулирующая меры по уменьшению налоговой базы, в том числе, путем использования иностранных (нерезидентных) структур, ориентирует на то, что «всегда необходимо иметь в виду (и быть готовым доказать), что конкретная сделка, ряд сделок или деятельность в целом должны отвечать принципу экономической целесообразности – то есть направлены на получение прибыли, а произведенные расходы являются обоснованными (то есть экономически оправданными), подтверждены юридически корректными документами и, опять же, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода» [6] .

Таким образом, проблема экономической эффективности, являясь важнейшей проблемой экономики, имеет междисциплинарный характер. Понятие экономической эффективности является важнейшим показателем хозяйственная деятельность как на микро-, так и на макроуровне и предполагает постоянное соизмерение результатов и затрат, определение наиболее эффективного варианта действий. В общем виде эффективность означает осуществление какого-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономическая эффективность показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат). Иными словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина результата хозяйственной деятельности, тем выше эффективность. Важнейшими условиями достижения экономической эффективности является реализация философского (законы внешнего мира, природы, закономерности протекания человеческой деятельности) и юридического (соответствие законодательству и корректное сопровождение юридическими документами) компонентов.

Литература:

1.      Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т.2. М., 1969, с.289.

2.      Кант Э.И. Сочинения в шести томах, т. 3, М., 1964, с. 581– 582.

3.      Леиашвили П.Экономическая деятельность: телеологический анализ, 2010. http://knigi-uchebniki.com/predpriyatiy-ekonomika/tselesoobraznaya-deyatelnost.html.

4.      Ленин В.И. Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 171.

5.      Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 23, с. 189.

6.      Попеску С. Юридические споры об экономической целесообразности. http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/666109.html.

7.      Словарь русских синонимов. http://enc-dic.com/enc_sovet/Celesoobraznost-97617.html.

8.      Философский словарь. http://enc-dic.com/brokgause/Celesoobraznost-37310.html.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle