Библиографическое описание:

Джумагазина М. Б. Формирование и развитие туристско-рекреационного кластера в моногороде [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 188-190.

В статье автор рассматривает формирование и развитие туристско-рекреационного кластера в городе Соль-Илецк. Подчеркивается уникальность туристско-рекреационных ресурсов города, выделяются основные признаки формируемого там кластера.

Ключевые слова: туризм, туристский бизнес, туристско-рекреационный кластер ТРК «Соленые озера», туристический потенциал ТРК «Соленые озера».

Туристская отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований. Практически все регионы страны включили туризм как приоритетную отрасль в концепции и программы перспективного развития [4]. Являясь одним из наиболее динамичных секторов мировой экономики, туристско-рекреационная индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие ключевых отраслей (транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления) [5], оцениваемое значимым мультипликативным эффектом, который выступает катализатором социально-экономического развития, прямо и косвенно способствует повышению качества жизни населения.

Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства. В связи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из инструментов оздоровления нации.

Вектор развития российской туриндустрии определен в концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы)" [4]. Суть концепции — в использовании кластерного подхода в развитии туризма, т. е. сосредоточения в рамках ограниченной территории организационных и финансовых усилий, направленных на создание наилучших условий для развития туристской инфраструктуры и сферы сопутствующих услуг. Создание на территории этих зон современных рекреационных комплексов с развитой инфраструктурой будет способствовать увеличению туристического потока и, как следствие, созданию новых рабочих мест и социально-экономическому развитию регионов.

В настоящее время развитие туризма позволяет оживить экономическую жизнь региона, за счет привлечения инвестиций, дополнительных поступлений доходов в местный бюджет, что позволит поддержать развитие малых предприятий и улучшить экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ. Поэтому первая проблема и направление развития туристско-рекреационной сферы в регионах — это обеспечение доступности рекреационных услуг для населения. Вторая — это развитие туризма, повышение эффективности и конкурентоспособности туристско-рекреационных комплексов регионов. Работа по этим направлениям включает в себя создание современной туристической индустрии и развитие ее инфраструктуры. Необходимо разработать системную методологию, поддерживающую функции и процессы управления развитием региональных туристско-рекреационных комплексов, начиная от целеполагания, сбора и анализа информации, прогнозирования и планирования конъюнктуры макросреды, заканчивая выработкой управляющих воздействий и регулирующих процедур.

На наш взгляд всестороннее развитие туризма в регионе, безусловно, требует решения ряда конкретных задач, в том числе первоочередных: оценка ресурсной обеспеченности и туристских возможностей региона; выявление особо ценных и уникальных объектов туристского интереса. Таким образом, можно утверждать, что важнейшим направлением формирования рынка туристских услуг является изучение и выявление туристского потенциала в конкретном регионе с учётом его особенностей. С особой остротой эти задачи проявляются в границах узкоспециализированных территорий, в частности, в городе Соль-Илецк.

Исходя из выше сказанного, необходимо дальнейшее развитие и совершенствование теоретических и методических подходов к комплексной оценке туристско-рекреационного потенциала города Соль-Илецк, что позволит на основе использования полученных результатов формировать высокоэффективный туристско-рекреационный кластер.

Анализ исследований монографической и периодической литературы российских и зарубежных ученых показал, что в целом научных публикаций по вопросам оценки и регулирования развития рекреационного потенциала, в том числе в составе региональных социально-экономических систем, достаточно для формирования системно-целостного представления о предмете исследования.

Отмечая, многообразие фундаментальных подходов и прикладных исследований по раскрытию отдельных сторон очерченной проблематики, следует подчеркнуть, что отсутствует целостная концепция туристско-рекреационного кластера, основанная на активном вовлечении в данный процесс рынка коммерческой недвижимости в качестве структурного и инфраструктурного элемента кластера, базирующаяся на широком внедрении современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессы формирования, функционирования и развития туристко-рекреационного кластера.

Из этого следует, что система мероприятий государственного регулирования, основанного на кластерном подходе, ориентируется на приоритеты модернизации и инновационного развития регионов и позволяет повысить уровень взаимодействия между федеральными и региональными органами управления, бизнесом, научно-образовательными учреждениями.

В результате анализ исследований российских и зарубежных ученых показал, что туристско-рекреационный кластер относится к числу крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся сфер регионального развития. Таким образом, развитие рекреационного региона предполагает активное строительство дорог, гостиничных и курортных комплексов, обустройство новых рекреационных территорий, создание парковой зоны и т. п., что актуализирует проблему инвестиционной обеспеченности достижения указанных стратегических целей и решения задач.

По мнению многих авторов под туристско-рекреационным кластером понимается группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных центров и других организаций, взаимодополняющих друг друга и ориентированных на удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей в туризме и рекреации. Версия структурно-функциональной модели туристско-рекреационного кластера приведена на рис.2.

Цель создания туристско-рекреационного кластера — формирование саморазвивающейся конкурентоспособной туристско-рекреационной системы на территории Оренбургской области, обеспечивающий высокий уровень обслуживания туристов в круглогодичном режиме функционирования.

Решение задачи формирования туристско-рекреационного кластера лежит в плоскости реализации конкурентных преимуществ, включая удобное географическое положение, транспортные пути, благоприятные климатические условия.

Рис. 2. Структурно-функциональная модель туристско-рекреационного кластера на территории КМЗ «Соленые озера».

При этом создание каждого нового кластера (в том числе туристского или туристско-рекреационного) фактически определяет и развивает позиционирование территории и влияет на формирование имиджа города.

Стоит отметить, что управление организациями туристского бизнеса в рекреационном кластере предполагает, их рассмотрение не как обособленные организации, взаимодействующие с внешним окружением, а во взаимосвязи с остальными участниками кластера. Следовательно, объективно существует необходимость обеспечения органов управления аналитической информацией, раскрывающей состояние и тенденции развития всего туристско-рекреационного кластера. Такая информация может быть сформирована посредством идентификации кластера.

Формирование ТРК «Соленые озера» направлено на создание курорта круглогодичного функционирования, снижение антропогенной нагрузки на экосистему территории, существенное повышение качества обслуживания туристов [1].

Развитие туристско-рекреационного кластера «Соленые озера» направлено на решение следующих групп проблем [3]:

-          недостаточность туристской инфраструктуры — инфраструктуры средств коллективного размещения и сервисной инфраструктуры (в том числе индустрии придорожного сервиса);

-          неудовлетворительное состояние объектов культурно-исторического назначения;

-          неудовлетворительное состояние и\или нехватка объектов обеспечивающей инфраструктуры (водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, транспортной инфраструктуры и т. п.);

-          отсутствие комплексного подхода к решению проблем реформирования курорта в круглогодичный.

Данные проблемы являются системными, требующими комплексного решения и вмешательства государства на федеральном уровне. Здесь, по мнению авторов, государственная поддержка развития внутреннего и въездного туризма в Соль-Илецком районе будет способствовать ускорению развития туристской отрасли региона и повлечет за собой значительный приток инвестиций. Это окажет положительное влияние на социально-экономическую сферу путем создания новых рабочих мест в туристской и смежных отраслях и, как следствие, увеличения доходов населения. Тем самым, развитие ТРК «Соленые озера» на условиях государственно-частного партнерства позволит повысить эффективность использования финансовых средств федерального и регионального бюджетов и привлечь частные, в том числе иностранные инвестиции.

Однако при формировании и развитии ТРК необходимо учитывать особенности влияния туризма на окружающую среду, в связи, с чем целесообразно ставить качественные, а не количественные цели в планировании и прогнозировании туристских потоков на территории курорта; развивать конкретные виды туризма — лечебный, лечебно-оздоровительный — с помощью контроля самодеятельного туризма и увеличения организованных туров.

В своей деятельности ТРК «Соленые озера» создаст оптимальную, упрощенную и выгодную систему доступа к финансовым (инвестиционным) ресурсам для своих участников и партнеров.

Создание туристического кластера «Соленые озера» при грамотном стратегическом планировании станет инновационным направлением в управлении развития Соль-Илецкого района.

Литература:

1.                  Вяткина К. В. Особенности политики развития российских регионов// Известия КБНЦ РАН. — Нальчик: изд-во КБНЦ РАН -2009. -№ 1 (27). — 0,5 п.л.

2.                  Ермакова Ж. А. Финансовое обеспечение формирования туристско-рекреационного кластера «Соленые озера». — Сфера туризма и гостеприимства в эпоху глобализации: сб. ст. междунар.науч.-пркат.форума. — Пермь. — Перм. гос. акад. искусства и культуры, 2013. — с. 333–338.

3.                  Ермакова Ж. А., Полякова И. Л., Холодилина Ю. Е. — Влияние развития туризма на локальную территорию. // Материалы IX Международной школы-семинара молодых учёных «Геоэкологические проблемы степных регионов»- Оренбург,2013.

4.                  О стратегии развития России до 2020 года: Выступление Президента Российской Федерации на расширенном заседании Государственного совета (8 февраля 2008 года, Москва, Кремль). — М.: Европа, 2008. — 28 с.

5.                  Реутова Ю. Н. Оценка эффективности развития санаторно-курортного кластера [Текст] / Ю. Н. Реутова // Стратегия обеспечения экономической безопасности России: материалы международ. науч.-практ. конф. (Сочи, 14–17 мая 2009 г.). — Сочи, 2009. — 0,2 п.л.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle