Библиографическое описание:

Рыжова Н. С. Трансформации в процессе формирования сервисного общества [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 9-11.

В статье рассматривается эволюция экономики и общества — от аграрного к постиндустриальному, описаны трансформации в процессе формирования сервисного общества, описана эволюция сервиса и его место в данных трансформациях, рассмотрены концептуальные основы сервисологии.

Ключевые слова:сервис, сервисное общество, трансформация, сервисология.

Феномен «сервисного общества» не носит универсального характера. Предпринимаемые в последние годы попытки раскрытия дефиниции «сервис» определялись стремлением ее нормативизации [1, с. 30]. Однако ни одно из сформулированных определений не было признано удовлетворительным. Основной дискурс шел по линии дискуссии об идентификации «сервиса» и «услуг». Выйти из понятийного тупика представляется возможным при применении исторического подхода к рассматриваемой дефиниции.

Английский историк Р. М. Хартуэлл связывает стремительное экономическое развитие нового времени не только с промышленной революцией, а с «революцией услуг». Концентрация заводского производства предполагала наличие бесперебойно действующей системы бытового обслуживания. В установившейся экономической модели индустриального общества сервису отводилось подчиненное в рамках решения производственных задач положение. Его функции определялись очередной фазой разделения труда, связанной с необходимостью создания инфраструктур бытового обслуживания населения, задействованного в промышленном секторе.

Соотношение генезиса сферы сервиса с процессом разделения труда иллюстрируют популярные в западной экономической истории теории секторальной дифференциации. «Первичным» сектором определяется сельскохозяйственный, «вторичным» — промышленный, тогда как «услуги», включавшие и торговлю, и транспорт, и банковское дело, и администрацию, относились к «третичному». Согласно построенной на материалах английского модернизационного процесса классической схеме К.Кларка, изменение профессиональной структуры общества шло по линии переориентации кадром от первичного к вторичному и от вторичного к третичному секторам. Однако, как отмечал Ф. Бродель, историки и экономисты, к сожалению, при конструировании моделей истории экономики в целом пренебрегали важностью третичного сектора.

Помимо процесса разделения труда генезис сервисной сферы обусловливался также ростом совокупной покупательной способностей населения [2,с.34]. Т. Парсонс проиллюстрировал эту зависимость, ссылаясь на проводимую Г.Фордом политику высоких зарплат.

Новая сервисная революция составила парадигму перехода к постиндустриальному обществу.

Термин «постиндустриальное общество» появился под влиянием осознания отличий социально-экономических процессов до и после известного кризиса 30-х годов в США. Так, для общества становится все более характерным массовое распространение труда интеллектуального, качественно возросший объем научного знания и информации, преобладание в структуре экономики сферы услуг, а также изменение социальной структуры общества.

Аналитики пишут о создании «глобального сервисного пространства», о тенденциях «сервисизации мировой и национальных экономик». Широкое распространение получили дефиниции «новая экономика услуг» и «экономика сервисного типа» [3]. Действительно, к концу тысячелетия в ведущих западных странах сектор услуг занимал от 62 до 74 % совокупного общественного производства, интегрируя от 63 до 75 % трудоспособных граждан, при объеме инвестиций, превышающем 50 % от общей суммы капиталовложений.

Так, сфера сервиса рассматривается некоторыми исследователями в качестве индикатора развития общественного организма. Чем значительнее выглядит потенциал сервисной инфраструктуры, тем выше оценивается уровень развития того или иного общества. Тот факт, что именно в США задействована в сфере услуг наибольшая в процентном отношении численность населения, характеризовался Ф. Броделем как главное свидетельство первенства американцев в современном мире [4,с.87].

Новый сервисный перелом связывается исследователями со стадиальной дифференциацией периодов фордизма и постфордизма. Переход от одной стадии к другой датируется концом 1970–1980-х гг. Тренд сервисной трансформации заключался в переориентации от массово-конвейерной модели к массово-дифференцированной. Установка на стандартизацию услуг была заменена стратегией индивидуализации.

В отличие от западного вектора развития сервисного общества необходимо отменить, что его формирование в России имело свою цивилизационную специфику. Комплекс географических, ментальных и социальных факторов препятствовал интенсивному развитию сервисного управления в экономике. К сожалению, в России достаточно долго существовала ошибочная оценка сферы услуг как второстепенного сектора по отношению к материальному производству. Этот подход сформировался еще во времена социалистической экономики, негативно отразился на развитии отечественной сферы услуг. Трансформация «непроизводственной сферы» в современный сектор услуг началась практически одновременно с началом общих глубоких преобразований в российской экономике, с изменениями в характере экономических отношений. Переход от централизованной экономики к рыночной объективно обусловил необходимость выделения отдельных составляющих сферы услуг в самостоятельные структуры, способные профессионально удовлетворять спрос населения различных отраслей народного хозяйства.

Таким образом, в ходе формирования сервисного общества (анализируя зарубежный и отечественный опыт) происходит сервисная трансформация, которая может быть описана как переход от концепции сервисного сопровождения объекта, т. е. предоставления отдельных услуг по сопровождению и поддержке продукта, к формированию полностью управляемой сервисной среды, в которой поставщик поставляет полный спектр сервиса в целью оптимизировать выгоду, являющуюся результатом использования продукта.

Следует подчеркнуть, что трансформации, происходящие в ходе формирования сервисного общества соответствуют и укладываются в рамки сформулированных концептуальных основ сервисологии [5,с.43]:

1.                  Современные потребности очень сильно индивидуализированы — каждый потребитель обладает уникальным набором потребностей.

2.                  Начинает свое формирование наука, изучающая современные потребности и влияние из изменений на личность, общество и экономику — сервисология.

3.                  Сервисология предлагает подчинить производство человеку и обосновывает экономическую целесообразность этого. Сервисология позволяет соблюдать приоритет потребностей человека в поведении производителей товаров и услуг.

4.                  Сервисология принимает тождество товара и услуги и утверждает, что услуга — это продукт, являющийся результатом процесса воздействия живого или овеществленного труда на потребителей (физических лиц, их групп, предприятий и организаций), их имущество или окружающие их условия, оказанный на платной или безвозмездной основе, имеющий целью удовлетворить потребности потребителей.

Сервис, таким образом, представляет собой исторически наиболее передовой и прогрессивный сектор общественного развития. Сервисизация оказывается эквивалентна концептам «постиндустриального общества». Данное положение обусловливает особое внимание к сервису со стороны науки. Именно сервисология должна аккумулировать, научные знания, имплементируя их в практическую сферу перехода и адаптации к новым моделям общественного развития постиндустриального мира.

Таким образом, следует согласиться с мнением, что постиндустриальное, как сервисное общество нельзя рассматривать только как новую ступень в технической сфере, ведь меняется не только социально-экономическое пространство, а трансформируются потребительские практики и потребности человека.

Сервисное общество является обществом постэкономического характера, в котором преодолевается господство экономики над людьми. Основным направлением жизнедеятельности становится не обеспечение первоочередных потребностей, а развитие человеческих способностей, благодаря чему получаем дополнительные возможности развития собственного потребления. Именно поэтому и справедливы выводы о представлении постиндустриального общества как фундаментальной революции, приводящей к формированию нового социального типа человека и характера общественных отношений. В связи с этими изменениями ломается строгая зависимость возможностей человека от принадлежности к определенному классу или социальному слою. На первое место выходят личные способности и потребности человека.

В настоящее время перспективы социально-экономического развития предполагают необходимость преодоления внутренних проблем, в частности, совершенствование сферы услуг как важнейшей составляющей современной экономики. Именно в привнесении парадигмы сервисизации в индустриальный сектор автору видится стратегия инновационного прорыва.

Литература:

1.         Джангиров А. П. Сервис — экономический потенциал рынка оздоровительного туризма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д. э.н. Кисловодск. 2011.

2.         Шапошников В. А. Маркетинговые исследования рынка интеллектуальных услуг: теоретико-методологические основы.Автореферат диссертации на соискание ученой степени д. э.н.Омск. 2012.

3.         Аттали Ж. Избранное. М., 2001.

4.         Бродель Ф. Время мира. М.. 1992. Т. 3.

5.         Бушуева И. В., Вапнярская О. И., Платонова Н. А. Концептуальные положения сервисологии // Сервис plus. 2011. — № 1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle