Библиографическое описание:

Дембилов О. Э. Долгосрочное инвестирование экономики России на современном этапе [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 37-40.

В статье рассматривается состояние долгосрочного инвестирования экономики, проблемы связанные с долгосрочным инвестированием и возможные пути решения.

Ключевые слова: инвестиции, долгосрочные инвестиции, инвестиционный климат, сбережения населения, финансовая грамотность населения.

Инвестиции играют важную роль в развитии экономики любого государства, так как именно достаточный уровень насыщения экономики капиталом, достигающийся путем внешнего и внутреннего инвестирования, способствует экономическому росту [1 с. 24]. Но необходимо отметить, что немаловажным фактором является не только количественная характеристика поступающих инвестиций, но и качественная составляющая, которая должна формироваться исходя из потребностей экономики в тех или иных инвестициях, а именно:

-        структура поступающих инвестиций;

-        объекты капиталовложения;

-        источники инвестирования;

-        срок капиталовложения.

На сегодняшний день, приоритетной целью в области инвестиционной политики, является развитие отечественного инвестирования долгосрочного характера, так как именно иностранные инвесторы зачастую готовы войти в долгосрочный проект только при участии в нем отечественного капитала. Именно поэтому необходимы дополнительные инструменты аккумулирования инвестиционных ресурсов внутри страны. Кроме того, по данным Агентства по страхованию вкладов (АСВ) уровень валового сбережения составляют около 30 % от ВВП, а за предыдущий 2012 г объем сбережений населения в банках увеличился примерно на 20 % и составил 14242,7 млрд. руб., что говорит о мощном потенциале внутреннего инвестирования [5].

Для экономики России, это неплохой показатель, по сравнению с другими развитыми странами, но лишь небольшая доля от всех вкладов конвертируется в долгосрочные инвестиции. Это связанно с тем, что большая часть населения, предпочитает вкладывать сбережения в «короткие» депозиты сроком до 30 дней, опасаясь вкладывать на более длительные сроки, из-за волатильности курса рубля. Плавающая политика ЦБ РФ, вызывает у населения неуверенность в завтрашнем дне, что негативно сказывается на качестве банковских активов, построенных частично на краткосрочных депозитах. В результате чего, банковская система, не имеет возможности в полной мере инвестировать долгосрочные проекты.

На современном этапе развития, экономика России нуждается в долгосрочных инвестициях, направленных на модернизацию нашей экономики — в сферу новых технологий, реальный сектор экономики, а так же на развитие инфраструктуры и др.

Опыт долгосрочной инвестиционной политики КНР и ее акценты в России разъяснил Люо Вайдун, советник по торгово-экономическим вопросам посольства Китая в РФ. Он отметил, в частности, что долгосрочная инвестиционная политика Китая была разработана еще в конце 1970-х годов. Она по-прежнему базируется на том, что получение «рекордных» объемов инвестиций никогда не было «самоцелью». Прежде всего, определяются отрасли и проекты, инвестирование в которые — национальное и иностранное — положительно скажется на конкретных отраслях и на общеэкономических тенденциях в целом. А приоритетными в Китае «остаются именно производственные капиталовложения, позволяющие непосредственно модернизировать экономику». Что касается инвестирования в России, Люо Вайдун подтвердил растущий интерес китайских инвесторов к производственным, транспортным и межотраслевым проектам в РФ.

Поэтому необходима инвестиционная политика, направленная на стимулирование вложений, прежде всего, в сферу новых технологий, которая поднимет страну на более высокий уровень. Диверсифицируя экспорт товарной продукции, снизится жесткая зависимость от мировых цен на сырье, тем самым будет создана устойчивая от внешних потрясений финансовая система, способная за счет внутренних источников осуществлять реальные капиталовложения. Источниками финансирования для осуществления инвестиционных программ в настоящее время являются товарные кредиты поставщиков и собственные средства из амортизационных отчислений. [3 с. 45].

Многие эксперты отмечают положительные сдвиги ситуации с долгосрочными инвестициями, третья часть российских предприятий говорят об энергосбережении — как цели инвестиций, для снижения себестоимости продукции. Можно отметить повышение доли собственных средств предприятий, появилась прибыль, как результат эффективной политики ценообразования. Предприятия готовы осуществлять долгосрочные инвестиции, в отличие от нашего населения, но, несмотря на положительные тенденции повышения финансового состояния — не имеют возможности. В нашем государстве слабо развито долгосрочное кредитование из-за нехватки длинных денег в экономики, что является одной из проблем долгосрочного инвестирования.

Значительная часть долгосрочного инвестирования экономики РФ, осуществляется за счет бюджетных средств, по данным минэкономразвития в 2012 г составляли примерно 20 %, а доля банковского кредитования около 9 % [6]. Доля банковского кредитования гораздо ниже, чем во многих странах. Причина этому — помимо нехватки длинных денег в экономике, это отражает не совсем благоприятный инвестиционный климат России. Коммерческие банки, как любой другой инвестор, будут кредитовать только перспективные инвестиционные проекты, а в условиях неблагоприятного инвестиционного климата в стране — появляется множество рисков не возврата кредита.

Неблагоприятный инвестиционный климат в стране, прежде всего, связан с недостаточной проработанностью правовой базы по защите прав и законных интересов инвесторов, сырьевая зависимость российской экономики, недостаточная эффективность проводимой денежно-кредитной политики, недоступность кредитных ресурсов, низкий уровень развития инфраструктуры, высокий уровень коррупции [2 с.503].

Международная общественная организация Transparency International в декабре 2012 г. поставило Россию только на 143 место в рейтинге наименее коррумпированных стран мира. Показательно, что это худший индекс среди всех стран G20 [4].

Коррупцию в нашей стране породил мощнейший бюрократизм — чрезмерное осложнение процедур, которое отнимает у инвесторов массу времени. Кроме того, в России присутствует административные меры государства, которые способствуют ограничению конкуренции.

Основными проблемами долгосрочного инвестирования, по нашему мнению, являются:

1.                      нехватка длинных финансовых ресурсов;

2.                      неблагоприятный инвестиционный климат;

3.                      низкий уровень финансовой грамотности населения;

4.                      не эффективность проводимой денежно-кредитной политики.

Существует множество мнений о том, каким образом создать длинные деньги в нашей экономике. Некоторые считают, что длинные деньги должна создавать банковская система самостоятельно, с помощью банковского мультипликатора, без участия таких институтов как ЦБ РФ и ФНБ. Другие экономисты считают, что нужно создавать длинные деньги путем рефинансирования коммерческих банков под обязательства производственных негосударственных предприятий.

По нашему мнению, одним из источников длинных денег в экономике должна стать эмиссия Банка России под покупку долгосрочных государственных ценных бумаг. Так, в двух мощных экономиках мира — в США и Японии — при формировании денежного предложения (денежной базы) основное место занимают долгосрочные государственные облигации, выпускаемы в целях финансирования бюджетного дефицита. Затем эти бумаги покупаются центральными банками и остаются на их балансах. В результате в экономику поступают длинные целевые ресурсы. Такая практика устойчиво применяется последние десятилетия.

Кроме этого, нужно использовать имеющийся внутренний потенциал страны — сбережения населения, путем создания эффективного механизма трансформации сбережений в долгосрочные инвестиции. Источниками длинных денег должны являться также страховые компании и негосударственные пенсионные фонды.

Необходимо принять комплекс дополнительных мер в области улучшения инвестиционного климата, так как действующие меры незначительно улучшили ситуацию в России. Разработка дополнительных мер, должна быть направлена по четырем направлениям: совершенствование законодательства; борьба с коррупцией; создание нормальной судебной системы, способной защитить законные права инвесторов; развитие инфраструктуры, которое способствовало бы инвестированию регионов России, тем самым решив еще одну острую проблему — слабое экономическое развитие регионов, удаленных от центра.

Низкий уровень финансовой грамотности населения является так же немаловажной проблемой долгосрочного инвестирования экономики страны. Это проявляется в том, что большинство нашего населения, не знают о возможности преувеличения и спасения от инфляции своих сбережений, кроме как вкладов в банковские депозиты. Помимо этого, население осуществляет в большинстве случаев краткосрочные вклады, по которым доходность минимальная и покрывает только инфляцию. В итоге, население остается без приращенного капитала, банковский сектор без длинных денег, а экономика без долгосрочных инвестиций.

Поэтому нужно создать независимые консультационные институты, находящиеся под контролем государства, которые будут оказывать помощь населению, по вопросам возможных вариантов инвестирования в экономику сбережений, по которым население будет получать доходы. Причем принцип независимости сотрудников данного института от коммерческих предприятий и других, каких либо структур — должно являться ключевым моментом.

Не эффективность проводимой денежно-кредитной политики является одной из важнейших вышеперечисленных проблем, так как в экономики на данном этапе ее развития, не хватает длинных денег, которые способствовали бы долгосрочному инвестированию. Неадекватность проводимой политики заключается в том, что ее направленность на снижение инфляции, достигается путем сокращения монетизации, хотя причина инфляции это результат высоких тарифов естественных монополий.

Инфляция спровоцирована высокими издержками производства в связи с коррупционными поборами, ценовым произволом сырьевых и инфраструктурных монополий, устаревшими производственными и управленческими технологиями, изношенными основными фондами и инфраструктурой, а также высокой стоимостью кредитов для реальных секторов экономики.

Государству нужна адекватная денежно-кредитная политика, в части применения тех или иных инструментов Банка России — должно иметь экономическое обоснование; а направление политики должно являться качественное развитие экономики и формирование условий долгосрочного и устойчивого развития.

В заключении хотелось бы отметить, что государству в первую очередь нужно создать системы защиты прав инвесторов, создать развитую инфраструктуру, обширное информационное пространство, внедрить новые технологии. Нужно продолжать совершенствование и развитие правовой базы, необходимо принять законы, способствующие институциональному развитию банковской системы, а также законы, запрещающие манипуляции на фондовом рынке, обеспечивающие защиту прав акционеров и инвесторов, продолжать активно борьбу с коррупцией.

Литература:

1.      Инвестиции: учебник / А. Ю. Андрианов, С. В. Валдайцев, П. В. Воробьев [и др.] 2 е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2011.С.584.

2.      Шаринова Г. А. Инвестиционный климат России: современное состояние, проблемы и пути развития [Текст] / Г. А. Шаринова, О. Э. Дембилов // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 503–505.

3.      Шаринова Г. А. Финансовое управление слиянием корпораций: Диссертация кандидата экономических наук. — Волгоград, 2003. — С. 151.

4.      www.kremlin.ru

5.      www.asv.org.ru

6.      www.economy.gov.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle