Библиографическое описание:

Маркова И. Д., Наконечная Ю. А., Стенюшкина С. Г. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в сфере туризма [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 161-163.

В статье рассматриваются экономическое содержание туризма и отдельные аспекты бухгалтерского учета туристической деятельности, в частности, формирование финансового результата как основания для исчисления налога на прибыль. Авторы статьи акцентируют внимание на дифференцированном подходе к обложению налогом на добавленную стоимость, в зависимости от места реализации туристических услуг.

Ключевые слова: туризм, бухгалтерский учет, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость.

Туризм — важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц, отелей, ресторанов, посещаемость зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты.

Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма есть действие определенной потребительной стоимости, выражающейся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью (материальная услуга), либо в процессе функционирования самого живого труда. Стоимость нематериальной услуги эквивалентна затратам общественного труда, необходимого для ее производства.

К основным особенностям услуг относятся:

1.                  Совпадение процесса производства услуги и процесса ее потребления во времени и в пространстве.

2.                  Отсутствие возможности накапливать и хранить реализуемые услуги, поэтому в туризме не используются счета 43 «Готовая продукция» и 40 «Выпуск продукции». Фактическая производственная себестоимость туристических услуг формируется на счете 20 «Основное производство» и после подтверждения факта оказания услуги списывается в дебет счета 90 «Продажи».

3.                  Неосязаемость самих услуг как объекта реализации. Этот факт свидетельствует о необходимости повышенных требований к документальному оформлению реализуемой услуги, качеству предоставляемой клиенту информации об услуге.

4.                  Изменчивость качества услуг — между предварительным описанием реализуемых услуг и реально оказываемыми услугами может возникнуть разница в уровне качества. Эта особенность требует, чтобы туристическая организация, оказывающая услуги, четко регламентировала порядок решения вопросов по претензиям клиентов, по качеству услуг и по аннулированию заказов.

Как и во многих других отраслях деятельности, в туристической индустрии значительное влияние на организацию работы оказывает сезонное колебание спроса, что требует разработки и применения особой политики учета доходов и затрат в межсезонные периоды, разработки мероприятий в сфере налогового планирования. Обычно удельный вес фонда оплаты труда в расходах турфирм достаточно велик и составляет более 30 %, что говорит о трудоемкости процесса оказания туристических услуг [2, c. 33]. Существует также зависимость деятельности организаций сферы туризма от политической, социально-экономической, санитарно-эпидемиологической обстановки в стране, от действующих паспортно-визовых формальностей и других факторов. Многообразие способов организации и учета налогообложения сферы туризма определено также особенностями, связанными с видом туризма. Наиболее полно состав затрат турфирм и порядок их учета определены в «Методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости турпродукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристической деятельностью».

В работе турфирмы можно выделить несколько этапов:

1.                  Предложение туристу определенного набора туристко-экскурсионных услуг.

2.                  Получение от клиентов денежных средств за тур (путевку).

3.                  Перечисление денежных средств соответствующим организациям за размещение, проживание, экскурсионное обслуживание — раздельно или в целом за все услуги.

4.                  Учет доходов и затрат турфирм, налогообложение.

5.                  Выявление финансового результата деятельности турфирм.

Туроператор занимается комплектацией туров (турпродукта), а именно: разрабатывает туристические маршруты, обеспечивает их услугами, организует рекламу, определяет стоимость тура и продает туры (самостоятельно или через турагента). Все это является продукцией собственного производства, которая учитывается на активном 20 счете «Основное производство» [4, c. 345]. Сальдо начальное дебетовое показывает незавершенное производство на начало периода — незакрытый турпродукт, незаконченный тур. По дебету отражаются затраты по формированию нового тура, по кредиту — фактическая себестоимость тура. Сальдо конечное показывает производство на конец периода.

Туроператоры имеют право самостоятельно определять дату реализации путевок туристам — в момент передачи туристу путевок и полного комплектования документов или в день окончания тура. Если в целях налогообложения прибыли туроператор применяет метод начисления, то выручка от продажи путевок признается доходом в момент их реализации. Если турфирма применяет кассовый метод определения доходов и расходов при расчете налогооблагаемой прибыли, то доходы организации будут признаваться в том периоде, когда они фактически получены, а расходы — когда они фактически оплачены.

Схема полной себестоимости реализованного турпродукта включает в себя следующие составляющие:

1.                  Производственные затраты: по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве турпродукта (затраты по размещению и проживанию, транспортному обслуживанию, по питанию, по экскурсионному обслуживанию, по медицинскому обслуживанию, по добровольному страхованию); связанные с деятельностью производственного персонала (на оплату труда, отчислении на социальные нужды, связанные со служебными разъездами производственного персонала; затраты подразделений туристической фирмы (гостиниц, домов отдыха, транспортные компании), участвующих в производстве турпродукта.

2.                  Косвенные (накладные) затраты: связанные с организацией производства турпродукта; на оплату услуг связи; на приобретение специальных бланков и канцелярских принадлежностей; отчисление на создание разрешенных законодательством резервов и представительских расходов; отчисления в специально отраслевые и межотраслевые фонды; 6) налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, относимые на себестоимость; прочие затраты связанные с производством турпродукта (например, затраты связанные с технологическими потерями, возникающие из-за невостребованости туристами части услуг) и другое.

3.                  Коммерческие затраты: связанные с деятельностью точек реализации (турагенств); на рекламу и рекламные мероприятия.

Для учета выручки от продажи турпродукта применяют активно-пассивный счет 90 «Продажи». Счет имеет субсчета: 90.1 — выручка от продажи путевок (договорная стоимость складывается из суммы фактической себестоимости, НДС и прибыли); 90.2 — формирование себестоимости тура; 90.3 — начисление НДС от стоимости турпродукта; 90.9 — результат от продажи турпродукции (прибыль или убыток) [3, c. 18]. Если кредитовый оборот счета 90 больше дебетового оборота, то появляется сальдо счета 90.9, которое показывает прибыль от продажи турпродукта. Прибыль туроператора формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи туристического продукта.

В бухгалтерском учете делают записи, указанные в таблице 1.

Таблица 1

Типовые бухгалтерские проводки в турбизнесе

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственной операции

20

60,76

Приобретены права у различных предприятий на получение услуг по транспортному обслуживанию, проживанию, питанию, экскурсионному обслуживанию туристов

60,76

50,51,52

Перечислены денежные средства поставщикам услуг

20

02, 70,69, 76, 60, 71, 68, 10

Отражены собственные расходы туроператора: амортизация, заработная плата сотрудников, страховые взносы, услуги организаций по аренде, связи, коммунальным платежам

44

60,76

Приобретены услуги сторонних организаций по рекламе

60,76

50, 51, 52

Перечислена оплата за услуги по рекламе

43

20,44

Отнесены фактические затраты по формированию стоимости турпутевки (производственные и коммерческие расходы)

90.2

43

Списана полная коммерческая себестоимости турпродукта (путевки)

50,51,52

62

Получены денежные средства за продажу путевок

62

90.1

Отражена выручка от реализации путевок

90.3, 91.3

68

Начислен НДС от стоимости реализованных путевок

19

60

Отражен НДС по полученным работам, услугам

68.2

19

Возмещен НДС

68.2

51

Перечислен НДС в бюджет

90.9/99

99/90.9

Отражена прибыль/убыток от продажи турпродукта

99

68

Начислен налог на прибыль

68

51

Налог на прибыль перечислен в бюджет

Обложение НДС в туристической деятельности имеет свои особенности. Туроператоры и турагенты уплачивают НДС со стоимости реализованного посреднического продукта (путевки) по ставке 18 %. Облагаются НДС также услуги, оказываемые без оформления формы «Тур-1»; комиссионные и посреднические вознаграждения как выручка от реализации; консультационные, рекламные, юридические, информационные услуги, услуги авиакомпаний без оформления билетов (чартерные рейсы). Если реализуются билеты на международные рейсы, то выручка от их продажи облагается НДС только в том случае, если она превышает тариф авиакомпании и они продаются отдельно от стоимости тура, оформляемого путевкой [1, c. 26]. Налог уплачивается с разницы между продажной стоимостью и стоимостью билета в авиакомпании.

Не подлежит налогообложению реализация путевок (курсовок), форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждении отдыха, расположенные на территории РФ в соответствии с подпунктом 18 пунктом 3 статьи 149 НК РФ, а также не облагаются НДС экскурсионные путевки для посещения культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий.

В налоговом законодательстве местом реализации услуг в сфере туризма в целях исчисления НДС признается Российская Федерация, если данные услуги фактически оказаны на ее территории. Поскольку местом оказания услуг международного туризма фактически является территории иностранных государств, стоимость путевки в данном случае не подлежит обложению НДС, независимо от применяемых при этом форм документов. Исчисление НДС с выручки от реализации тура за границу России в соответствии с пунктом 3 статьи 148 НК РФ не происходит. Услуги туроператора в этом случае носят вспомогательный характер к услугам иностранных организаций.

Исходя из положений гл. 21 НК РФ, у турфирмы, осуществляющей туроператорскую деятельность по выездному туризму:

1.                  Освобождается от НДС — стоимость услуг, оказанных иностранным лицом, принимающей стороной (в частности, по размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию на основании договора с принимающей стороной) за пределами РФ.

2.                  Облагаются НДС — услуги по выездному туризму, включенные в стоимость туристской путевки (в частности, посреднические услуги, связанные со страхованием туриста и обеспечением проездными билетами) с учетом всех затрат по продвижению сформированного комплекса услуг на территории РФ.

Исходя из того, что отдельные услуги, оказываемые туристскими организациями, НДС не облагаются, они обязаны организовать и вести раздельный учет хозяйственных операций, облагаемых и необлагаемых НДС. Для этих целей, в частности к субсчету «Выручка» счета 90 могут быть открыты два субсчета «Выручка от реализации услуг, облагаемых НДС» и «Выручка от реализации услуг, не облагаемых НДС».

Если туристическая организация является посредником при реализации путевок (турагентом), НДС подлежит исчислению с величины полученного этой фирмой вознаграждения.

Литература:

1.                  Булаев С. В. НДС и расчеты турфирм и гостиниц // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2012. — № 5. — С. 24–36.

2.                  Васильев Ю. А. Налоговые перспективы турфирм и гостиниц // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2011. — № 4. — С. 31–41.

3.                  Денисова Г. Ю. Турбизнес: все учтено // Практическая бухгалтерия. — 2008. — № 10. — С. 17–22.

4.                  Кожинов В. Я. 14100 Типовых бухгалтерских проводок: части 1 и 2. — Система ГАРАНТ, 2010. — 952 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle