Библиографическое описание:

Булатова А. И., Рамазанова Э. И. Последствия вступления России в ВТО [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 55-57.

Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) с точки зрения экономического роста открывает стране доступ к более дешевому импортному сырью и комплектующим, финансовым, коммуникационным, транспортным и другим услугам, предоставляет защиту российским экспортерам на внешних рынках, поскольку одна из главных функций ВТО — отслеживание одинаковых условий для всех членов организации. ВТО дает инструменты ведения торговых споров и преодоления торговых коллизий. Кроме того, вступление России в ВТО будет влиять на региональное развитие и определит различную степень вовлеченности российских регионов в глобальную экономику.

Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что членство России в ВТО заметно скажется на экономике страны, от условий вступления зависит будущее страны. Оценка негативных и позитивных последствий вступления России в ВТО является одним из самых обсуждаемых и острых.

21 июля 2012 года президент России Путин В. В. подписал закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г».

Документ был принят Государственной думой 10 июля 2012 года и одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года. Протоколом оформлялось членство Российской Федерации во Всемирной торговой организации. На протяжении всего периода вступления (около 18 лет) России в ВТО велись дискуссии о целесообразности такого шага, о позитивных и негативных его последствиях.

В публикациях сторонников членства России в ВТО подчеркивалась важность ее вступления в эту организацию для устойчивой работы крупнейших российских экспортеров и для повышения эффективности работы предприятий, ориентированных на внутренний рынок за счет усиления международной конкуренции. Противники членства в ВТО выдвигали свои доводы: по их мнению, вступление РФ в ВТО может привести к катастрофическим последствиям для национальных перерабатывающих предприятий. Однако противникам и сторонникам не хватило 18 лет, чтобы просчитать прогнозные величины выгод или потерь российской экономики [2].

Для того чтобы оценить эффективность вступления Россиии к каким изменениям приводит данное вступление, рассмотрим последствия вступления в ВТО на примере других стран.

Украина вошла в ВТО в 2008 году. «Федерация Работодателей Украины» провела исследование того, как сказалось понижение импортных тарифов на производстве:

-          Из 36 000 человек, работавших в автомобилестроении, потеряла работу половина.

-          Пострадал агропромышленный комплекс и продовольственный сектор.

-          50 украинских заводов, производящих сахар, остановились.

-          В сахарной промышленности и свиноводстве потеряли рабочие места около 500000 человек.

-          Большие потери понесли также деревообработка и легкая промышленность.

-          Негативные тенденции в винодельческой, молочной, пищевой и авиационной промышленности.

Деиндустриализация в Африке. Проводимые с 1980-х годов экономические реформы и снижение импортных пошлин привели:

-          В Сенегале треть рабочих в промышленности потеряла работу.

-          В республике Берег Слоновой Кости к разрушению химической, текстильной, обувной промышленности и автомобилестроения.

-          В Сьерра-Леоне, Судане, Танзании, Уганде и Заире к вытеснению импортом национальных производителей товаров потребления, что привело к резкому росту безработицы.

-          В Кении к упадку производства напитков, табака, текстиля, сахара, кожи, цемента и стекла.

-          В Малави к банкротству текстильной отрасли, производства одежды, мыла и моющих средств, масел и птицеводства. Промышленное производство упало с 20 % ВВП в начале 1990-х до 10,7 % в 2004г.

Обязательства, которые взяла Россия в связи с вступлением в ВТО, можно разделить на 4 раздела:

1.         Снижение ставок импортных пошлин и импортных квот. По данным Минэкономразвития России, снижение среднеарифметического значения импортной ставки составит 3,6 % (с 12,9 % до 9,2 %), а средневзвешенной ставки 4,7 % (с 11,9 % до 7,1 %). В любом случае снижение составит порядка 30 % и коснется всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья, где конкуренция с импортом России не грозит.

2.         Снятие иностранных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам. Количественные ограничения на импорт, такие как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, которые не подтверждены в ВТО и не проводятся под ее провизией, должны быть исключены без возможности введения повторно.

3.         Сокращение экспортных пошлин. Россия обязалась снизить ставки примерно на 700 товарных позиций. Нефтегазовый экспорт при этом не будет затронут, а максимальный эффект будет достигнут для черных и цветных металлов, где экспортные ставки снизятся до 0 %.

4.         Обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления. Российское законодательство за период переговоров по ВТО постепенно приводилось в соответствие нормам организации. Некоторые обязательства еще не полностью выполнены- в сфере реформирования системы государственных закупок, ответственности за дискриминацию иностранных фирм и так далее.

Вступление в ВТО не позволяет решить одну из серьезных проблем инвестиционного климата России- неразвитость индустриальной среды. Наряду со слабой эффективностью финансовой системы этот фактор является основным для сдерживания инвестиций в Российскую экономику.

Отечественный банковский сектор защищен от конкуренции филиалов иностранных банков, так как российские переговорщики отстояли сохранение запрета на деятельность в России филиалов иностранных банков. Таким образом, повышение эффективности работы банков под давлением прямой конкуренции с иностранцами и снижение стоимости кредитов для промышленности не наблюдается.

Сейчас стоимость долгосрочных кредитов для промышленных предприятий составляет, в среднем, 10,5 % в год, а процентные платежи по кредитам промышленных предприятий достигают 2 трлн. руб. в год. И формируют около 9 % процентов себестоимости продукции промышленного сектора. В такой ситуации сокращение процентной ставки на 1 % привело бы к снижению себестоимости продукции на 1 %, то есть обеспечивало бы экономию на 200 млрд. руб. во всей промышленности.   

Таможенная пошлина на новые иномарки после вступления в ВТО снижается с 30 % до 25 %, а затем в течение 7 лет — с 25 % до 15 %. При этом в России планируется ввести утилизационный сбор на подержанные иномарки — от 26 800 до 165 200 рублей.

От уплаты сбора будут освобождены личные машины беженцев, дипломатов, раритетные автомобили старше 30 лет и машины, прибывшие с территории Таможенного союза.

В условиях вступления в ВТО и ориентации на размещение производственных мощностей за пределами национальной территории при сохранении и развитии своего финансового, организационного и управленческого потенциала задачами реконструкции и развития регионального хозяйственного комплекса является постепенное обновление имеющихся производственных фондов предприятий — путь, определяющий постоянное отставание от мировых лидеров, — сколько формирование благоприятных условий для организации новых производств и реализации крупномасштабных инновационных предпринимательских проектов. В наших условиях решение этих задач может быть достигнуто, главным образом, за счет активного вовлечения экономики региона в систему мирохозяйственных связей. [1]

Последствия вступления в ВТО отразились на производителях мяса. С 23 августа пошлина на ввоз свинины в рамках квоты снижена с 15 % до 0 %. Пошлина на импорт свинины вне квоты снижена с 75 % до 65 %.

Пошлина на ввоз живых свиней снижена с 40 % до 5 %. Импорт чистопородных племенных свиней по-прежнему будет облагаться нулевой пошлиной.

По подсчетам Ernst&Young, объем производства сельхозпродукции после вступления в ВТО может снизиться на 1 %. При этом в выигрыше должны оказаться переработчики мяса. Квоты на ввоз свинины планируется отменить только в 2019 году.

По договору о вступлении в ВТО допустимый объем государственной поддержки сельхозпроизводителей в 2012 году составил не более $9 млрд. Постепенно его нужно будет снизить до $4,4 млрд. На данный момент, через Минсельхоз крестьяне получают около $4 млрд (130 млрд рублей в 2012 году). Деньги идут на развитие села, улучшение плодородия почв и субсидирование процентных ставок по кредитам фермерам.

В июле правительство РФ одобрило программу развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы, в рамках которой аграриям планируется выплатить 1,5 трлн рублей. Чтобы не нарушить правила ВТО, чиновники решили изменить форму помощи. Вместо прямого субсидирования приняли переход к поддержке повышения доходности. Развитые страны используют именно такой механизм, но при этом критерии отбора не позволяют безнадежно безответственным предприятиям получать немалые госсредства. [3]

После вступления в ВТО снизились пошлины на вывоз древесины. В рамках квот, которые составляют 5,9 млн кубометров для ЕС и 285 900 кубометров для других стран, пошлина на вывоз необработанной ели составит 13 %, сосны — 15 % против 25 %, которые были до вступления страны в ВТО.

Экспортировать необработанную древесину становится выгоднее. Этот момент оказывает негативное влияние на отечественных производителей мебели.

Несмотря на обилие негативной информации о последствиях вступления России в ВТО, экспертные оценки по вопросу Региональных аспектов вступления России в ВТО являются утешительными. Более половины опрошенных экспертов считает, что вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую организацию окажет положительное воздействие и 45 % уверены, что результат окажется отрицательным. Аналогичный результат получен при рассмотрении оценок отраслевой готовности экономики России. 55 % экспертов предполагает, что к вступлению готовы отдельные отрасли, и 45 % — что экономика не готова в целом. Причина такого разделения кроется отраслевой принадлежностью экспертов.

Оценки перспектив вступления в ВТО для регионов оказались более оптимистичными, чем в целом по стране. Около 70 % опрошенных экспертов считает, что членство в ВТО приведет к улучшению экономической ситуации вСреднеуральском регионе. Металлургическая промышленность является ведущим сектором экономики Среднего Урала, это одна из немногих высокотехнологичных экспорто-ориентированных отраслей экономики региона. Металлургия Среднего Урала готова конкурировать с мировыми лидерами, и достаточное количество времени работает по правилам международной организации. Готовность металлургии региона оценивается как высокая.

Такие отрасли как сельское хозяйство, легкая и лесная промышленность не достаточно готовы к ВТО.

Подводя итоги изучения вступления России в ВТО, следует отметить, что опыт ранее вступивших в ВТО развивающихся стран показал, что итогом стало разрушение сельскохозяйственного, промышленного комплексов национальных экономик.

Вступление России в ВТО — это потеря суверенитета, разорение сельского хозяйства и промышленности, безработица, приватизация общественных благ, снижение безопасности продуктов питания и навязывание ГМО.

Россия потеряет в будущем возможность развивать свою промышленность и сельское хозяйство, поскольку в ВТО запрещены любые меры их поддержки и защиты. Вступлением в ВТО Россия закрепляет за собой статус поставщика дешевых ресурсов без своего производства.

Литература:

1.                 Международные экономические отношения: Учебник / А. И. Евдокимов и др. — М.: ТК Велби, 2003,с. 13

2.                 Этот день мы приближали как могли….//Национальный банковский журнал № 1(92), 2012, с.24–29

3.                 Forbes.ru:http://www.forbes.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle