Библиографическое описание:

Рудыкина В. П. Государственная поддержка малого бизнеса (на примере Волгоградской области) [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 40-42.

По мере увеличения рыночного содержания экономики России возрастает в ней роль малого бизнеса. И наоборот: рост малого бизнеса в России увеличивает рыночный характер экономики. Развитие рыночной экономики, а так же усиление и увеличение малого предпринимательства актуализирует проблему взаимодействия государства с ним, и в первую очередь проблему его поддержки.

Проблема государственной поддержки того, что зарождается и, развиваясь способствует развитию национальной экономики, стояла во всех национальных экономических системах. Но ее следует особенно осмысливать когда в стране формируется развивающаяся рыночная экономика, а развитые рыночные экономики уже находятся на стадии постиндустриального общества.

Если говорить о том, что малый бизнес «активирует структурную перестройку экономики…, «мобилен»…, отличается способностью и готовностью к инновациям…, расширяет поле внутренней и внешней конкуренции…, вносит значительный вклад в стабилизацию социальной ситуации» [3,с.21] и т. д., то бесспорным становится вопрос о государственной его поддержки.

При этом следует ответить на вопрос что именно следует поддерживать в малом бизнесе, в каких формах и как.

Считаем, что в решении данного вопроса нужно сочетать два подхода: стратегический — исходя из целей формирования модели рыночной экономики России и роли в нем малого бизнеса; и тактический — используя накопленный опыт всеми рыночными экономиками по формированию малого предпринимательства.

Следует выделить тот факт, что временной период и процессы создания малого бизнеса в развитых странах, а так же задачи «догоняющего» или «опережающего» развития развивающихся рыночных экономик определяют процессы создания и поддержки государством малых форм экономики. В развитых рыночных экономиках создание предприятий малого бизнеса прошло более длительный период. Они создавались в процессе концентрации и специализации крупного производства, который привел к тому, что крупные предприятия стали «отдавать» поставку и даже подготовительные производства специализирующимся на этом предприятиям, которые, как правило формировались как средние или малые, либо в этих нишах стали создаваться новые малые и средние предприятия.

В развивающихся экономиках процесс концентрации и специализации ускорился созданием малых и средних предприятий, которые конкурировали на одних и тех же рынках с крупным бизнесом с аналогичными видами товаров [1,с.41]. В этом видится не только особая роль предпринимательского духа, но и роль государства многих стран в разных формах поддерживающего малый и средний бизнес страны.

Учитывая вышеизложенное, охарактеризуем поддержку создания и развития малого бизнеса в Волгоградской области. Можно выделить следующие направления поддержки малых форм предпринимательства.

Первое направление — это упрощение процедуры создания бизнеса. Мы уже ушли от большого количества согласований при создании бизнеса и сейчас открытие малого предприятия занимает 10–20 дней. И здесь многое зависит от того, насколько предприниматель владеет компьютерными технологиями и как спланирует организацию создания своего предприятия. Хорошее знание компьютера избавляет его от хождения по инстанциям на основе использования своего интернет-кабинета. И поэтому этот процесс займет минимальное количество времени. В противном случае этот процесс затягивается. Это направление скорее всего не поддержка малого бизнеса, а движение к созданию рыночной инфраструктуры формирования и сопровождении бизнеса.

Второе направление — формирование льготных режимов налогообложения, в которых множество налогов заменяется одним, причем по ставке значительно меньшей, чем в традиционной системе налогообложения, либо предприниматель платит рассчитанную и постоянную величину налога. К таким режимам налогообложения относятся упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), который до 2018 года заменяется на патент.

Третье направление — это упрощение процедуры получения кредита малыми предприятиями.

И четвертое — формирование государственных и региональных программ поддержки малого бизнеса. Охарактеризуем содержание четвертого направления на примере поддержки малого бизнеса Волгоградской области.

По количеству малых и средних предприятий Волгоградская область занимает десятое место среди регионов — лидеров. Вместе с тем, в последнее время наметилась тенденция уменьшения количества малых и средних предприятий Волгоградской области. Эта тенденция отражает динамику предприятий МСБ по России, сложившуюся в последние годы. Уменьшение составило: с 100,4 тыс. ед. — в 2011г. до 98,56 тыс. ед. — в 2012 году; в том числе юридических лиц — с 25,2 тыс. ед. до 27,4 тыс. ед., индивидуальных предпринимателей — с 75,2 тыс. ед. до 71,5 тыс. ед. за этот же период. Только с 1 января 2012г. по 31 декабря 2012 г. сократилось количество индивидуальных предпринимателей на 1,9 %, а среднесписочная численность малых и микро-предприятий уменьшилась на 3,2 %.

Причины уменьшения количества малых и средних предприятий носят объективный характер: произошло ограничение торговли алкогольной продукции, изменились условия работы рынков, а главное — с 1 января 2013 года произошло единовременное двукратное увеличение пенсионных страховых взносов для самозанятого населения. Все это привело к тому, что предприятия с годовым оборотом в 100 тыс. рублей после уплаты всех налогов теряли коммерческий смысл деятельности.

Вышеназванные причины снижения количества малых и средних предприятий имеют место и в 2013 году, поэтому в Администрации Волгоградской области имеется оптимистический и пессимистический прогнозы динамики индивидуальных предпринимателей на 2013 год.

Волгоградская область, как и другие регионы России участвует в федеральных программах поддержки малого и среднего бизнеса. В 2012 году федеральная поддержка проводилась в следующих формах: выделение субсидий, развитие молодежного предпринимательства, формирование и поддержка инфраструктуры малого бизнеса (бизнес- инкубатор, гарант фонд, центр микрофинансирования), поддержка инновационных предприятий, софинансирование муниципальных программ. В 2012 году освоено из средств федерального бюджета — 104395,63 тыс. руб., из областного бюджета — 37263,29 тыс. руб..

Отрицательная динамика малых и средних предприятий в последние годы диктует необходимость разработки и использования новых форм поддержки бизнеса. Федеральная и муниципальная поддержка бизнеса диктуется и тем, что экономика области продолжает оставаться в депрессивном состоянии после последнего экономического кризиса.

Волгоградский центр предпринимательства выделяет такие новые формы государственной поддержки малых и средних предприятий как: центр инжиниринга, программа «крупный и малый бизнес», инвестклуб (портал предприятия), поддержка центров инноваций социальной сферы, агропромпарки, поддержка формирования иной сбытовой инфраструктуры.

Происходит изменение сбытовой инфраструктуры в направлении переориентации торговли в киосках и ларьках на формат «магазин у дома», в том числе с использованием франшизы. Программами поддерживается организация кооперативно-фирменной торговли и объединение в сети, оптовая торговля, в том числе обеспечивающая поставки для государственных нужд.

В программе «Малый и средний бизнес» осуществляется поддержка формирования команд профессионалов малого бизнеса, получения грандов, формирование совместных проектов.

Только на новые формы развития малого и среднего предпринимательства в 2013 году будет направлено 132.1 млн. рублей. Значительную долю в финансировании мероприятий программ занимает субсидирование затрат малого и среднего предпринимательства на сертификацию. Размер субсидии определяется из расчета 50 процентов произведенных заявителем затрат. Максимальный размер субсидии на покрытие расходов, связанных с получением одного сертификата, проведением контроля (надзора), составляет 500 тыс. рублей, а в расчете на одного заявителя — 1 млн. рублей по затратам одного года.

Затраты, связанные с проведением сертификации, контроля (надзора) на группу компаний, субсидированию не подлежат.

Субсидии предоставляются на сертификации поISO 9001; ISO 14001; OHSAS 18001; ГОСТ Р 12.0.006–2002; SA 8000; ISO/IEC 27001; GMP (Good Manufacturing Practice); НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point); ISO 22000; ISO/TS 16949:2002; TL 9000; ISO 13485; обязательная маркировка СЕ; формы «А«, «СТ-1".

Тем самым государство поддерживает предпринимателей, производящих качественную продукцию и услуги на уровне европейских стандартов.

В последнее время изменяются не только формы поддержки предпринимательства, но и введен новый формат ее получения. Заявительный порядок предоставления субсидии заменен единым конкурсным отбором предпринимателей-получателей финансовой поддержки. Активно привлекаются внебюджетные источники для финансирования программных мероприятий. Создается единый информационно-аналитического портал государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Волгоградской области. Создается единая комплексная база данных предпринимателей.

Цель всех мероприятий: повышение эффективности целевого использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку предпринимательства

Охарактеризуем состав и величину финансовой поддержки малых предприятий Волгоградской области по данным таблицы 1.

Таблица 1

Финансирование мероприятий программы поддержки малого и среднего бизнеса за счет средств федерального и областного бюджетов (в млн. рублей)

Мероприятия

Финансовые средства

Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на плату по договорам финансовой аренды (лизинга)

8 500/34 000

Оказание поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным

3 000/12 000

Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства − действующим инновационным компаниям

7 000/28 000

Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства

4 000/16 000

Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на развитие центров времяпрепровождения детей

1 000/4 000

Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях

4 500/18 000

Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, направленных на повышение энергоэффективности их производств

1 000/4 000

Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства

1 000/4 000

Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на сертификацию

250 (обл)

Субсидирование части затрат, произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе субъектами молодежного предпринимательства, на оплату образовательных услуг

500 (обл)

Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с участием

в выставочно-ярмарочных мероприятиях,

в том числе реализующих инновационную продукцию

474 (обл)

Создание и развитие центра инжиниринга Волгоградской области

500/2 000

Как свидетельствуют данные таблицы 1, в 2013 году в области продолжается поддержка мероприятий инновационного характера, усилилась поддержка инфраструктуры малого и среднего бизнеса в форме инжиниринговых услуг, формирование агропромпарков, поддерживается развитие социальной сферы. Все это свидетельствует о том, что в стране и области продолжает формироваться структура экономики более соответствующей рыночному типу с инновационной направленностью.

Литература:

1.                               Краснов И. Роль малых и средних предприятий в мировой экономике. //Проблемы теории и практики управления. — 2013.- № 1. — С.38–46.

2.                               Косариков А., Соколова О. Малый бизнес в России: программирование развития //Проблемы теории и практики управления. — 2012.- № 19–10. — С.158–163

3.                               Мильнер Б., Орлова Т. Малый бизнес: проблемы организации и управления. //Проблемы теории и практики управления. — 2013.- № 4. — С.38–30.

4.                               Мильнер Б., Орлова Т. О государственной системе поддержки малого бизнеса. //Проблемы теории и практики управления. — 2013.- № 5. — С.23–34.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle