Библиографическое описание:

Аниськина Е. В. Франчайзинг в малом бизнесе. [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 111-114.

Как отмечают исследователи, всё большую популярность в кругах малого и среднего бизнеса франчайзинговая система. Франчайзинг — это долгосрочное сотрудничество двух или нескольких партнеров, которые объединяются с целью совместного использования товарного знака, отработанной технологии, ноу-хау и других объектов права интеллектуальной собственности. Договор франчайзинга охватывает широкий спектр экономических и правовых отношений. Иными словами, франчайзинг — это дублирование, копирование успешного бизнеса, взаимовыгодное партнерство, распространение профессиональных технологий, новый уровень управления.

Отношения в системе франчайзинга выглядят следующим образом: организатор франчайзинговой сети сбыта — франчайзер, который владеет определенной торговой маркой и технологией ведения бизнеса, предоставляет франчайзи — малому предприятию, входящему во франчайзинговую сеть, — право на ведение дела под его торговой маркой, фирменный дизайн, маркетинговые технологии и определенный набор товаров и услуг. Франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом, обязуется перед франчайзером соблюдать установленные стандарты качества продукции и услуг, а также технологии производственных и обслуживающих операций, выплачивать соответствующее вознаграждение и предоставляет франчайзеру право его контролировать.

Прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Но родоначальником франчайзинга считается Рэй Крок, основавший в 1955 году компанию McDonald’s System, Inc, которая на сегодняшний день является крупнейшей франшизной компанией в мире. [1]

В России франчайзинг начинает получать широкое распространение лишь в начале 1990х годов, тогда на отечественном рынке впервые появились фирмы-франчайзеры. Но считается, что официально в Росии первую франшизу продала компания «Баскин-Робинс» в 1993 году. С этого и началась эра франчайзинга в нашей стране.

К началу 2011 года в нашей стране в сфере малого бизнеса уже работало около 500 фирм-франчайзеров. На протяжении 10 предыдущих лет количество таких компаний стремительно росло. Интенсивный рост их был зафиксирован в 2004 году. Самыми известными в России компаниями, работающими по франшизе считаются Ростикс, SudWay, Росинтер с брендами Эль Патио и Планета суши, SELA, Savage. [2]

Почему же франчайзинговая сеть сбыта так хорошо развивается именно в малом сегменте бизнеса≤ В первую очередь потому, что франчайзинг более эффективно решает основные проблемы любого бизнеса: нехватка времени, отсутствие дополнительных денежных средств для открытия своего бизнеса, а также отсутствие заинтересованного персонала. Именно франчайзи несет стартовые инвестиционные расходы, финансирует открытие новых представительств, закупает оборудование, платит зарплату персоналу и т. д. При этом временные затраты франчайзера минимизируются. Особенно это важно, если принято решение о расширении региональной сети бизнеса.

Самыми популярными сферами малого бизнеса в России, наиболее привлекательными франчайзеров стали: торговля — 46 %; услуги — 32 %; предприятия общественного питания — 22 %. Данные представлены на рис.1.

Рис. 1 Сферы малого бизнеса, применяющие франшизу.

Основываясь на том, что франчайзинг малого бизнеса в России в первую очередь касается сферы торговых, информационных, технологических услуг, а также предприятий общественного питания, нельзя не сказать, что эти сферы, и суть предпринимательства предполагает повышенные коммерческие риски для предпринимателей. Риски эти велики, зачастую подкреплены не только внутренними условиями действия на рынке, но и внешними факторами: политикой, экономикой, социальными явлениями. Использование франшизы как условия организации предприятия, представляет собой эффективный способ снижения предпринимательских рисков. Франчайзинг дает возможность использовать молодым предприятиям отработанную схему действий, которая дала результаты, принесла немалую выгоду.

Единственным препятствием к осуществлению столь важной миссии франчайзинга оказывается отказ государства в помощи. Наиболее ощутимым ударом становится необходимость регистрации, потери времени, коррупционном разрастании аппарата.

Однако в России существуют и учреждения, помогающие начинающим предприятии в построении франчайзинговой сети сбыта. К примеру, существует РАФ — российская ассоциация франчайзинга, созданная в 1997 году, которая является членом Всемирного Совета по франчайзингу (World Franchise Council). Ее цель — продвижение и отстаивание интересов наших бизнесменов перед государственными структурами. В РАФ входят более сорока организаций.

В России, по примеру западных коллег, издается специализированное издание о франчайзинге «Купи брэнд. Франчайзинг в России», которое способствует развитию и продвижению подобного бизнеса в нашей стране. Кроме этого, Газета «Коммерсант», журнал «Секрет фирмы» постоянно публикуют статьи, посвященные франшизам. За последние годы выпущено уже несколько книг.

Отечественные бизнесмены, пытаются принести франчайзингв массы, сделать его как можно больше известным. В Москве регулярно проводится выставка по франчайзингу — ВuуВгand, повсеместно проводятся семинары, симпозиумы и практикумы, направленные на популяризацию франчайзинга. Такая стратегия ведения бизнеса может быть очень прибыльной при определенном ведении дел. Это показывают примеры самых успешных компаний, использующих франшизу. Компания «Баскин-Робинс», которая, как отмечалось, была первой франшизной компанией в России, может похвастать разветвленной сетью кафе под своей маркой, особенно в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге. Мороженое от Баскин-Робинс очень популярно, и наши бизнесмены регулярно открывают новые точки с этим брендом. Однако по франшизе работают не только в Москве и Санкт-Петербурге. Есть удачные проекты и в регионах нашей страны: в Пермском и Краснодарском крае, а также в Татарстане и в Республике Мордовия.

На сегодняшний день развитие франчайзинга в Республике Мордовия находится на начальной стадии развития. Лидером является сфера розничной торговли — особенно непродовольственный ритейл — магазины одежды, обуви. В столице республики Мордовия — в Саранске — их насчитывается около 70. Это Savage, SELA, ТМ ТВОЕ, Эконика, EuroSpar и другие, а также представлены фирмы в сфере общественного питания («Макдональдс», Subway, Автосуши, Baskin Robbins и т. д.) и несколько — в сфере услуг (турагентства «Горячие туры», «1001 тур» и «Велл»). На данный момент в г. Саранске ведется строительство первого пятизвездочного отеля «Sheraton».

В настоящее время франчайзинг в Республике Мордовия не получил широкого распространения, хотя возможности его внедрения очень перспективны. На рис. 2 мы видим основные проблемы сдерживания развития франчайзинга, которые можно классифицировать по причинам их возникновения: экономические, организационно-правовые, социально-психологические проблемы, образовательные.

Описание: C:\Users\Лена\Desktop\Безымянный4.jpg

Рис. 2. Основные проблемы, сдерживающие развитие франчайзинга

Эти проблемы характерны в целом и для России.

а) экономические проблемы:

1)            нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности, прогнозируемости и предсказуемости экономического развития страны в целом;

2)            отсутствие у большинства предпринимателей (потенциальных франчайзи) необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему. Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим. Далеко не все отечественные предприниматели обладают подобным капиталом;

3)            сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала. Как правило, кредиты банков краткосрочны (до года) и обусловлены рядом условий, выдвигаемых банком. За это время франчайзи не справляется со своими кредитными обязательствами, так как в большинстве случаев на развитие франчайзинговой системы требуется значительное время;

б) организационно-правовые проблемы.

В России сдерживание развития франчайзинга происходит, прежде всего, в правовой сфере, а точнее сказать, из-за практически полного отсутствия правового обеспечения.

В России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые отношения. В современной правовой системе России термин франчайзинга встречается только один раз, в 54 гл. Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: «коммерческая концессия» является синонимом франчайзинга. А англоязычным обозначениям — «франчайзер» и «франчайзи» соответствуют термины «правообладатель» и «пользователь». Именно на основе этой правовой нормы и предлагается официально решать все вопросы, связанные с взаимоотношениями франчайзеров и франчайзи. Однако большая часть действующих в России франчайзинговых сетей договором коммерческой концессии не пользуются, в лучшем случае он включается в пакет других документов, которые подписывают партнеры.

в) социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:

1)            отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы — франчайзера и франчайзи. Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, — это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных условиях;

2)            отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная правовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет недостаточно эффективен;

3)            боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и менеджера. Естественно, что вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Однако работа в крупной франчайзинговой системе дает франчайзи такой опыт, который он за редким исключением не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери.

г) образовательные проблемы связаны со слабой подготовкой предпринимателей в области франчайзинга. У российских предпринимателей отсутствуют необходимые знания о преимуществах и экономическом содержании франчайзинговых отношений.

Но, несмотря на столь сложную ситуацию, складывающуюся в сфере франчайзинга в России, можно с уверенностью говорить об эффективности данного вида организации малого предпринимательства. Разрастание сетей, основанных на франчайзе, идет быстрыми темпами, что говорит о высокой прибыльности, качестве и надежности подобных условий ведения дел.

Литература:

1.             Марков С. Франчайзинг: проблемы развития бизнеса. / С. Марков //Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 3. — С. 104–107.

2.             Нехаева Н. Е., Саттарова Ю. Н. Проблемы и перспективы развития франчайзинга в Мордовии/ Н. Е.Нехаева, Ю. Н.Саттарова //Актуальные проблемы географии и экологии. — 2012. — № 1(11);

3.             Гражданский кодекс Российской Федерации, гл. 54. Режим доступа: http://base.garant.ru/10164072/54/#block_2054

4.             Сайт http://biznec-info.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle