Библиографическое описание:

Деревяшкин А. В. Стратегический анализ отрасли и макроокружения электроэнергетики ОАО «Газпром нефтехим Салават» [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 45-50.

Введение

Для проведения наиболее объективного и детального анализа состояния электроэнергетики ОАО «Газпром нефтехим Салават» необходимо определить максимальное количество факторов, которые оказывают и могут оказывать влияние в ближайшее будущее на развитие электроэнергетики предприятия и отрасли в целом. Для решения поставленной задачи наиболее подходящим и конструктивным с точки зрения широты информации является стратегический анализ внутренней среды электроэнергетики предприятия. Как правило, данный вид анализа широко применяется для определения дальнейшей стратегии развития организаций и предприятий, учитывая специфику отрасли в целом. Под организацией и предприятием в данном случае всегда предполагается объект, который производит и поставляет товары и услуги на рынок потребителю. В нашем же случае, задачей является анализ электроэнергетики предприятия, электроэнергетики — как неотъемлемой составляющей ОАО «Газпром нефтехим Салават» при производстве и поставке товаров и услуг на рынок, как составляющей, которая прямо влияет на ценообразование товаров нефтеперерабатывающей отрасли.

Стратегический анализ отрасли и анализ макроокружения электроэнергетики предприятия

Электроэнергетика является основной отраслью любого современного государства, темпы роста генерируемой электроэнергии и использование потенциала энергосбережения страны прямо свидетельствуют о росте и развитии экономики в целом и об увеличении производства внутреннего валового продукта (ВВП). Государство не может позволить себе строительство новых объектов и сооружений, развивать промышленность, медицину и инфраструктуру населённых пунктов, если нет новых мощностей.

В энергосистемах Российской Федерации эксплуатируется более 600 тысяч километров воздушных и кабельных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше и 2 миллиона километров напряжением 0,4…20 кВ [1].

По данным министерства энергетики Российской Федерации, энергетическая система страны включает в себя порядка 700 электростанций мощностью свыше 5 МВт, на конец 2012 года общая установленная мощность которых составила 223070,83 МВт.

На рисунке 1 представлены данные по объему генерируемой электроэнергии в зависимости от типа электростанций [2].

Рис. 1. Объемы генерируемой электроэнергии

В производстве электроэнергии доминирует тепловая энергетика, по мировым объемам производства на ТЭЦ приходится около 90 % всей генерируемой электроэнергии. Такую картину можно наблюдать практически во всех странах, лишь в нескольких десятках стран большая часть электроэнергии генерируется иными видами электростанций.

Федеральная служба государственной статистики обладает исчерпывающими данными по росту ВВП и энергобалансу нашей страны, анализ которых наглядно показывает зависимость данных показателей и свидетельствует о темпах роста экономики, рисунок 2 [3]. Российская Федерация ежегодно экспортирует электроэнергию в страны СНГ и дальнего зарубежья, что является показателем превышения производства электроэнергии над его потреблением.

За последнее десятилетие электроэнергетическая отрасль претерпела множество реформ, итогами которых стали радикальные реорганизации: изменение системы государственного регулирования отрасли, первые шаги к созданию конкурентного рынка электроэнергии. Произошли изменения и в структуре отрасли: вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все функции производства, транспортировки и сбыта электроэнергии, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

Рис. 2. График зависимости энергобаланса и ВВП в России

Следует так же отметить, что благодаря реформе за последние 10 лет общая установленная мощность всех электростанций в России увеличилась на 26 ГВт, что сопоставимо с мощностью всех АЭС в стране, а объем инвестиций за 10 лет вырос в 3,5 раза — до 900 млрд. руб. ежегодных инвестиций [4].

Дальнейший стратегический анализ обусловлен необходимостью выявления основных факторов макроокружения, влияющих на электроэнергетику предприятия и отрасли. В нашем случае анализ проводится по трём основным факторам макроокружения электроэнергетики предприятия, структурно представленным на рисунке 3.

Рис. 3. Составляющие анализа макроокружения отрасли

Проводя анализ действующих законов и нормативно-правовых актов в области электроэнергетики можно сделать вывод, что процесс реорганизации и реформирования отрасли идет полным ходом. Более того, правительство Российской Федерации и министерство энергетики Российской Федерации оперативно реагируют на изменения, которые происходят в отрасли. Итогом оперативного анализа и дальнейших капитальных реорганизаций в электроэнергетике явилась государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики». Для реализации данной программы до 2020 года, необходимы инвестиции в объеме 28 658 762 481,60 тыс. рублей, часть из которых — 667 151 951,5 тыс. рублей из бюджетных источников финансирования [5]. Причиной такого огромного вливания инвестиций является как устарелая материально-техническая база отрасли, так и необходимость создания новых генерирующих мощностей, ведь именно развитие электроэнергетики задаёт тон развитию всей страны. Задача: обновить материально-техническую базу в электроэнергетике, не допустить дефицита генерируемых мощностей, снизить энергоёмкость ВВП и полностью использовать потенциал энергосбережения в отрасли.

По данным министерства энергетики Российской Федерации энергоёмкость ВВП России примерно в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5–3,5 раза выше, чем во многих других странах. В связи с этим, Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» поставлена глобальная задача снижения энергоёмкости ВВП России к 2020 году не менее чем на 40 % по сравнению с 2007 годом. Только за счёт выполнения всех мероприятий подпрограммы № 1 государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» ожидается снижение энергоёмкости ВВП на 13,5 %.

Суммарное энергопотребление России в 2007 году составило порядка 990 миллионов тонн условного топлива. При внедрении энергосберегающего и энергоэффективного оборудования до уровня развитых стран Европы, энергопотребление снизилось бы до величины 650 миллионов тонн условного топлива. Другими словами, потеря электроэнергии составляет около 35 % [2].

Анализируя данные представленные министерством энергетики Российской Федерации, напрашивается вывод, что наша страна обладает огромным не использованным потенциалом в энергосбережении и причины этого очевидны: устаревшая материально-техническая база отрасли, отсутствие масштабного внедрения энергосберегающих технологий и не отвечающая современным требованиям оптимизация распределительных сетей.

Решать существующие проблемы по энергосбережению так же призван Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ФЗ-261 основными полномочиями органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:

-          разработка и реализация федеральных программ;

-          определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности;

-          определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

-          государственный контроль над соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности [6].

Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является катализатором для разработки и внедрения региональных программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности на уровне субъектов Российской Федерации. В Республике Башкортостан постановлением правительства РБ от 30 июля 2010 года № 296 введена в работу Комплексная программа Республики Башкортостан «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010–2014 годы». Целями программы являются: снижение энергоемкости валового регионального продукта на 3,1–3,3 % ежегодно (ВРП); повышение эффективности экономики республики; экономия бюджетных средств за счет энергосбережения. На период с 2006 года в Республике Башкортостан потери электроэнергии в сетях общего пользования составляют в среднем 10 %, что соответствует 2300 млн. кВт∙ч ежегодно. Для финансирования программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010–2014 годы» в Республике Башкортостан необходимы вливания в объеме 51,7 млрд. рублей [7].

Реализация в масштабах страны принятой стратегической политики в области модернизации электроэнергетической отрасли и внедрения новейших систем энергосбережения требует подготовки высококвалифицированных специалистов. Сколковский институт науки и технологий 12 декабря 2012 года подписал двусторонние соглашения о сотрудничестве с четырьмя ведущими компаниями: ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы», индустриальной группой En+Group и ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в энергетике». На базе Сколтеха формируется исследовательский центр по энергетическим системам, системам автоматизированного учёта электроэнергии, новые методики диагностики оборудования, моделирование и проектирование сложных социотехнических систем в энергетике, основные технологии генерации электроэнергии и др. [8].

Анализ электроэнергетической отрасли и макроокружения электроэнергетики предприятия отражает основные факторы, влияющие на электроснабжающие организации ОАО «Газпром нефтехим Салават», формирующие политику ОАО «Газпром нефтехим Салават» в области энергосбережения и энергоэффективности и влияние современной развивающейся технической базы на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Электроснабжение потребителей ОАО «Газпром нефтехим Салават» осуществляют: ООО «Башкирская генерирующая компания» — Салаватская ТЭЦ и ООО «Ново-Салаватская ТЭЦ». ООО «Ново-Салаватская ТЭЦ» обеспечивает ОАО «Газпром нефтехим Салават» теплом на 88 %, электроэнергией на 40 %. Максимальная мощность ООО «Ново-Салаватская ТЭЦ» 530 МВт, из которых используется лишь около 60 % мощности. Часть оборудования находится в консервации из-за уменьшения объемов потребления. ООО «Башкирская генерирующая компания» — Салаватская ТЭЦ осуществляет электроснабжение потребителей не только нефтехимического комплекса, но и города Салават и имеет установленную электрическую мощность в 185 МВт.

В состав нефтеперерабатывающего завода входят десять технологических цехов, осуществляющих переработку и производство нефтепродуктов. Общее количество приводов нагнетательных машин технологических цехов по состоянию на 2012 год представлено в таблице 1. Электроснабжение потребителей осуществляется от 132 распределительных устройств на уровни напряжения 0,4 и 6 кВ.

Многие проблемы, присущие отрасли, так же имеют место в электрохозяйстве нефтеперерабатывающего завода: 30 % всех ресурсов по динамическому оборудованию и оборудованию распределительных устройств отработали свой нормативно-технический срок службы и введены в эксплуатацию до 1990-го года. Это напрямую свидетельствует о повышенных физических потерях электроэнергии при её передаче и преобразовании.

Потери, возникающие при передаче электроэнергии по кабельным линиям, при не эффективном использовании полезной мощности на валу электродвигателей, можно охарактеризовать как технические затраты электроэнергии (затраты при передаче и преобразовании электроэнергии).

На рисунке 4 представлен график общепроизводственного потребления электроэнергии (включающий технические затраты электроэнергии) потребителями нефтеперерабатывающего завода ОАО «Газпром нефтехим Салават».

Таблица 1

Состав динамического электрооборудования НПЗ

Уровень напряжения, В

Уровень мощности, кВт

Количество электродвигателей, шт

Суммарная мощность, кВт

Выше 1000 В

Свыше 250 кВт

126

61410

До 1000 В

Свыше 100 кВт

306

89674

От 10 до 100 кВт

1046

41141

От 0,5 до 10 кВт

1726

5911

Всего

3204

198136

Рис. 4. График общепроизводственного потребления электроэнергии

Заключение

Проведенный анализ отрасли показывает основные факторы, влияющие на дальнейшее развитие энергетического хозяйства не только ОАО «Газпром нефтехим Салават», но всех потребителей электроэнергии республики Башкортостан. Электроэнергетика − как основа всех отраслей нашей промышленности, оставаясь долгие годы в тени модернизаций и реорганизаций, стала одним из «тормозов» экономики нашей страны. В исследовательской работе приведены основные законы, положения и нормативные акты, определяющие дальнейшее развитие отрасли. Огромные денежные вливания в последующие годы должны решить основные проблемы электрохозяйства страны и отдельных предприятий: обновление материально-технической базы, применение новых энергосберегающих технологий и реорганизации в аппарате управления электрохозяйства предприятий. В аппаратах управления электроэнергетическим хозяйством существует организационная и функциональная разобщенность подразделений, которая является препятствием на пути проведения комплексного управления электрохозяйством и энергосберегающей политики предприятия.

Литература:

1.                           Сибикин И. Ю., Сибикин М. Ю. Технология энергосбережения. −М.: «Форум», 2010

2.                           Министерство энергетики Российской Федерации. http://minenergo.gov.ru/

3.                           Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/

4.                           «Теплоэнергетика России 2012–2016. 10 лет с начала энергореформы». −М.: INFOLine., 2013, 480 с.

5.                           Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики»

6.                           Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

7.                           Комплексная программа Республики Башкортостан «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010–2014 годы»

8.                           Сколковский институт науки и технологий. http://www.skoltech.ru/ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle