Библиографическое описание:

Ахмедова М. Р. Инвестиционная привлекательность как средство реализации экономической политики Республики Дагестан [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 114-117.

В данной статье анализируется инвестиционная ситуация в Республике Дагестан, представлены методы правовой поддержки инвесторов, рассмотрены проблемы инвестирования в экономику республики и даны меры привлечения инвесторов

Ключевые слова:инвестиции, регион, потенциал, приоритетные направления,

Одно из важнейших направлений развития экономики региона является формирование эффективной региональной инвестиционной политики.

Инвестиционная политика является частью социально-экономической политики и поэтому ее реализация должна быть направлена на достижение целей социально-экономического развития региона. [4]

Дагестан по инвестиционной привлекательности занимает 33 место, а по СКФО — 2, уступая лишь Ставропольскому краю. Но это не заслуга властей. Привлекательность для инвесторов из следующих особенностей региона: благоприятные климатические условия; удобное геополитическое положение; наличие транспортной инфраструктуры (автомобильный, железнодорожный, морской транспорт, незамерзающий морской порт, аэропорт, трубопроводный транспорт); богатство природных ресурсов (морские, водные, минерально-сырьевые); нормативную правовую базу, направленную на создание благоприятной инвестиционной среды и привлечение инвесторов; уникальный природный и растительный мир; дешевую рабочую силу.

Одной из важных задач для экономического развития республики является создание благоприятного инвестиционного климата и имиджа республики в целях привлечения в ее экономику отечественного и иностранного капитала, передовых технологий и техники.

В рамках реализации механизма частно-государственного партнерства продолжались работы по созданию 7 инвестиционных площадок промышленно-производственного и туристско-рекреационного типа со всей необходимой инфраструктурой, из них 6 инвестиционных площадок по ФЦП «Юг России» за счет средств федерального бюджета и средств республиканского бюджета РД и 1 площадка — за счет средств Инвестиционного фонда РФ и средств республи-канского бюджета РД. На территории указанных площадок за счет средств инвесторов проводились работа по реализации крупных инвестиционных проек-тов: строительство двух стекольных заводов («Строительство завода по производству листового стекла флоат-методом», «Строительство стеклотарного завода «Анжи-Стекло»), Гоцатлинской ГЭС, горнолыжного курорта «Чиндирчеро» и др.

Вместе с тем, имелись проблемы с привлечением внебюджетных инвестиций. Так, отсутствие инвестора проекта «Санаторно-курортный комплекс «Дар-вагчай» с.Мичурино, Дербентский район» привело к тому, что не подписано со-глашение с Минрегионом России о предоставлении в 2011 году субсидий федерального бюджета в рамках ФЦП «Юг России» на создание инженерной инфраструктуры данной площадки (72,5 млн. руб.). Указанные средства перераспределены по другим объектам, строящимся в республике в рамках ФЦП «Юг России».

Республика в настоящее время показывает вполне неплохие результаты инвестиционной деятельности. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2012 год составил 152,4 млрд. руб. или 108,3 % и увеличился по сравнению с 2011 году на 1,7 %. Республика Дагестан в рейтинге крупнейших реальных инвестиционных проектов СКФО по общему объему инвестпроектов почти сравнялась с регионом-лидером в СКФО — Ставропольским краем.

Основными отраслями инвестирования в республике являются строительство (33,66 %), транспорт и связь (23,02 %), производство и распределения электроэнергии, газа и воды (15,59 %), образование и здравоохранение (10,95 %). [5]

Но, тем не менее, имея такой потенциал, республика использует его не в полной мере. Это происходит из-за отсутствия четкой политики и стратегии ее реализации.

Одним из основных показателей, характеризующим ситуацию в данном направлении, является «инвестиции в расчете на душу населения», который по итогам 2012 года сложился на уровне 51,9 тыс. рублей, что в 1,7 раза ниже общероссийского уровня. Уменьшить этот разрыв станет возможным после реализации поставленных приоритетов в Стратегии экономического развития республики.

В Республике Дагестан рейтинги частных потенциалов в процентах от Российской Федерации в целом следующие: потребительский составляет примерно 2 %, трудовой — 1,5 %, финансовый — 1,3 %, инфраструктурный — 1,04 %, институциональный — 0,8 %, туристический — 0,7 %, природно-ресурсный — 0,5 %, производственный — 0,3 %, инновационный — 0,096 %.

Статистика показывает, что по производственному и инновационному потенциалу Республика Дагестан имеет самые низкие показатели, как раз характеризует регион как слабо обеспеченный основными фондами и передовыми технологиями.

Доля потенциала Дагестана в общероссийском потенциале составляет примерно 1 %.

В настоящее время в экономику Дагестана все больше начинают вкладывать свои средства иностранные инвесторы. Суммарный объем притока иностранных инвестиций в экономику Дагестана2012 году составил 28895 тыс. долларов. Структура иностранных инвестиций состоит только из прямых инвестиций, они составляют 28451 тыс. долларов и 30,8 % к 2011 году. Это способствует созданию на территории региона новых мощностей и производств, способствующих модернизации и повышению конкурентоспособности экономики.

Преобладание прямого инвестирования в республике оправдано, так как портфельные инвесторы зачастую теряют возможность влиять на решения и не получают достоверную информацию о реальном положении дел в компании и вытесняются из нее.

В настоящее время для привлечения инвесторов и создания подходящих условий для них в республике приняты ряд законов, такие как Законы «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан»; «О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты в Республике Дагестан с привлечением денежных средств кредитных организаций»; «О государственных гарантиях Республики Дагестан»; «О залоговом фонде Республики Дагестан»; «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Республике Дагестан»; «Об инвестиционном налоговом кредите»; «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Дагестан «О налоге на имущество организаций».

Главным законом, направленным на формирование благоприятного инвестиционного климата в Дагестане, является закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан». Именно в нем обусловлены формы государственной поддержки как отечественным, так и зарубежным инвесторам.

Инвесторам, которые вкладывают средства в приоритетные направления развития республики, оказывается дополнительная государственная помощь. Им предоставляются налоговые льготы в течение срока окупаемости проекта, но более пяти лет со дня финансирования проекта. Также для таких инвесторов ставка налога на прибыль из части, которая зачисляется в региональный бюджет, уменьшается на 4 %. Но определено, что сумма льгот не должна быть выше, чем сам бюджет инвестиционного проекта.

Другой формой государственной помощи для предпринимателей, инвестирующих в приоритетные направления республики, является предоставление инвестиционного налогового кредита в части налогов, зачисляемых в республиканский бюджет Республики Дагестан. Для этого он должен с одобрения финансовых органов заключить договор с налоговым органом и согласовать сумму, в пределах которой сможет ежемесячно уменьшать свои налоговые обязательства, пока не исчерпает ее полностью. [3]

Законом РД «О налоге на имущество организаций» предусматривается освобождение от уплаты налога на имущество организаций предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет, в части имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта и не входившего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта. [1]

Также республиканские власти освобождают от налогообложения организации — в отношении объектов (имущества), вводимых по инвестиционному проекту строительства новых гидроэлектростанций в течение пяти лет с момента ввода объекта в эксплуатацию и по 1,1 процента на период с шестого по десятый год.

Освобождаются от уплаты налога на имущество организаций предприятия по производству сельскохозяйственной продукции при условии, что выручка от указанного вида деятельности за прошедший год составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Государство предоставляет гарантии возврата заемных средств и тем инвесторам, которые вкладывают средства на реализацию приоритетных инвестиционных проектов. Эти гарантии определены законом РД «О государственных гарантиях Республики Дагестан». Рассмотрение вопросов для предоставления государственных гарантий в Правительстве РД была создана Комиссия по предоставлению государственных гарантий.

Но, несмотря на эти мероприятия, в республику неохотно вкладывают свои средства и главными факторами, создающими препятствия на пути инвестиций в экономику Дагестана, являются обостренная политическая ситуация, сложные межнациональные отношения, социальная напряженность на Северном Кавказе и как следствие отсутствие сохранности бизнеса, гарантированности прибыли и высокий уровень инвестиционного риска. Также одной из немаловажных проблем для вложения финансовых средств в экономику республики является угроза безопасности. [2] В таких условиях основными источниками инвестирования остаются собственные средства региона, т. е. бюджетные средства, дотации, специальные средства, выделяемые федеральным центром под целевые программы.

Также важным отрицательным моментом является механизм исполнения этих законов. В Дагестане обычной практикой стало невыполнение отдельных законов и решений судов, а также высокая коррумпированность сторон.

Инвесторы не хотят вкладывать средства в проекты с длительным сроком окупаемости, так как в России одни законы противоречат другим, часто вносятся кардинальные изменения в законы и, конечно, ни о каком инвестиционном планировании говорить не приходится.

Проблемы инвестирования в Дагестане непосредственно связаны и с проблемами в России. Это существование теневой экономики. Некоторые эксперты оценивают ее долю в 30, а то и в 50 %. Почти все предприниматели ведут двойную и даже тройную отчетность. И чтобы избежать этого инвестор не просто должен контролировать и участвовать в управлении предприятием, но и лично набирать управленческий персонал. Также объект инвестирования сам не застрахован от обмана инвестора. Другой проблемой является отсутствие квалификационных кадров, которую можно решить, внедрив соответствующую целевую республиканскую программу, которая будет включать, например, проверку качества даваемых знаний учителей в школах и преподавателей в вузах, трудоустройство способных студентов, доступность республиканских стипендий для студентов, в том числе получивших призовые места на конференциях, зависимость заработных плат от обязанностей и личных достижений на государственной работе и т. д. Также нужно привлекать всех дагестанцев, уехавших и получивших образования и опыт в других городах и станах, вернуться на родину.

Большой рост экономики республики возможен, если привлекать инвестиции в реальный сектор, так как именно он консолидирует основных производителей валового продукта, а значит, в нем сосредоточен наибольший потенциал обеспечения жизнедеятельности любого региона.

Для стимулирования инвесторов в первую очередь нужно предоставить налоговые льготы по налогу на прибыль, на имущество и по земельному налогу.

Что касается налога на прибыль, то нужно уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму, затраченную на капитальные затраты и на сумму погашения кредитов. Сюда включить и проценты, которые получит инвестор от осуществления капитальных вложений. Это поможет простимулировать инвесторов показывать свою реальную прибыль и создаст законный механизм снижения налогообложения.

Также целесообразно освобождать от налога на землю, которую инвестор использует для строительства инвестиционного объекта с начала капитальных вложений и на весь период срока строительства и два года после его окончания. Такая налоговая льгота заставит инвесторов стремиться к уменьшению сроков строительства своих объектов.

По налогу на имущество путем уменьшения налогооблагаемой стоимости имущества на балансовую стоимость основных производственных фондов, введенных в эксплуатацию в период, не превышающий четырех кварталов подряд. Для инвесторов, которые вложили свои средства на сумму свыше 2 млн. рублей можно освобождать от налога на имущества на два года, а тех, кто вложил свыше 6 млн. рублей — на 4 года. Это будет стимулировать инвесторов повышать объемы своих капиталовложений.

Региональным властям необходимо создать банк, уставный капитал которого на 50 % будет состоять из средств республиканской администрации. И этот банк должен сосредоточить на своих счетах основные налоги Республики Дагестан. Так как на сегодняшний день все операции со средствами, которые предоставляют дагестанские банки, производятся в банках других регионов, преимущественно в Москве. Таким образом, республика недополучает налоги.

Было бы целесообразным создать сайт, на котором будет расписана инвестиционная деятельность республики. На этом сайте должны быть представлены все инвестиционные проекты, осуществляемые на территории Дагестана, с определением стадии подготовки и со сроком сдачи; законы и нормативно-правовые акты, регламентирующие инвестиционную деятельность, а также льготы инвесторам; порядок и образцы заключения договоров с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности

Начать строить экономику, направленную на создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвесторов, нужно с формирования инвестиционной политики региона.

Таким образом, инвестиционная привлекательность региона играет огромную роль в системе комплексного подхода к оценке эффективности функционирования региональной экономики. Поэтому региональная власть непременно должна повышать качество и рост уровня жизни населения.

Литература:

1.                 Гусейнова М. Р. Инвестиционная политика Республики Дагестан. Материалы международной научно-практической конференции «Социальные и производственные основы модернизации экономики Оренбуржья», Екатеринбург, 2011. С. 25–28. с.26

2.                 Закон Республики Дагестан от 08.10.2004 N 22 (ред. от 03.10.2007) «О налоге на имущество организаций» (принят Народным Собранием РД 30.09.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)

3.                 Министерство экономики РД. https://minec-rd.ru

4.                 Перская В. В. Глобализация и государство. — М.: Изд-во РАГС, 2005. — 208 с.;

5.                 Рейтинговое агентство «Эксперт Ра» http://raexpert.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle