Анализ существующей методики принятия управленческих решений по ремонту газопроводов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Остроухова, Н. Г. Анализ существующей методики принятия управленческих решений по ремонту газопроводов / Н. Г. Остроухова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 71-75. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/79/ (дата обращения: 25.04.2024).

Топливно-энергетический комплекс всегда имел и имеет большое значение для экономики России, в особенности, газовая отрасль. Однако не сегодняшний день в газовом комплексе наметился ряд негативных тенденций, снижающих эффективность его функционирования. Это, прежде всего, истощение минерально-сырьевой базы и значительный износ основных производственных фондов в сфере транспорта газа. Решению этих проблем руководство ОАО «Газпром», главного производителя и поставщика природного газа в России, уделяет первостепенное внимание.

Износ основных фондов в транспорте и подземном хранении газа составляет 62,50%, согласно данным Минэнерго на IV квартал 2008 г. В критическом состоянии по безопасности находится около 50,00% подводных переходов, 20,00% переходов через автомобильные и железные дороги, 10,00% пересечений с трубопроводами [3].

Истекает срок службы практически половины (44,50%) магистральных газопроводов, а около четверти (27,40%) газопроводов отработали свой срок службы более 8 лет назад. Таким образом, лишь около трети (28,10%) трубопроводов находятся в состоянии, обеспечивающем надежный и бесперебойный транспорт газа.

Износ основных фондов в сфере транспорта газа связан с авариями, которые увеличивают издержки предприятия на сумму экологических штрафов, штрафов за невыполнения обязательств перед покупателями, ремонтно-восстановительных работ. Современная газотранспортная система, оснащенная новейшим оборудованием, обеспечит бесперебойное и надежное снабжение потребителей природным газом, снизит расходы предприятия, связанные с ликвидацией аварий, выплатой экологических штрафов, внеплановыми остановками перекачивающего оборудования и т.д., что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность ОАО «Газпром». Поэтому восстановление, реконструкция и строительство новых мощностей в сфере транспортировки газа должны стать для компании приоритетными направлениями деятельности. Рассмотрим, как на сегодняшний день в ОАО «Газпром» принимаются решения по ремонту газопроводов.

В настоящее время процесс управления техническим состоянием базируется на модели управления «на основании предписаний», что означает проведение предопределенного набора диагностических и профилактических мероприятий в фиксированные сроки. В целях повышения эффективности управления и надежности функционирования ЕСГ инициирована работа по созданию и внедрению комплексной системы управления техническим состоянием и целостностью «на основе анализа рисков» (рис 1). Подобные системы уже созданы и успешно функционируют в ряде зарубежных компаний, таких как «Винтерсхалл Холдинг АГ», «ЕОН Рургаз АГ», «Газюни», «ГДФ Союэз» и др.



Врезка2Врезка1

Врезка4Врезка3



Врезка5


Врезка6

Врезка7



Врезка9Врезка8


Врезка10



Врезка11Врезка12




Рис. 1. Система управления техническим состоянием и целостностью ГТС


Система управления целостностью проектируется как вертикально интегрированное решение, связанное с информационно-управляющими системами, создаваемыми в рамках Стратегии информатизации Газпрома. На рис. 2 приведена схема общего вида процесса управления техническим состоянием и целостностью ЕСГ, реализующая следующие элементы:

  1. выявление и анализ факторов воздействия на объекты системы и оценку степени их влияния;

  2. мониторинг возникающих угроз;

  3. расчет и оценку рисков;

  4. планирование и контроль исполнения мероприятий, обеспечивающих достижение приемлемого уровня рисков;

  5. анализ эффективности предпринятых действий [1].

Врезка13

Врезка14


Врезка15Врезка16

Врезка17


Врезка18



Рис. 2. Процесс управления техническим состоянием и целостностью ЕСГ


В настоящее время разработан многоцелевой программный комплекс – пакет прикладных программ «Ремонт магистральных газопроводов» (ППП РМГ) – состоит из автономных независимых программных блоков, предназначенных для подготовки и принятия технологических управленческих решений по капитальному ремонту магистральных газопроводов в информационной среде. Представляется возможным выполнять количественную оценку приоритетов объектов по техническому состоянию при планировании ремонтно-строительных работ.

Данный программный комплекс обеспечивает возможность с максимальной эффективностью выполнить оценочные расчеты технико-эко­номических показателей (в смысле плани­рования последовательности и величины материальных затрат) капитального ремонта участков МГ с учетом приоритетности от­дельных объектов.

Пакет прикладных программ «Ремонт магистральных газопроводов» позволяет осуществлять многокритериальную оценку технического состояния и ранжирование по приоритетам участков ЛЧМГ с учетом данных диагностики внутритрубных инспекционных снарядов, данных периодических изменений потенциала «труба-земля», ретроспективных данных об авариях и повреждениях, а также оперативных решений о срочном устранении опасных дефектов. Оценка состояния участков МГ и их сопоставление при отборе объектов для включения в заявку газотранспортного предприятия осуществляется с помощью схемы логического анализа по критериям технического состояния. При этом группы критериев включают как количественные, так и качественные показатели.

В процессе анали­за проектных решений строительства и эксплуатации МГ учитывают сле­дующие качественные и количественные показатели: оформление линейной части МГ; состояние охранной зоны; состояние линейной запорной арматуры; состояние узлов очистки полости газопровода; состояние сосудов высокого давления; наличие и состояние аварийного запаса труб; состояние подводных переходов; состояние участков надземных переходов; состояние переходов через железные и автомобильные дороги; защита газопровода от коррозии; работоспособность технологической связи; техническое обслуживание магистрального газопровода; готовность проведения аварийных и восстановительных работ; проведение огневых и газоопасных; состояние и техническое обслуживание систем газоснабжения собственных нужд; ведение оперативной и технической документации; укомплектованность и квалифицированность штатов, допуск персонала.

Пакет прикладных программ «Ремонт магистральных газопроводов» позволяет классифицировать по указанным критериям находящиеся в ведении газотранспортного предприятия МГ и тем самым учитывать практически всю имеющуюся информацию (включая оценки экспертов) об их техническом состоянии; формировать, оперативно пополнять и использовать при планировании ремонтов базы данных о текущем техническом состоянии объектов в их сопоставлении между собой; получать развернутую аргументацию для включения объектов в программу капитального ремонта.

Расчет приоритетов требует оценки эф­фектов от реализации ремонта объектов с точки зрения совокупности перечисленных критериев. При обосновании включения объектов в ремонтную программу газо­транспортного предприятия необходимо учитывать всю имеющуюся к началу плани­рования информацию об объектах. Исход­ными данными для расчетов по программе многокритериальной оценки и выбора приоритетных объектов являются: показа­тели объема ремонтных работ (по методам ремонта) для каждого объекта, вычислен­ные при обработке данных диагностики с помощью программно-вычислительного комплекса оптимального выбора методов капитального ремонта; ретроспективные данные эксплуатации объектов из базы данных технического мониторинга газопро­водов и паспортов объектов; экспертные оценки специалистов газотранспортного предприятия.

По исходным данным и результатам расчетов необходимо составлять отчеты, что является одной из главных задач реализации ППП РМГ.

В результате реализации разработан­ных принципов подготовки и принятия технологических и управленческих реше­ний капитального ремонта участков МГ в информационной среде формируется вероятностное обоснование очередности вывода в капитальный ремонт участков магистральных газопроводов на основе оценки относительного риска эксплуатации каждого участка. При этом анализируется вклад отдельных диагностических показате­лей и характеристик, который дает возмож­ность обосновать технико-экономические показатели предстоящего капитального ремонта с учетом необходимости ремонта отдельных конструктивных элементов газо­провода. Результаты архивируются в виде базы данных и выводятся на печать в виде отчета, который может включать текст, таблицы и рисунки [2].

Рассмотренная методика принятия управленческих решений об очередности вывода в ремонт объектов ЛЧМГ относится к американской модели принятий управленческих решений. В ее основе лежат количественные методы оценки рисков, связанных с эксплуатацией объектов ЕСГ, а также информационные системы поддержки принятия решений. Для анализа используются данные по авариям за прошедший период, то есть анализируется прошлое, а не будущее состояние системы. Использования только эмпирических данных ограничивает анализ теми событиями, которые уже были в прошлом. Отсутствует возможность наблюдать за состоянием системы в новых, не имевших ранее место, ситуациях.

В рассмотренной методике принимается во внимание только информация о техническом состоянии участков магистральных газопроводов. Используемая программа не позволяет учитывать информацию о загруженности трубопроводов, проводимых и планируемых ремонтах на других участках. Все это необходимо учитывать дополнительно, что увеличивает продолжительность процесса принятия решений и требует от менеджера больших усилий.

Также не учитывается влияние времени при выборе решений. Для эффективного управления на основе данной методики необходимо подготовить информацию о загруженности участков газопроводов, о проводимых и планируемых ремонтах в различные временные периоды. Показателем эффективности при выборе управленческого решения является риск наступления аварии, что является некорректным с технической точки зрения. Риск наступления аварии существует всегда при эксплуатации объектов добычи и транспортировки газа. Данной методике присуща субъективность, так как используются экспертные оценки специалистов газотранспортной компании в качестве исходных данных.

Все эти недостатки сказываются на качестве принимаемых управленческих решений. Поэтому необходимо разработать новую методику принятия управленческих решений по выводу в ремонт газопроводов, учитывающую достоинства и недостатки существующей.

Проведенный анализ состояния объектов ГТС, а именно, магистральных газопроводов свидетельствует о необходимости принятия срочных мер по повышению надежности их эксплуатации, замене оборудования и снижению потерь от выплаты экологических штрафов, ликвидации аварий, остановки оборудования. Основной целью проведения ремонтных работ и замены оборудования является сокращение числа аварий.

Учитывая моральное и физическое старение основных фондов ГТС и невозможность их одновременной замены и модернизации, требуется постоянное совершенствование процесса эксплуатации, обновление нормативно-технической базы, принятие в отдельных случаях нестандартных решений, то есть, необходима разработка комплексного подхода к осуществлению технического перевооружения и совершенствования газопроводов.

Для решения существующей проблемы замены и ремонта газопроводов в условиях ограниченных ресурсов в данной работе предлагается создать комплекс имитационного моделирования, который станет основой принятия рациональных управленческих решений по данной проблеме. Имитационное моделирование является одним из мощных инструментов применимым для выработки оптимальной последовательности действий.


Литература:

  1. Аксютин О.Е. Повышение надежности функционирования газотранспортной системы ОАО «Газпром»// Газовая промышленность – 2010. - № 3. – с 22-25

  2. Воеводин И.Г., Арбузов Ю.А., Химич В.Н., Грачев В.А., Дзиоев С.К. Ранжирование участков линейной части магистральных газопроводов для вывода в ремонт// Газовая промышленность. – 2010. - № 5 . – с. 54-56

  3. http://council.gov.ru/kom_home/kom_prirres/meropr/item543.html от 04.10.2010


Основные термины (генерируются автоматически): техническое состояние, решение, газопровод, газотранспортное предприятие, данные, капитальный ремонт, ремонт газопроводов, имитационное моделирование, информационная среда, многокритериальная оценка.

Похожие статьи

Современные технические и технологические решения по...

При этом к основным требованиям к технологии и организации капитального ремонта газопроводов для обеспечения

- комплексная механизация; - индустриализация технических решений; - применение поточного метода производства организации работ

Методы планирования технологических процессов капитального...

Надежность газопровода, как и любой технической системы, есть его способность выполнять заданные функции в заданном объеме в течение

Безопасности и ремонтопригодности при проектировании или капитальном ремонте магистрального газопровода.

Решение задачи количественной оценки техногенных рисков для...

Нормативные и методические документы (НМД) по анализу и оценке рисков для опасных производственных объектов газотранспортных предприятий 1–3

Методика формирования программ технического диагностирования и ремонта объектов линейной части магистральных...

Современные методы и средства технического диагностирования

По данным электрометрических измерений можно решать задачу диагностики

Особенности обследования и оценки технического состояния...

Оценка механических свойств металла по твердости при диагностировании технического состояния стальных газопроводов.

Эконометрическая модель оценки риска роста затрат...

Ключевые слова: факторы риска, эконометрическое моделирование, принятие решений, газотранспортное предприятие.

Особенно важна проблема оценки и управления рисками для современных газотранспортных предприятий.

Особенности изоляционного покрытия магистрального...

Рекомендуется капитальный ремонт выполнять согласно РД 39.4–044–99.

Требуется развивать методы математического моделирования состояния электрохимической защиты на основе результатов

Оценка надежности магистральных газопроводов | Молодой ученый.

Организация инженерного изыскания для проектирования сетей...

– выявления техногенных элементов ландшафта и инфраструктуры, влияющих на состояние природной среды (промобъектов, транспортных магистралей, трубопроводов, карьеров и др.)

данные по трассированию трассы газопровода

Некоторые особенности проектирования производства работ...

При капитальном ремонте магистральных газопроводов применялся в основном (исключая замену труб при ремонте) ремонт с заменой трубы, а... Современные технические и технологические решения по...

Методы технического диагностирования промысловых...

Техническое диагностирование промысловых трубопроводов позволяет дать объективную оценку их технического состояния и определить срок дальнейшей безопасной эксплуатации трубопровода. В статье рассмотрены методы контроля при техническом диагностировании.

Похожие статьи

Современные технические и технологические решения по...

При этом к основным требованиям к технологии и организации капитального ремонта газопроводов для обеспечения

- комплексная механизация; - индустриализация технических решений; - применение поточного метода производства организации работ

Методы планирования технологических процессов капитального...

Надежность газопровода, как и любой технической системы, есть его способность выполнять заданные функции в заданном объеме в течение

Безопасности и ремонтопригодности при проектировании или капитальном ремонте магистрального газопровода.

Решение задачи количественной оценки техногенных рисков для...

Нормативные и методические документы (НМД) по анализу и оценке рисков для опасных производственных объектов газотранспортных предприятий 1–3

Методика формирования программ технического диагностирования и ремонта объектов линейной части магистральных...

Современные методы и средства технического диагностирования

По данным электрометрических измерений можно решать задачу диагностики

Особенности обследования и оценки технического состояния...

Оценка механических свойств металла по твердости при диагностировании технического состояния стальных газопроводов.

Эконометрическая модель оценки риска роста затрат...

Ключевые слова: факторы риска, эконометрическое моделирование, принятие решений, газотранспортное предприятие.

Особенно важна проблема оценки и управления рисками для современных газотранспортных предприятий.

Особенности изоляционного покрытия магистрального...

Рекомендуется капитальный ремонт выполнять согласно РД 39.4–044–99.

Требуется развивать методы математического моделирования состояния электрохимической защиты на основе результатов

Оценка надежности магистральных газопроводов | Молодой ученый.

Организация инженерного изыскания для проектирования сетей...

– выявления техногенных элементов ландшафта и инфраструктуры, влияющих на состояние природной среды (промобъектов, транспортных магистралей, трубопроводов, карьеров и др.)

данные по трассированию трассы газопровода

Некоторые особенности проектирования производства работ...

При капитальном ремонте магистральных газопроводов применялся в основном (исключая замену труб при ремонте) ремонт с заменой трубы, а... Современные технические и технологические решения по...

Методы технического диагностирования промысловых...

Техническое диагностирование промысловых трубопроводов позволяет дать объективную оценку их технического состояния и определить срок дальнейшей безопасной эксплуатации трубопровода. В статье рассмотрены методы контроля при техническом диагностировании.