Библиографическое описание:

Синицына А. С., Лихачева Н. М. Основные вопросы применения логистики [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 237-240.

Отталкиваясь от сути понятия, «ЛОГИСТИКА» означает «расчет, мышление, целесообразность»; родилось это понятие в Древней Греции. В дальнейшем, Римляне под этим понимали «распределение продуктов питания». Так же логистикой считали способ управления и снабжение армии в Византии. А. Жомини – французский ученый в начале XIX века трактовал логистику как науку об управлении перевозками, планировании и снабжении войск. Как военная наука логистика была определена в начале ХХ века.

Во второй половине ХХ века в рыночных отношениях появился ряд проблем, связанных с неурегулированным и не прогнозируемым обеспечением производства материалами, а потребителя продукцией. Толчком для выявления этих проблем стало постоянное увеличение затрат на хранение и доставку продукции. В связи с этим проводятся исследования в сферах деятельности по хранению, поставкам, движению продукции и уменьшению затрат, связанных с товарооборотом. И для решения этих задач формируется новое направление в экономике – ЛОГИСТИКА.

В наши дни логистику широко применяют практически во всем мире, исключением, наверное, являются малоразвитые племена и народы. И, как показывает практика, игнорирование данного направления в ведении бизнеса, как правило, приводит к разрушительным последствиям.

Процесс товарооборота затрагивает многие виды деятельности различных компаний. Поэтому понятий логистики множество. Например, в США определение логистики, звучит так: «Логистика – это процесс планирования, организации и контроля за движением материальных потоков, их складированием и хранением; предоставление соответствующей информации обо всех этапах их продвижения от места отправления и до места назначения с целью обеспечения качественного удовлетворения запросов клиентуры».

Логистика вплотную связана с управлением товарооборотом (грузовыми перевозками). Есть мнения считать логистику структурой планирования, а не функциональным звеном предпринимательства. Иначе говоря, управление логистикой означает не непосредственное участие в процессе обеспечения материального потока (автоперевозок), а организацию механизма решения задач и определение стратегий, направленных на усовершенствование и регулирование этого потока.

В компаниях, где управление логистическими функциями осуществляется разными отделениями, т.е. запасами управляет производство, а доставкой (грузовыми автоперевозками) управляет отделение реализации (продаж), то, соответственно, проблемы хранения запасов зачастую могут игнорироваться при решении вопросов, связанных с поставками потребителю. В логистической системе эти функции взаимосвязаны, поэтому упрощается система контроля над процессом товарооборота (доставки товара), а также и процесс управления транспортными потоками (грузовыми перевозками), и при принятии окончательных решений учитываются как положительные, так и отрицательные моменты различных областей. Таким образом, решение логистических задач и вопросов лучше отнести в отдельную систему контроля и управления как за внутренним, так и за внешнем распределением товарооборота, хранения и снабжения [1]. Схематично это выглядит так:


Рис.1 – Схема логистики доставки и поставки.


В части решения ряда вопросов, логистика взаимодействует с маркетингом, а маркетинг представляет собой систему управления, позволяющую приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи товаров.

Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров исторически в более ранний период, чем логистика. В середине XX в. ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике, а во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинговых приемов можно было резко уйти вперед. В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ» на возникший спрос возможен лишь при налаженной системе логистики.

Исторически выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место в нужное время с минимальными затратами.

Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения, при эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Однако методы технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения являются основным предметом изучения не маркетинга, а логистики.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

В тоже время между этими взаимосвязанными понятиями существуют и определенные различия. Наиболее существенные отличия между маркетингом и логистикой представлены в таблице.

Таблица

Сравнение объекта и предмета исследований в области маркетинга и в области логистики

Сравниваемые характеристики маркетинга и логистики

Маркетинг

Логистика

Объект исследования

Рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг.

Материальные потоки, циркулирующие на этих рынках

Предмет исследования

Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров или услуг

Оптимизация процессов управления материальными потоками.

Методы исследования

Методы исследования конъюнктуры, спроса и предложения по конкретным товарам и услугам

Системный подход к созданию материалопроводящих цепей, а также общеизвестные методы, которые применяются при планировании и управлении производственными и экономическими системами.

Итоговые результаты

Рекомендации по производственно-сбытовой стратегии и тактике компании: что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки. Какие могут быть выгоды.

Проекты систем, отвечающие целям логистики: нужный товар, в необходимом количестве, необходимого качества, в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами.


Рассмотрим пример применения логистики в процессе доведения железобетонных конструкций с заводов на строительные объекты. Известная пословица «дорога ложка к обеду» в логистике означает, что груз, доставленный вовремя, может цениться гораздо дороже, чем доставленный раньше или позже.

Рассмотрим принцип логистической организации потоков железобетонных конструкций с заводов на строительные объекты.

В информационном центре сосредоточивается и обрабатывается информация о потребности строительных объектов в тех или иных железобетонных изделиях, информация о наличии действующего парка панелевозов, а также о производственных мощностях заводов. Информационный центр ежедневно разрабатывает графики доставки железобетонных конструкций с указанием поставщика и получателя каждой детали, а также номера автомобиля, осуществляющего перевозку. Графики разрабатываются с точностью до минут. Железобетонная панель доставляется с завода на строительную площадку к тому моменту, когда монтажникам нужно устанавливать именно ее, и подается на возводимый этаж здания прямо «с колес», т. е. непосредственно из автомобиля-панелевоза.

Логистическая организация доставки железобетона позволяет устранить необходимость выгрузки и хранения конструкций на строительной площадке, следовательно, уменьшается потребность в запасах, а также потребность в размерах самой площадки. Дом может возводиться среди деревьев, а не среди территории, заставленной не вовремя завезенными или бракованными строительными конструкциями. Сокращается потребность в людях, технике, финансах. Экономические и экологические преимущества очевидны.

Обязательные условия функционирования системы:

  • наличие транспорта, технических средств на заводах и строительных объектах, технологически сопряженных друг с другом, а также с параметрами железобетонных изделий (техника);

  • четко определено, кто и что должен делать, как делать, в какой последовательности (технология);

  • решена транспортная задача, т.е. задача оптимизации маршрутов движения автомобильного транспорта, составлены графики доставки (математика);

  • экономические интересы участников взаимоувязаны (экономика).

Результатом функционирования системы является наличие нужного изделия, в нужном количестве, нужного качества, в нужное время, в нужном месте, с минимальными затратами.

Логистика представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, поскольку она охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку материалов, сырья и оборудования, включает контроль за запасами и ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания потребителей. Однако логистика выступает, как инструмент стратегии маркетинга и призвана способствовать маркетинговой деятельности фирмы для достижения максимального результата с минимальными затратами.


Литература:

1. Гаджинский А.М. Основы логистики Учеб. пособие М. ИВЦ «Маркетинг» 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle