Библиографическое описание:

Красненко И. Ю. Формирование системы контроллинга на акционерных промышленных предприятиях [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 120-122.

Особенностью контроллинга, как системы управления является способность обеспечивать управление не только на уровнях предприятия в целом, но и на уровне каждого звена (рабочего цеха, отдела, его подразделений, всех видов работ и видов выпускаемой продукции), вообще на всех стадиях производственного процесса, организуя совокупный технологический процесс производства конкурентоспособной продукции.

Как правило, на акционерных предприятиях, контроллинг, не нашел широкого распространения. Формирование в экономической среде системы, реализующей принцип контроллинга, обуславливает необходимость её использования на промышленных предприятиях.

Необходимо глубокое изучение процессов контроля и анализ быстроменяющихся условий экономической и политической среды. Это особенно касается формирующихся экономических систем управления акционерными предприятиями.

Перспективно создание походов к построению методики систематизации и оперативной обработки информации с целью определения направлений развития и достижения эффективного решения управленческих задач.

Методические предпосылки развития контроллинга хорошо выявляются в ходе обсуждения аудиторских доказательств, при анализе показателей системы внутреннего контроля, при проверках промышленных предприятий, обосновывают актуальность проблемы для исследования.

Исследования потенциальных возможностей развития системы управления на акционерных промышленных предприятиях наглядно отображает игнорирование объективных причин изменений, происходящих в хозяйственной деятельности. Зачастую руководство большинства предприятий не имеет возможности формировать и структурировать элементы управления в рамках единой системы. Координирующая и структурирующая функция менеджмента является очень ограниченной, т.к. на предприятиях не разрабатываются способы нормального и эффективного функционирования, обеспечивающие достижение поставленных перед организацией целей и задачи, ориентированных на экономический прогноз и анализ. Реализация поставленных задач возможна через специальные управленческие инструменты, которые оптимизируют широкие системы, открываемые информационным и технико-экономическим прогрессом.

Основные сложности происходят на стадии перепрофилирования системы менеджмента под философию контроллинга. Менеджерам для принятия оптимального решения необходимо располагать точными данными, причем подобные материалы должны быть обработанными, систематизированными и достоверными, представлены в форме наглядной и структурированной информации. Модернизация технических систем промышленных предприятий, способные поддерживать контроль за отклонениями важнейших технико-экономических показателей на должном уровне повышают эффективность контроллинга.

Оптимальные технические возможности современного общества помогают решить подобную проблему, что нашло свое отражение на практике контроллинга, представляющего механизм информационного и аналитического обеспечения руководителей и менеджеров компании необходимыми сведениями. Ценностная характеристика контроллинга ориентирована на скорость передачи необходимых данных, оперативность получения информации.[3, стр.122]

Каждое предприятия формируется свою внутреннюю концепцию управления, что сегодня позволяет выдерживать конкуренцию промышленных предприятий на рынке.

Основными направлениями развития теории в данной области особенно ярко раскрываются в проблеме определения оптимального уровня издержек на производимую продукцию. Распределение структуры затрат на единицу продукции, выявление положительной динамики системы управления затратами по местам их возникновения, меры способствующие созданию эффективных показателей контроллинга финансовых результатов, капитала и издержек.

Однако следует отметить, что, как правило, эффективное развитие акционерных промышленных предприятий, формирующие и создающие принципы контроллинга, будет зависеть, прежде всего, от того, насколько в проект вовлечен топ-менеджмент предприятия, поскольку именно топ-менеджмент является главным заказчиком проектов по контроллингу, создает философию управления. Опыт исследований показывает, что попытки реализовать контроллинг без участия основного заказчика вполне реален, однако совершенно бесполезен.

Более того, почти всегда проект сопровождается реинжинирингом бизнес-процессов и, что непременно влечет за собой инновационно-организационные изменения на промышленных предприятиях, а также изменения показателей эффективности деятельности предприятия в целом и их руководителей.

Учитывая, что нормативно-справочная база информации устарела и может похвастать лишь своим низким качеством, то предприятия при создании новой нормативной базы практически вынуждены опираться лишь на собственные источники и силы. Вследствие чего создается не самая лучшая почва для внедрения и развития контроллинга.

Выход из сложившейся ситуации видится в следующем:

- анализ отклонений фактического расхода сырья и материалов на производство продукции от нормативного расхода;

- анализ отклонений фактических затрат рабочего времени от нормативных,

- анализ отклонений показателей эффективности затрат и прибыли от планируемых.

Данные меры позволят быстро выявить ошибки в технико-экономических нормативах и внести необходимые коррективы в техническую и экономическую документацию.

Таким образом, построение системы контроллинга на акционерных промышленных предприятиях, может быть затруднено без соответствующего организационного оформления. Если функции контроллинга распределяются между существующими традиционными департаментами управления в компании или возлагаются на один из них, например, планово-экономический департамент, бухгалтерию или департамент управления финансами, часто возникают проблемы с реализацией этих функций и противоречия с исполнением основной функции подразделения.1

В последние годы в этом направлении наметились изменения в части появления в структурах промышленных предприятий, по образцу зарубежных фирм, структурных подразделений контроллинга, и профессии специалистов - контроллеров.

Система позволяет четко соблюдать принцип единства целей, принцип соответствия полномочий видам управленческих воздействий, а также принцип соответствия форм и методов деятельности, подчиняя их совокупным задачам управления. Хорошо проявляет свою значимость контроллинг, через систему мотивации персонала, прямого администрирования, через хозяйственное и индикативное управление. [5, стр. 242]

Показатель эффективности подразделения контроллинга в этой связи очевиден, однако, следует учитывать не только факт планового снижения уровня брака в производстве, но и произвести оценку реально примененных экономических знаний и навыков при решении данной задачи.

Поскольку основными потребителями услуг отдела контроллинга являются менеджеры, инженерно технические работники, финансисты и экономисты, то, конечно же, следует учесть и их оценку о деятельности подразделения контроллинга.2

Однако не следует забывать и о естественном недостатке подобной оценки, а именно субъективность данной оценки. Таким образом, в целях объективной оценки и обеспечения равновесия, необходимо иметь четко сформулированные критерии и вопросы, на которые должны ответить субъекты оценки.

По результатам анализа субъективных причин руководитель может принять следующие решения:

- постановка новых задач подразделением отделом контроллинга;

- доработка нерешенных задач;

- сокращение численности отдела;

- увеличение численности отдела.

В настоящее время на многих акционерных промышленных предприятиях, еще нет единой, четко сформулированной и обоснованной концепции формирования и развития контроллинга.

Зачастую задействованы лишь отдельные его элементы (информация, знания, контроль, управленческий учет, профессиональный уровень исполнителей и т.п.). А это существенно тормозит внедрение контроллинга в хозяйственную практику промышленных холдингов и корпораций, в целом.

Создание и разработка эффективного проекта контроллинга систематизирует и координирует отдельные элементы в единую философию управления промышленного предприятия.

В то же время ученые и управленцы многих стран мира, очень высоко оценивают возможности и перспективы контроллинга.

В отечественной науке контроллинг рассматривают не только как категорию, но и стали исследовать как рыночный ресурс управления. Однако исследования, проведенные авторами концепции, не в достаточной мере характеризуют специфику контроллинга в качестве современного инструмента управления.

В теории не закрепилась четкая терминология понятия контроллинга и современные особенности его функционирования на промышленных предприятиях в условиях рынка. В данных работах заложены только основы общего понимания сущности контроллинга как одного из наиболее эффективных управленческих инструментов на современном этапе развития рыночных отношений, который нуждается в дополнительных исследованиях. Обнаружилась острая необходимость установления системы контроллинга на предприятиях, элементами построения которого являются внутренний аудит и управленческий контроль.

Кроме этого, специфика организационных и методических аспектов функционирования контроллинга применительно к механизмам управления промышленными предприятиями остается до сих пор мало исследованной.[2, стр.43]

Практически отсутствует комплексный подход к постановке и решению инновационно-организационных проблем контроллинга потенциала управления промышленных предприятий.

Ценность контроллинга заключается в том, что при сравнительно небольших затратах промышленное предприятие получает возможность альтернативного выбора решений по управлению в условиях конкуренции и свободной рыночной экономики.


Литература:
  1. Богатко А.Н. Системы управления развитием предприятия (СУРП). –М: «Финансы и статистика»,2001.-240 с.

  2. Бороненкова С.А. Управленческий анализ. - М.: «Финансы и статистика», 2001,- 125 с.

  3. Василенко Е.И. Курс лекций: «Управление персоналом».-M.: «РУДН», 2002.-205с.

  4. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы: [В 2- х т.].- М.: «МНИИПУ», 1998. Т. 1.- 816 с.

  5. Дорф Р., Бишоп Р. Современные системы управления: Пер. с англ. -М., «Лаборатория Базовых Знаний», 2002.-832 с.

  6. Корпоративный менеджмент: Справочник для профессионалов/ И.И.Мазур, В.Д.Шапиро, Н.Г.Ольдерогге и др.; Под общ.ред. И.И.Мазура.- М.: «Высшая школа», 2003.-1077с.

  7. Мордвинов С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16.-М.: ИНФРА-М, 2000.-288с.

1 Фалько С.Г / Контроллинг: современное состояние и перспективы / С.Г. Фалько // Российское предпринимательство. - 2001. - № 1.-С. 96-101.


2 Карминский А.М. / Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский // Изд-во: Финансы и статистика. – 2008. – С. 67-111.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle