Библиографическое описание:

Ткачёва М. Г., Войтик Н. А. Брендинг как необходимый элемент современного бизнеса [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 47-49.

Необходимость бренда на сегодняшний день объясняется многообразием однотипных товаров на рынке. Поэтому, чтобы выделиться среди общей массы, товар должен обладать не только хорошим качеством, но и давать покупателю дополнительные уникальные выгоды, которые присущи только брендированным товарам.

Четкого понятия «бренд» не существует в мире до сих пор, но можно привести определение бренда, высказанное доктором наук Даном Германом: «бренд – это ожидание потребителем уникальных и определенных ощущений или определенной уникальной выгоды, которую можно получить исключительно путем владения продуктом/услугой, который (-ую) предлагает данная компания». [1]

Создание брендов сегодня актуально во всех странах мира, в том числе и в Республике Беларусь. Беларусь находится в начале очень интересного пути – становления и формирования белорусских брендов. Однако уже сегодня можно говорить о наличии брендов в республике Беларусь. [1] Сегодня белорусские предприятия понимают всю важность брендинга, создают собственные торговые марки, развивают их, пытаясь превратить в бренды. Во многом этому содействует конкурс «БРЭНД ГОДА».

Одним из предприятий Беларуси, занимающихся созданием бренда, является ОАО "Барановичхлебопродукт" – представитель мукомольно-крупяной промышленности. Сегодня комбинат — одно из крупнейших предприятий по производству муки, комбикормов для всех видов сельскохозяйственных животных и птицы. ОАО "Барановичхлебопродукт" выпускает следующие виды продукции:

мука, полуфабрикаты мучных изделий, крупа, комбикорм, свинина, продукты переработки зерна, продукты переработки рапса.

С целью повышения конкурентоспособности выпускаемой мукомольной продукции на ОАО "Барановичхлебопродукт" разработана и внедрена торговая марка «Гаспадар». Торговая марка предприятия зарегистрирована в Департаменте по хлебопродуктам при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Основным видом продукции, на которую был сделан акцент при создании бренда – это продукция мукомольного производства. Бренд «Гаспадар» является корпоративным брендом и наносится на всю продукцию производимую ОАО «Барановичхлебопродукт» [Рисунок 1].

Рисунок 1. Товарный знак «Гаспадар»

Основными принципами, на которых стал формироваться имидж бренда «Гаспадар», - это семейные ценности (слоган: «Шчасце, калi побач Гаспадар!»), сознательное отношение к делу (слоган: «Без Гаспадара няма i гаспадаркi!»). Два слогана обусловлены двумя основными группами продукции, производимыми ОАО "Барановичхлебопродукт" – мука, крупа и комбикорма для всех сельскохозяйственных животных и птицы.

Реклама продукции проходит на основе пропаганды семейных ценностей, где Гаспадар выступает, как образцовый семьянин, а продукция является обязательным атрибутом счастливой, благополучной семьи.

Конечная цель компании очевидна – добиться включения своего бренда в конечный набор вариантов, рассматриваемых потенциальным покупателем. Добиться данной цели можно путем проведения следующих мероприятий:

  1. Замена идеи рекламных роликов

На сегодняшний день основным героем роликов муки «Гаспадар» является мужчина (отец и муж). Однако, можно поставить под сомнение правильность выбора мужчины как главного героя рекламного ролика. Это объясняется тем, что, во-первых, в белорусском обществе роль хозяйки дома выполняет женщина, а выполнение домашних обязанностей мужчиной абсолютно нехарактерно. Во-вторых, основными покупателями муки являются женщины, у которых есть семья и которые хотят доставить своей семье радость. Поэтому более правильно главной героиней ролика сделать женщину, которая быстро и без всяких хлопот печёт семье на завтрак блинчики.

  1. Изменение упаковки муки “Гаспадар”

Дизайн упаковки – это то, как упаковка выглядит и какие функции она выполняет. Удачный дизайн упаковки повышает привлекательность продукта, что отражается на продажах.

На сегодняшний день дизайн упаковки муки «Гаспадар» достаточно прост. Преобладающим цветом является белый. С одной стороны, белый цвет характерен для муки, поэтому не возникает дисбаланса в восприятии покупателей. А с другой стороны, практически все фирмы, выпускающие муку, продают свою продукцию в белой упаковке. Так, например, одним из конкурентов муки «Гаспадар» на территории Брестской области является «Лидская» мука, в упаковке которой также преобладает белый цвет.

Дизайн упаковки привлекает внимание потребителя и обеспечивает идентификацию продукта на полке, выделяя его среди конкурентов. Чем лучше упаковка «отстраивает» продукт от других – тем лучше продажи. Упаковки товаров ОАО «Барановичхлебопродукт» в основном окрашены в зеленый цвет. Следовательно, и упаковку муки также можно окрасить в зеленый цвет, придерживаясь фирменного стиля. Таким образом, мука «Гаспадар» будет заметно отличаться от аналогичных товаров конкурентов, а также зеленый цвет укажет на принадлежность товара данному производителю.

С другой стороны, если вся упаковка будет оформлена в зеленом цвете, то она будет плохо ассоциироваться с мукой. В таком случае, целесообразно сочетать два цвета – белый и зеленый.

Таким образом, добавив в дизайн упаковки фирменный зеленый цвет, ОАО «Барановичхлебопродукт» добьется единства товара, упаковки и бренда в сознании покупателей.

  1. Увеличение ассортимента продукции

ОАО «Барановичхлебопродукт» проигрывает своим конкурентам в ассортименте выпускаемой продукции. В настоящее время всё большей популярностью у потребителей пользуются мучные смеси для блинов, оладий, пирогов и т.д. Такие смеси упрощают процесс приготовления. ОАО "Барановичхлебопродукт" предлагает мучные смеси, однако они представлены не в таком широком ассортименте, как у конкурентов. Расширив товарный ряд, ОАО "Барановичхлебопродукт" может увеличить популярность своей продукции.

Еще один способ повысить конкурентоспособность – написание рецептов на упаковке определенной мучной смеси. Например, выпуская мучную смесь для приготовления блинов, на упаковке можно размещать информацию о различных способах их приготовления в зависимости от исходных ингредиентов или по случаю определенных праздников.

  1. Выпуск подарочно-сувенирной продукции

Для муки "Гаспадар" такими подарками и сувенирами могут быть различные кухонные принадлежности и товары для дома (форма для выпечки, фартук, салфетки, календари и т.д.). Такие товары могут продаваться как самостоятельно, так и в дополнение к продукции ОАО "Барановичхлебопродукт".

Распространять такие подарки и сувениры можно при помощи проведения различного рода промо-акций. Проведение акций и подаренные сувениры в данном случае помогут увеличить узнаваемость и популярность бренда (подарки и сувениры, подарок за покупку дают прирост объемов продаж на 25-50%).

  1. Удобство представления в интернете

ОАО "Барановичхлебопродукт" имеет свой веб-сайт. Однако сайт работает не так эффективно, как мог бы. Внесение некоторых изменений в структуру сайта могло бы положительно повлиять на интерес потребителей к продукции данного производителя: более яркий дизайн веб-сайта, увеличение удобства навигации, связь с клиентами, поставщиками, партнерами.

Веб-сайт может стать хорошим помощником для компании в аспекте сотрудничества с клиентами, поставщиками или партнерами. Это достигается с помощью возможности обратной связи и проведения опросов и исследований непосредственно на сайте фирмы.

Фирма также может получить полезную информацию, поместив на сайте раздел «Отзывы и предложения» (а такого раздела на сайте www.gaspadar.by не имеется). С помощью данного раздела посетители могут оценить работу сайта, заполнить анкету удовлетворенности, внести предложения по усовершенствованию ассортимента продукции и дизайну упаковки, а также оценить работу служб предприятия.

  1. Создание фирменного кафе

Продвигать свой товар и повышать уровень узнаваемости бренда и лояльность к марке ОАО "Барановичхлебопродукт" может необычным способом – открыв фирменное кафе "Гаспадар", причем продаваемая там продукция должна быть сделана из муки или мучных смесей "Гаспадар".

Посетители такого кафе смогут лично убедиться в качестве продукции ОАО "Барановичхлебопродукт" и, возможно, в будущем станут приверженцами торговой марки "Гаспадар".

Открытие кафе "Гаспадар" потребует значительных вложений и затрат, однако в скором времени затраты окупятся, если кафе будет современным (что привлечет достаточно много молодежи) и будет располагаться в удачном месте (ближе к центру города).

  1. Стимулирование посредников, партнеров и потенциальных покупателей

Основное мероприятие по стимулированию посредников, которое может осуществляться ОАО "Барановичхлебопродукт", - это установление скидок с цены, что не останется незамеченным и привлечет новых посредников и увеличит спрос существующих. Также стимулировать посредников можно, проводя их оснащение. Это оснащение может включать: каталоги, графические материалы, кинофильмы, слайды, дающие представление о предлагаемом товаре.

Стимулировать потенциальных покупателей можно при помощи проведения различных PR-мероприятий. Такими мероприятиями могут быть акции, приуроченные к различным праздникам (например, Пасха или масленица). Примером PR-мероприятия также является отчисление определенного процента от стоимости покупки товара на благотворительность.

Проведение вышеперечисленных мероприятий позволит ОАО "Барановичхлебопродукт" найти новых посредников и поставщиков сырья, увеличить спрос на свою продукцию, найти новых покупателей (возможно даже приверженцев), что позволит повысить узнаваемость бренда, а, следовательно, и увеличит объемы продаж.


Литература:
  1. Белорусский брендинг: атака клонов!// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.by/main/market/analytics/0002755/- Дата доступа: 29.11.2010

  2. Бренд и его необходимость для бизнеса// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.01brand.biz/- Дата доступа: 30.10.2010

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle