Библиографическое описание:

Баркова В. В. Влияние социально-экономических процессов на занятость населения моногорода [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 50-52.

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль занятости населения в эволюции экономики непрерывно возрастает. Занятость как система социально-экономических отношений формирования трудового ресурса, включения его в общественную комбинацию факторов, использования и обеспечения носителя способности к труду доходом через распределение складывается по поводу трудового ресурса между его носителем - индивидом и обществом ввиду необходимости человеческого развития. Разнообразие форм занятости представляет собой многоуровневую структуру с выделением глубинного, подповерхностного и поверхностного уровней. Формы занятости могут быть представлены в виде типологии, в основу которой положены критерии: полнота реализации трудового ресурса, виды деятельности, сферы приложения труда, механизм реализации интересов, сектора экономики, зарегистрированность, документированный статус, периодичность, режим и содержание работы. Для каждого из критериев характерен свой набор форм занятости.

Важнейшим направлением политики занятости должна стать поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. Это направление является очень перспективным для России, однако требует не только солидных финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб.

Целью исследования является показать влияние социально – экономических процессов на занятость населения г.Юрги, определить научные основы, предпосылки и основные направления формирования занятости в сегодняшних условиях, а также предложить мероприятия по ее усовершенствованию и усовершенствованию работы центра занятости.

Актуальность исследования продиктована самой жизнью, в настоящее время во всей России, в том числе Кемеровской области и г. Юрге сложилась непростая ситуация в области занятости населения. Занятость в нашем городе воспринимается, скорее, как нагромождение аномалий, нежели целостная и по-своему внутренне стройная система. К сожалению, этому способствует нестабильность экономики, низкий уровень жизни населения, несбалансированность между спросом и предложением рабочей силы, безработица, которая является одной из коренных социально-экономических проблем.

Поэтому важнейшей задачей является необходимость создания механизма для повышения эффективности занятости за счет ее институционального совершенствования, направленного на усиление координации всех субъектов рынка труда (работников и работодателей) и социальных институтов, оказывающих на нее непосредственное влияние (службы занятости, государственных органов власти, образовательных учреждений, профсоюзов, предпринимателей).

Ситуация с занятостью населения в городе в последние годы относительно стабилизировалась, а по некоторым позициям даже и улучшилась. Об этом свидетельствуют изменения в движении рабочей силы. Начиная с 2005 года, число принятых работников на предприятия города устойчиво превышает число уволенных.

Основным мотивом увольнений являются причины, связанные с нерегулируемостью социально-экономических отношений, а также ликвидацией избыточных рабочих мест. До сих пор, происходило ежегодное увеличение числа увольнений по собственному желанию, особенно - среди молодежи (около 35 % всех безработных), которая в большинстве своем оказалась психологически не подготовленной к смене профессий и возвращению в сферу производства. Многие молодые люди предпочли неформальную занятость, прежде всего в сфере торговли. Пик увольнений пришелся на 2003 год, но после ситуация стабилизировалась и на данный момент количество увольнений, в том числе и по собственному желанию, сокращается.

Стремясь по возможности сохранить кадровый потенциал предприятия, работодатели прибегали к использованию режимов неполного рабочего дня (недели), отправляли людей в отпуска по инициативе администрации. Наиболее значительных размеров неполная занятость на предприятиях города достигла в 1996-1998 годах. После некоторого улучшения положения в экономике применение таких режимов сократилось, и в настоящий момент, на предприятиях практически не применяется режим неполной занятости. По данным статистики на предприятиях города за 2009 год отпуска по инициативе администрации составили 1,8 тыс. человеко-дней, в том числе ни одного дня без сохранения заработной платы. В течение года в отпусках по инициативе администрации по всем отраслям хозяйства города находились всего лишь 18 человек, в том числе ни одного человека без сохранения заработной платы (для сравнения в 1998 году в отпусках по инициативе администрации находилось 5654 человека, в том числе 4730 человек без сохранения заработной платы; отпуска по инициативе администрации составили 335,2 тыс. человека/дней, в том числе без сохранения заработной платы - 260,0 тыс. ч/дней).[1]

Вместе с тем, приходится констатировать, что количество обращений граждан в ГУ «Центр занятости населения города Юрги» ежегодно увеличивается. Одновременно возрастает численность лиц, получающих статус безработного. При этом после изменений законодательства о занятости относительно порядка регистрации ежегодно уменьшалась доля лиц, получающих пособие.

Однако, с начала 2002 года, наметилась новая тенденция. В связи с принятием закона Кемеровской области о потребительской корзине, а также введением лицевых пенсионных счетов резко возросла численность граждан, поставленных на учет. К сожалению, приходится отмечать, что не менее трети из числа зарегистрированных безработных - по существу, социальные иждивенцы, обратившиеся в службу занятости не столько за помощью в нахождении работы, сколько за пособием и справкой на субсидию по оплате коммунальных услуг.

Уровень регистрируемой безработицы в 2010 году не превысил 2 % от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. При этом порядка 70 % безработных - женщины, почти каждый второй - моложе 30 лет. Средний период продолжительности безработицы - 6,2 месяцев.

В связи с ростом производства и с дальнейшим укреплением связей между работодателями и центром занятости увеличилось количество заявленных вакансий. С ростом производства повышаются требования к квалификации требуемых работников. Среди граждан, состоящих на учете в центре занятости, безработных с высокой профессиональной квалификацией практически нет, % заполняемости вакансий центром занятости по отношению к поступившим в центр занятости вакансиям остался на уровне предыдущего года, в то время как % заполняемости вакансий центром занятости по отношению к вакансиям города возрос.

Для решения данной задачи необходимо обеспечить:

1. Стимулирование развития экономически эффективных отраслей и предприятий путем: реализации Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования «Юргинский городской округ» до 2021 года, отраслевых комплексных программ; мониторинга создаваемых рабочих мест.

2. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости населения путем:

  • формирования системы сопровождения малого бизнеса;

  • содействия укомплектованию кадрами малых предприятий.

3. Планирование трудовых ресурсов путем:

  • осуществления мониторинга демографических процессов и спроса на рабочую силу;

  • формирования «паспорта» рабочих мест (заработная плата, оборот кадров, уровень образования -сложность работ и т.п. на рабочих местах);

  • изучения нерегистрируемого сектора экономики и рынка рабочей силы;

  • формирования заказа на обучение в соответствии с перспективными потребностями отраслей экономики.

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

В обязанности центра занятости входит:

  1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда;

  2. Учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

  3. Консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;

  4. Оказание услуг по трудоустройству;

  5. Регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий;

  6. Организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения;

  7. Организация профессионального обучения и переобучение граждан.

Меры по ее регулированию: повышение уровня информированности населения и работодателей о возможностях трудоустройства, положении на рынке труда, тенденциях в спросе и предложении рабочей силы, проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, дней открыты х дверей и др. мероприятий направленных на содействие занятости.

Уменьшение количества экономически-активного населения - Проблема связана с демографическим кризисом в стране, с постоянным уменьшением доли трудоспособного населения и снижением доступности высшего образования. Для устранения проблемы нужно дополнительное финансирование социальных структур и повышение доступности высшего образования.[2,с56]

Недостаточная поддержка малого бизнеса - К данной проблеме предлагается подключить администрацию города для финансирования данных мероприятий, так как город заинтересован в увеличении рабочих мест.

Для решения проблем занятости населения в нашем городе требуется усовершенствовать механизм работы службы занятости. Усовершенствование механизма работы будет верным шагом к достижению высоких показателей занятости населения

В заключении хотелось бы отметить, что эта работа не исчерпала вопроса изучения проблем занятости населения и влияния на нее социально-экономических процессов, а при нашей рыночной экономике, от которой он и зависит, эти проблемы будут возникать каждый раз и развиваться с каждым – годом по-новому.


Литература:

  1. Социально-экономическое положение Кемеровской области. - Кемерово: Кемеровский областной комитет государственной статистики, 2009г.

  2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда.- М.: НОРМА, 2004.- 354с.

Основные термины: занятости населения, сохранения заработной платы, социально-экономических процессов, рабочих мест, проблем занятости населения, центром занятости, инициативе администрации, вакансий центром занятости, форм занятости, рабочей силы, центра занятости, службу занятости, службы занятости, роль занятости населения, занятости населения города, контроллинге социально-экономических процессов, области занятости населения, занятость населения, показателей занятости населения, направления формирования занятости

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle