Библиографическое описание:

Баркова В. В. Влияние социально-экономических процессов на занятость населения моногорода [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 50-52.

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль занятости населения в эволюции экономики непрерывно возрастает. Занятость как система социально-экономических отношений формирования трудового ресурса, включения его в общественную комбинацию факторов, использования и обеспечения носителя способности к труду доходом через распределение складывается по поводу трудового ресурса между его носителем - индивидом и обществом ввиду необходимости человеческого развития. Разнообразие форм занятости представляет собой многоуровневую структуру с выделением глубинного, подповерхностного и поверхностного уровней. Формы занятости могут быть представлены в виде типологии, в основу которой положены критерии: полнота реализации трудового ресурса, виды деятельности, сферы приложения труда, механизм реализации интересов, сектора экономики, зарегистрированность, документированный статус, периодичность, режим и содержание работы. Для каждого из критериев характерен свой набор форм занятости.

Важнейшим направлением политики занятости должна стать поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. Это направление является очень перспективным для России, однако требует не только солидных финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб.

Целью исследования является показать влияние социально – экономических процессов на занятость населения г.Юрги, определить научные основы, предпосылки и основные направления формирования занятости в сегодняшних условиях, а также предложить мероприятия по ее усовершенствованию и усовершенствованию работы центра занятости.

Актуальность исследования продиктована самой жизнью, в настоящее время во всей России, в том числе Кемеровской области и г. Юрге сложилась непростая ситуация в области занятости населения. Занятость в нашем городе воспринимается, скорее, как нагромождение аномалий, нежели целостная и по-своему внутренне стройная система. К сожалению, этому способствует нестабильность экономики, низкий уровень жизни населения, несбалансированность между спросом и предложением рабочей силы, безработица, которая является одной из коренных социально-экономических проблем.

Поэтому важнейшей задачей является необходимость создания механизма для повышения эффективности занятости за счет ее институционального совершенствования, направленного на усиление координации всех субъектов рынка труда (работников и работодателей) и социальных институтов, оказывающих на нее непосредственное влияние (службы занятости, государственных органов власти, образовательных учреждений, профсоюзов, предпринимателей).

Ситуация с занятостью населения в городе в последние годы относительно стабилизировалась, а по некоторым позициям даже и улучшилась. Об этом свидетельствуют изменения в движении рабочей силы. Начиная с 2005 года, число принятых работников на предприятия города устойчиво превышает число уволенных.

Основным мотивом увольнений являются причины, связанные с нерегулируемостью социально-экономических отношений, а также ликвидацией избыточных рабочих мест. До сих пор, происходило ежегодное увеличение числа увольнений по собственному желанию, особенно - среди молодежи (около 35 % всех безработных), которая в большинстве своем оказалась психологически не подготовленной к смене профессий и возвращению в сферу производства. Многие молодые люди предпочли неформальную занятость, прежде всего в сфере торговли. Пик увольнений пришелся на 2003 год, но после ситуация стабилизировалась и на данный момент количество увольнений, в том числе и по собственному желанию, сокращается.

Стремясь по возможности сохранить кадровый потенциал предприятия, работодатели прибегали к использованию режимов неполного рабочего дня (недели), отправляли людей в отпуска по инициативе администрации. Наиболее значительных размеров неполная занятость на предприятиях города достигла в 1996-1998 годах. После некоторого улучшения положения в экономике применение таких режимов сократилось, и в настоящий момент, на предприятиях практически не применяется режим неполной занятости. По данным статистики на предприятиях города за 2009 год отпуска по инициативе администрации составили 1,8 тыс. человеко-дней, в том числе ни одного дня без сохранения заработной платы. В течение года в отпусках по инициативе администрации по всем отраслям хозяйства города находились всего лишь 18 человек, в том числе ни одного человека без сохранения заработной платы (для сравнения в 1998 году в отпусках по инициативе администрации находилось 5654 человека, в том числе 4730 человек без сохранения заработной платы; отпуска по инициативе администрации составили 335,2 тыс. человека/дней, в том числе без сохранения заработной платы - 260,0 тыс. ч/дней).[1]

Вместе с тем, приходится констатировать, что количество обращений граждан в ГУ «Центр занятости населения города Юрги» ежегодно увеличивается. Одновременно возрастает численность лиц, получающих статус безработного. При этом после изменений законодательства о занятости относительно порядка регистрации ежегодно уменьшалась доля лиц, получающих пособие.

Однако, с начала 2002 года, наметилась новая тенденция. В связи с принятием закона Кемеровской области о потребительской корзине, а также введением лицевых пенсионных счетов резко возросла численность граждан, поставленных на учет. К сожалению, приходится отмечать, что не менее трети из числа зарегистрированных безработных - по существу, социальные иждивенцы, обратившиеся в службу занятости не столько за помощью в нахождении работы, сколько за пособием и справкой на субсидию по оплате коммунальных услуг.

Уровень регистрируемой безработицы в 2010 году не превысил 2 % от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. При этом порядка 70 % безработных - женщины, почти каждый второй - моложе 30 лет. Средний период продолжительности безработицы - 6,2 месяцев.

В связи с ростом производства и с дальнейшим укреплением связей между работодателями и центром занятости увеличилось количество заявленных вакансий. С ростом производства повышаются требования к квалификации требуемых работников. Среди граждан, состоящих на учете в центре занятости, безработных с высокой профессиональной квалификацией практически нет, % заполняемости вакансий центром занятости по отношению к поступившим в центр занятости вакансиям остался на уровне предыдущего года, в то время как % заполняемости вакансий центром занятости по отношению к вакансиям города возрос.

Для решения данной задачи необходимо обеспечить:

1. Стимулирование развития экономически эффективных отраслей и предприятий путем: реализации Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования «Юргинский городской округ» до 2021 года, отраслевых комплексных программ; мониторинга создаваемых рабочих мест.

2. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости населения путем:

  • формирования системы сопровождения малого бизнеса;

  • содействия укомплектованию кадрами малых предприятий.

3. Планирование трудовых ресурсов путем:

  • осуществления мониторинга демографических процессов и спроса на рабочую силу;

  • формирования «паспорта» рабочих мест (заработная плата, оборот кадров, уровень образования -сложность работ и т.п. на рабочих местах);

  • изучения нерегистрируемого сектора экономики и рынка рабочей силы;

  • формирования заказа на обучение в соответствии с перспективными потребностями отраслей экономики.

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

В обязанности центра занятости входит:

  1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда;

  2. Учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

  3. Консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;

  4. Оказание услуг по трудоустройству;

  5. Регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий;

  6. Организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения;

  7. Организация профессионального обучения и переобучение граждан.

Меры по ее регулированию: повышение уровня информированности населения и работодателей о возможностях трудоустройства, положении на рынке труда, тенденциях в спросе и предложении рабочей силы, проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, дней открыты х дверей и др. мероприятий направленных на содействие занятости.

Уменьшение количества экономически-активного населения - Проблема связана с демографическим кризисом в стране, с постоянным уменьшением доли трудоспособного населения и снижением доступности высшего образования. Для устранения проблемы нужно дополнительное финансирование социальных структур и повышение доступности высшего образования.[2,с56]

Недостаточная поддержка малого бизнеса - К данной проблеме предлагается подключить администрацию города для финансирования данных мероприятий, так как город заинтересован в увеличении рабочих мест.

Для решения проблем занятости населения в нашем городе требуется усовершенствовать механизм работы службы занятости. Усовершенствование механизма работы будет верным шагом к достижению высоких показателей занятости населения

В заключении хотелось бы отметить, что эта работа не исчерпала вопроса изучения проблем занятости населения и влияния на нее социально-экономических процессов, а при нашей рыночной экономике, от которой он и зависит, эти проблемы будут возникать каждый раз и развиваться с каждым – годом по-новому.


Литература:

  1. Социально-экономическое положение Кемеровской области. - Кемерово: Кемеровский областной комитет государственной статистики, 2009г.

  2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда.- М.: НОРМА, 2004.- 354с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle