Библиографическое описание:

Фаустова И. Л. Региональные проблемы энергосбережения и пути их решения в Орловской области [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 179-184.

Обострение дефицита энергоресурсов, сдерживающее развитие народного хозяйства, в целом, и промышленности, в частности, диктует необходимость перехода к ресурсосберегающим технологиям, коренной модернизации оборудования, что требует значительных инвестиций и длительного периода времени. С другой стороны, огромные резервы кроются в энергосбережении, снижении затрат на производство и потребление энергоресурсов.

Необходимо уделить большое внимание значению формирования потенциала энергосбережения на промышленных предприятиях, так как именно долгосрочная стратегия развития промышленного производства является основой развития не только экономики Орловской области, но и экономики всей страны.

Реализуемая политика развития промышленности Орловской области направлена на увеличение темпов производства продукции, внедрение современных инвестиционных и технологических направлений развития, постоянный рост прибыли и повышение конкурентоспособности предприятий.

Основными региональными проблемами в области энергосбережения являются:

─ крайне медленно формируемая нормативно-правовая база энергосбережения на федеральном уровне;

─ сложность контроля за энергосберегающими мероприятиями в масштабах страны;

─ отсутствие системы координации взаимодействия в области энергосбережения.

Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон №261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Федеральный закон в недостаточной степени предусматривает вопросы энергосбережения на промышленных предприятиях, поэтому этому вопросу необходимо уделять первостепенное внимание.

Для реализации вышеперечисленных требований названного закона необходимо энергетическое обследование предприятий − сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объёме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявление возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте промышленного предприятия.

В ходе реализации закона возникли следующие проблемы:

√ трудность внедрения новых систем энергосбережения;

√ сложность реализации со стороны ЖКХ без учета развития промышленности;

√ отсутствие механизмов поощрения за внедрение энергосберегающих технологий;

√ сложности во внедрении приборов учета энергоносителей;

√ несогласованность действий представителей власти, собственников, руководителей предприятий и ученых;

√ необходимость принятия значительного количества технических регламентов;

√ проблема привлечения инвестиций к финансированию мероприятий в области энерго- и ресурсосбережения;

√ недостаток кадров высшего и среднего звена отрасли ЖКХ;

√ слабая мотивация населения в использовании приборов учета.

Для решения перечисленных проблем федерального закона необходимо энергетическое обследование предприятий, сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объёме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности и выявление возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Проблемы, сдерживающие развитие энергосбережения и энергоэффективности в Орловской области следующие:

- недостаток мотивации, который определяется финансовыми ограничениями. Возможность переложить рост затрат на потребителя, перекрестное субсидирование, отсутствие средств учета и регулирования потребления энергоресурсов - все это снижает мотивацию к энергосбережению;

- недостаток опыта финансирования проектов. Требования к выделению финансовых средств на реализацию проектов по повышению энергоэффективности со стороны банков и инвесторов, как правило, существенно более жесткие, чем к проектам, связанным с новым строительством. Больше всего это касается тех предприятий, которые находится в тяжелом финансовом положении и в силу этого не располагают собственными средствами для решения проблем;

- недостаток организации и координации - имеет место на всех уровнях принятия решений. Проблема повышения энергетической эффективности не воспринимается как средство решения широкого комплекса экономических и экологических проблем и реализация ключевого приоритета «Энергетической стратегии России до 2030 года» - увеличения энергоэффективности экономики не обеспечена в полной мере организационными и финансовыми ресурсами. Наблюдается отсутствие синхронизации различных областей законодательства: градостроительное планирование не связано с развитием энергосистем; законодательство о госзакупках не содержит требований по энергоэффективности и т.д.;

- недостаток информации - информационное и мотивационное обеспечение подготовки и реализации решений по энергосбережению и энергоэффективности развито слабо;

- недостаток технологий – хотя рынок предлагает широкий выбор энергоэффективного оборудования, материалов, а также сервисных услуг по вопросам энергосбережения и энергоэффективности, в Орловской области энергосберегающие технологии практически не реализуются.

На рисунке 1 представлены приоритетные направления энергосбережения.

Рисунок 1 – Приоритетные направления энергосбережения


Приоритетными направлениями энергосбережения в Орловской области являются:

- экономия ресурсов, снижение финансовой нагрузки;

- внедрение современных технологий;

- повышение надежности оборудования;

- привлечение инвестиций;

- проведение обязательного энергоаудита;

- наличие ответственного лица;

- возможность получения налоговых льгот и другие возможности.

Необходимо в регионе создать систему мониторинга. На рисунке 2 представлена система мониторинга энергосбережения.

Рисунок 2 – Система мониторинга энергосбережения


Создаваемая система мониторинга в Орловской области должна реализовать следующие эффективные механизмы:

√ планирование мероприятий по энергосбережению;

√ мониторинг хода реализации программы энергосбережения;

√ оценку эффективности и выделения лучшего опыта;

√ прогнозирования и отчетность работ по энергосбережению.

При этом, необходимо учитывать, чтобы система была вертикально интегрированной, т.е от объектов к субъекту федерации.

Проведенный анализ существующих энергетических потерь на промышленных предприятиях Орловской области позволяет выделить следующие организационно-технические мероприятия энергосбережения: ликвидация прямых потерь; оптимизация режимов работы оборудования и автоматизация процессов; внедрение новой энергосберегающей технологии; совершенствование учета и контроля расхода энергоресурсов; совершенствование схем энергоснабжения; использование инфракрасного отопления; использование энергоэффективных систем освещения; теплоизоляция; проведение энергоаудита; внедрение целевого показателя по энергосбережению и другие мероприятия.

Необходимо ввести должность инженера по энергосбережению, который будет контролировать энергетическую ситуацию на промышленных предприятиях и способствовать эффективному использованию энергии. Объекты инспектирования инженером по энергосбережению представлены на рисунке 3.












Рисунок 3 ─ Объекты инспектирования предприятия инженером-инспектором по энергосбережению


Конкретные должностные обязанности инженера по энергосбережению:

– участие в составлении карты потребления энергии на предприятии;

– сбор данных по потреблению топливно-энергетических ресурсов с использованием счетчиков и контрольно-измерительной аппаратуры;

– составление плана установки дополнительных счетчиков и контрольно-измерительной аппаратуры;

– сбор данных по потокам сырья, топливно-энергетических ресурсов и готовой продукции;

– расчет ключевых данных по повышению эффективности использования энергии в целом по предприятию и по отдельным производствам и подразделениям;

– определение, локализация и внедрение мер по экономии энергии, не требующих инвестиций или с минимальными инвестициями, а также локализация, оценка и определение приоритетности мер по экономии энергии, требующих более крупных инвестиций;

– участие в составлении схемы останова оборудования и вариантов энергообеспечения для случаев аварийного прекращения энергоснабжения;

– информирование персонала предприятия о деятельности по энергетическому менеджменту и предпринимаемых мерах, направленных на экономию энергии;

– внедрение новых технологий на существующих и новых энергоносителях для повышения энергоэффективности производства, участие в разработке бизнес-планов и производственной стратегии предприятия наравне с другими руководителями.

Разрабатываемая система нормирования не должна ограничиваться на практике расчётом нормативов, сравнительной характеристикой плановых и фактических показателей и последующим соблюдением службой энергохозяйства полученных нормативов. Иначе это не позволит создать полноценно работающую систему нормирования.

Основой технических действий являются долгосрочные производственные программы для организаций коммунального комплекса, которые могут определить экономику предприятий Орловской области на длительный срок.

Установление долгосрочных тарифов способствует увеличению инвестиционной привлекательности организации для инвесторов. Преимуществом долгосрочных производственных программ является возможность включения в тарифные решения инвестиционной составляющей.

Стимулами для промышленных предприятий Орловской области будут являться: долгосрочные правила игры, твердо и юридически закрепленные, создающие стимул повышать эффективность; эффект от сокращения издержек остается у промышленных предприятий.

В настоящее время существует 2 схемы взаимодействия со специализированными сервисными компаниями в области энергосбережения:

1 - традиционная, общепринятая в России, которая состоит в привлечении специализированной энергоаудиторской компании для разработки и обоснования энергосберегающих мероприятий и проектов;

2 - на основе перфоманс-контракта, общепринятая в мире.

Перфоманс-контракт – это инвестиционные затраты подрядчик покрывает из своей доли в полученной в будущем экономии платежей за энергию. Благодаря перфоманс-контрактам осуществляется комплексная реализация энергосберегающих проектов «под ключ» с возмещением расходов и получением прибыли из достигнутой экономии.

В таблице 1 представлен сравнительный анализ существующих схем взаимодействия со специализированными сервисными компаниями в области энергосбережения.

Таблица 1

Сравнительный анализ существующих схем взаимодействия со специализированными сервисными компаниями в области энергосбережения

Традиционный подход

Энергетический перфоманс-контракт

Энергосберегающие меро­приятия выбираются для внедрения, исходя из финансовых возможностей предприятия. Предпочтение отдаётся тем, которые имеют короткий пери­од окупаемости и не требуют боль­ших затрат. При этом энергоаудит, как правило, не проводится или про­водится без привлечения ЭСКО и не даёт полной картины потерь/ затрат/ экономии/ затрат на энергосбереже­ние/ окупаемости.

Проводится подробный энер­гоаудит с составлением полной кар­тины потерь предприятия, который выявляет все возможности экономии энергоресурсов, определяет сроки окупаемости, гарантирует получение расчётной экономии. Разрабатывается структура энергоменеджмента, включающая: - мониторинг затрат и эконо­мии - планирование экономии и финансирование мероприятий - новый учёт и отчётность - стимулирование фактической экономии.

Финансирование внедряемых мероприятий обычно производится предприятием в пределах своих воз­можностей, что не позволяет приме­нить классические методы и средст­ва экономии энергоресурсов. Это делает невозможным вне­дрение средне- и долгосрочных энергосберегающих проектов.

Финансирование производится за счёт инвестиционного стартового кредита, который погашается из фактически полученной экономии. Предприятие не тратит оборотных средств. Поэтапное внедрение средне- и долгосрочных проектов энергосбере­жения, дающих длительное и устой­чивое снижение расхода энергии.

Внедряемые мероприятия обычно не связаны и не имеют единой системы учета потребления и экономии энергоресурсов, а также управления энергопотреблением.

Предприятие получает комплексную программу энергосбережения, которая включает: энергоаудит; систему контроля, учета и управления энергоресурсами; организационные и технические мероприятия; обучение персонала.


В соответствии с приоритетами технологического развития и модернизации в РФ выделяют следующие проекты по энергосбережению, представленные в таблице 2 [2].

Таблица 2

Направления работ по энергосбережению в соответствии с приоритетами технологического развития и модернизации РФ

Проект

Содержание

Проект 1. Считай, экономь и плати

  1. 1. Бережливая модель потребления энергоресурсов.
  2. 2. Установка приборов учета и регулирования энергопотребления.
  3. 3. Развитие промышленной базы по производству приборов учета и систем регулирования.

Проект 2. Новый свет.

  1. 1. Поэтапная замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства.
  2. 2. Развитие национального производства энергоэффективных заменителей.

Проект 3. Энергоэффективный квартал.

Реализация в нескольких городах тиражируемых программ повышения энергоэффективности.

Проект 4. Малая комплексная энергетика.

Производство и внедрение энергоэффективного оборудования для локальной энергетики.

Проект 5. Энергоэффективное социальное учреждение.

Тиражируемые программы повышения энергоэффективности и энергосбережения школ, поликлиник и больниц.

Проект 6. Инновационная энергетика.

Институциональные механизмы поддержки инноваций в энергетике.


Цель проекта «Считай, Экономь, Плати» – изменение модели поведения потребителей. В рамках проекта предполагается обеспечить потребителей приборами учета, но а также предоставление инструментов для снижения потребления, т.е. регулирования потребления.

Цель проекта «Новый свет» – установка световых приборов, в частности, замену ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства.

Цель проекта «Энергоэффективная социальная сфера» – выработка тиражируемых решений для различных типов зданий социальной сферы.

Цель проекта «Энергоэффективный квартал» – повышение качества жизни населения за счет уменьшения расходов на энергоресурсы, повышение качества теплоснабжения и освещения.

Цель проекта «Инновационная энергетика» – реализация эффективных прорывных проектов, связанных со сверхпроводимостью, использованием биотоплива.

Цель проекта «Малая комплексная энергетика» – производство и внедрение энергоэффективного оборудования для локальной энергетики.

Таким образом, ориентация Орловской области на приоритетные направления развития проектов по энергосбережения будет являться залогом развития не только предприятий, но и региона в целом.

Сегодня никому не нужно доказывать, что проблема энергосбережения чрезвычайно актуальна как на государственном уровне, так и для отдельно взятых предприятий, в первую очередь — промышленных. Одним из основных направлений в этой области является производство и внедрение сертифицированных приборов, систем учёта и регулирования расхода энергоресурсов. Всё это в конечном итоге будет способствовать энергосбережению на промышленных предприятиях Орловской области.

Для решения проблем энергосбережения руководству промышленных предприятий Орловской области необходимо пересмотреть свои финансовые потоки и начать вкладывать финансовые средства в развитие и перевооружение производства.


Литература:
  1. Деятельность рабочей группы «Энергоэффективность» при Комиссии по технологическому развитию и модернизации российской экономики при Президенте Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL:http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/efficiency/efficiency/

  2. Основные положения и практика исполнения закона №261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» [Электронный ресурс] // URL: http://www.mgkh.mosreg.ru/userdata/87067.ppt

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle