Библиографическое описание:

Ишкина П. П., Егошина О. Л. Рынок консалтинговых услуг по оптимизации производственных процессов: проблемы и особенности развития [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 16-19.

Рассмотрены вопросы функционирования и развития деятельности организации в сфере консалтинговых услуг, а также особенности консультирования в области производства.

Ключевые слова: технический консалтинг, консалтинговые услуги по проведению погрузочно-разгрузочных работ, съемные грузозахватные приспособления, маркетинг консалтинговых услуг.

В процессе развития российской экономики наблюдается потребность современных промышленных предприятий в оптимизации логистических процессов. В связи с этим актуальным становится изучение возможностей оптимизации процессов погрузочно-разгрузочных работ, которые являются связующим звеном между поступлением материальных ценностей на предприятие и их применением в производстве. Основной задачей оптимизации погрузочно-разгрузочных работ являются необходимость сокращения временных затрат на операции перегрузки грузов, а также оптимизация финансовых вложений в съемные грузозахватные приспособления.

Съемные грузозахватные приспособления – это устройства, которые соединяют груз с краном, они легко отсоединяются как от груза, так и от крюка крана, соответственно их применяют при выполнении погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ [6]. Существует несколько видов таких приспособлений, это стропы (состоят из участков гибких элементов - лент, цепей, канатов), захваты (захватывают груз за определенные его участки и перемещают без смещения центра тяжести, что не дает грузу потерять равновесие), также существует большое количество приспособление в виде поясов, зажимов, скоб, блоков и т.п. Предприятия, в чьем технологическом процессе присутствуют погрузочно-разгрузочные работы, зачастую не обладают необходимыми знаниями. Персонал может не обладать знаниями по расчету необходимой длины и грузоподъемности строп, подбору углов между грузом и стропами для обеспечения безопасной перегрузки. Техническому руководству необходимо подобрать такие съемные грузозахватные приспособления, которые обеспечивают максимально быструю и безопасную перегрузку груза, в соответствии с нормативными требованиями, а также обеспечивало максимально эффективное использование ресурсов. Далеко не каждый менеджер понимает, каким образом возможно решить подобные проблемы. Одним из вариантов решения может быть предоставление консалтинговых услуг со стороны внешних консультантов.

Ранее крупные фабрики и заводы производили стропы и специальные захваты для решения указанных задач самостоятельно - сертифицировали эту деятельность, нанимали и обучали специальный персонал, а планированием погрузочно-разгрузочных работ занимались ответственные за различные участки производства, где были необходимы перегрузки груза. На небольших предприятиях ранее применялись самостоятельно изготовленные, не зарегистрированные изделия, что постоянно приводило к авариям. Отсюда такое строгое законодательство по производству съемных грузозахватных приспособлений и их применению. Теперь же крупные промышленные предприятия исключают из сферы своей деятельности производство съемных грузозахватных приспособлений, предпочитая самостоятельно планировать погрузочно-разгрузочные работы, а материалы закупать со стороны. Благодаря этому стали появляться спрос на услуги компаний, специализирующихся на производстве съемных грузозахватных приспособлений.

Однако сегодня еще можно встретить ситуацию, когда промышленные предприятия планируют погрузочно-разгрузочные работы самостоятельно. Крупные холдинги могут позволить себе содержание служб по погрузочно-разгрузочным работам. Они обучают, аттестуют свой персонал, также нанимают сторонних специалистов. Это говорит о наличии некоторого внутреннего рынка. Это является основной из особенностей консалтинговых услуг по проведению погрузочно-разгрузочных работ, но, к сожалению, это является и проблемой, с которой сталкиваются предприятия, решившие оказывать услуги по оптимизации погрузочно-разгрузочных работ, так как сталкиваются с нежеланием предприятий-клиентов прибегать к услугам сторонних консультантов.

В последнее время данный рынок в нашей стране характеризуется довольно высокой насыщенностью со стороны производителей таких услуг.

Менеджеры изыскивают новые пути развития бизнеса, т.е. не только производство и продажа съемных грузозахватных приспособлений, но и получение новых источников дохода в смежной сфере. Когда речь заходит о стратегических вопросах, связанных с развитием бизнеса, то сразу возникает идея о создании и выведении на рынок новых услуг, т.к. услуги не требуют значительных капитальных вложений. Это решение требует от компании обдуманного подхода, изучения рынка, оценки всех потенциальных возможностей и угроз.

Предприятие, работающее в сфере производства съемных грузозахватных приспособлений, способно оказывать консультационные услуги в сфере погрузочно-разгрузочных работ по следующим направлениям:

  • подбор специальных грузозахватных приспособлений для специальных, нестандартных грузов, при этом, по возможности, обеспечить минимальные финансовые затраты на их производство и применение;

  • разработка технологических карт (документ, описывающий процедуру перегрузки грузов на предприятии);

  • разработка проектов производства работ кранами (документ, описывающий условия эксплуатации кранов и грузоподъемных механизмов, а также процедуры перегрузки грузов этими механизмами);

  • разработка специализированных захватов для особенных грузов, т.е. выполнять расчеты нагрузок, подготавливать конструкторскую документацию.

Для ведения подобной деятельности необходим квалифицированный, аттестованный в специальных государственных учебных заведениях персонал. Это особенность рынка именно консалтинговых услуг. Далеко не у каждого промышленного предприятия есть возможность содержать в своем штате сотрудника, отвечающего за погрузочно-разгрузочные работы. В этом и будет конкурентное преимущество у предприятия, занимающегося производством съемных грузозахватных приспособлений, если оно обучит своих сотрудников, и выведет на рынок новую услугу - консультирование в сфере погрузочно-разгрузочных работ. Также Ростехнадзор выдвигает требования об обязательном наличии технологических карт на каждом предприятии, где проводятся погрузочно-разгрузочные и строительно-монтажные работы.

Трактовка консалтинговых услуг в сфере оптимизации погрузочно-разгрузочных работ вызывает споры в научном сообществе. Часто его определяют как производственный (технический) консалтинг - представляет собой комплекс процедур по повышению эффективности существующего или вновь проектируемого производства, за счет средств автоматизации, механизации, проектирования приспособлений, разработки (реинжиниринга) технологии производства [3].

Характерной особенностью технического консалтинга является то, что он затрагивает специфические вопросы, требующие для ответа на них специальных глубоких технических познаний и практического производственного опыта. Технический консалтинг дает ответы на вопросы, касающиеся проблем, возникающих на всех жизненных этапах постановки новой продукции на производство, улучшения качества и объемов производства уже выпускаемой продукции, рекомендации по модернизации производственной базы и технологических процессов. Зачастую, затрагиваемые техническим консалтингом вопросы требуют участия в работе над ними сразу нескольких специалистов или формирования научно-технических групп. Технический консалтинг является одним из самых трудоемких, но в тоже время чрезвычайно востребованных видов консалтинговых услуг на современном рынке консалтинга.

Устоявшегося термина «технический консалтинг» в России пока не существует. Разные компании вкладывают в него разный смысл. Одними из первых, кто применил этот термин по отношению к своим услугам в середине 90-х годов 20-го века, стали специалисты группы компаний «Городской центр экспертиз» (ГЦЭ).

По мнению ГЦЭ, технический (производственный) консалтинг представляет комплекс рекомендаций (решений, процедур) по повышению эффективности существующего или вновь проектируемого производства [4].

С экономической точки зрения консалтинг является интеллектуальным продуктом. В практике промышленно развитых стран вложения средств в развитие интеллектуального капитала в форме консультантов часто рассматриваются как гораздо более эффективные, чем покупка машин, оборудования и технологий. Востребованность консультационных услуг говорит об уровне развития делового сообщества, о наличии традиций эффективного и продуманного ведения дел. Основным преимуществом применения консалтинговых услуг является то, что предприятие, в зависимости от своих потребностей и возможностей, может выбрать - воспользоваться либо готовым решением, разработанным консультантами, либо получить консультацию, индивидуально разработанную с учетом специфики деятельности компании. В результате, предприятие-клиент сможет сэкономить финансовые средства и время на самостоятельный поиск решения проблем в сфере погрузочно-разгрузочных работ. Возможно, также избежит ошибок, которые могло сделать при неправильных выводах поиска самостоятельного решения. Применяемые в СССР государственные формы принудительного внедрения научных знаний, практически перестали применяться в таком широком масштабе. Сегодня в российских условиях консалтинг пока не распространен как сфера деятельности, предприятия неохотно тратят средства на привлечение консультантов со стороны [5].

Основной проблемой консалтинговых услуг в сфере погрузочно-разгрузочных работ может быть то, что в российских условиях консалтинг не распространен. Необходимость данной услуги вызвана тем, что идея обеспечения безопасности труда, сегодня является первостепенной. Довольно проблематично обеспечивать безопасность труда при погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работах, не обладая специальными знаниями. Предприятия стараются своими силами спланировать свои погрузочно-разгрузочные и строительно-монтажные работы, не соблюдая норм, правил и определенных традиций. Это приводит к авариям, а обращение к консультантам, по мнению руководства, излишне затратное дело. Предприятия, которые стараются выйти на рынок консалтинговых услуг в сфере оптимизации погрузочно-разгрузочных работ, сталкиваются с проблемой отсутствия спроса при наличии высокой потребности на данные услуги. Возможно, это связано также и с особенностями консалтинговых услуг.

Консалтинговые услуги отличаются от стандартного понимания услуги. Менеджеры покупают услуги не для удовлетворения собственных нужд, а для того, чтобы их бизнес стал эффективнее. Потребность в консалтинге отличается от спроса на него, тем, что хозяйствующие субъекты не прибегают к услугам консультантов в целях экономии, хотя осознают, что помощь профессионала им необходима. Консалтинг постепенно становится нормой в хозяйственной деятельности предприятий. Поэтому, рассматривая рынок консалтинговых услуг, прежде всего, необходимо понять особенности маркетинга в этой сфере. Маркетинг консалтинговых услуг имеет целый ряд характеристик, отличающих его от маркетинга услуг в целом.

Характеристики маркетинга консалтинговых услуг:

      • тип услуг - “b2b”. Менеджеры покупают услуги не для удовлетворения собственных потребностей, а для того, чтобы их бизнес стал эффективнее.

Следствия:

  • профессиональность потребителей консалтинговых услуг. Высший менеджмент компании, на который ориентированы консалтинговые услуги, является профессиональным потребителем, поэтому предлагать консалтинговые услуги должны только самые профессиональные продавцы, знающие все о данной услуге. С этой точки зрения лучшие продавцы – это партнеры компании, которые сами участвуют в консультационных проектах и непосредственно заинтересованы в её развитии;

  • ограниченное число потребителей услуг. Обычно консалтинговыми услугами пользуются ведущие, находящиеся в стадии роста или развития компании. Их список можно определить путем кабинетных исследований, просто составив перечень крупнейших компаний вашего региона.

  • тесные отношение потребителя и поставщика услуги;

  • услуги не являются предметом первой необходимости для компаний, стоимость консалтинговых услуг составляет незначительный удельный вес в расходах покупателя, за консалтинг никогда не отдают последние деньги;

  • менеджер, обычно платит не из собственных денег, а из средств фирмы. Хотя бывает и так, что менеджер компании, являясь ее собственником, нанимает консультантов за свои деньги;

  • высокое влияние торговой марки на выбор и, как следствие, высокая ценовая надбавка за марку. Сила торговой марки консалтинговой компании является одним из наиболее серьезных барьеров для входа на рынок новых конкурентов и имеет значение при выборе клиентами компании. Создание марки – очень дорогой и длительный процесс, но без него шансы на успех вашей компании близки к нулю. Вложения в марку консалтинговой компании необходимо рассматривать как первоочередные;

  • лояльность клиентов. Удовлетворенные потребители проявляют высокую лояльность по отношению к своему консультанту;

  • консалтинговые услуги имеют длительный цикл продажи. Процесс переговоров о продаже услуг может длиться и полгода, и год, в это время происходит ряд встреч клиента и консультанта. В это время клиент оценивает качество оказываемых услуг и принимает решение о том, стоит ли сотрудничать с данной консалтинговой фирмой;

  • уникальность. Услуги консультантов нестандартные, поэтому нельзя сравнить цены различных консультантов (это потребует от клиента значительного времени и раскрытия информации). Конкуренция на рынке консалтинга базируется не на цене, соответственно на рынке присутствует низкая ценовая эластичность;

  • слабо выражен сезонный фактор. Несмотря на то, что, в целом, динамика спроса на консалтинговые услуги совпадает с динамикой деловых циклов, следует отметить, что резкие сезонные колебания практически отсутствуют;

  • критичность фактора конфиденциальности. Для клиента принципиально важно, чтобы все то, что он обсуждает с консультантом, оставалось только между ними;

  • Высокая мобильность. Консалтинговые услуги обычно не требуют использования капитального оборудования, поэтому компаниям не имеет смысл открывать офисы по всей стране [1].

В консультациях по оптимизации погрузочно-разгрузочных работ нуждается каждое предприятие, имеющее складские площади, об этом говорит их желание подробно узнать о характеристиках грузозахватных приспособлений и возможностях применения, а также повсеместные проверки государственных контролирующих органов.

Основная идея заключается в том, что предприятия, работающие в сфере производства съемных грузозахватных приспособлений, столкнувшись с высокой конкуренцией на рынке, постепенно начинают искать новые путем развития в этой же сфере. Оказание консультационных услуг предприятиям по оптимизации погрузочно-разгрузочным и строительно-монтажным работам, позволит найти новый высокорентабельный источник дохода. Консалтинг не требует закупки дорогостоящего оборудования и приобретения редких расходных материалов. Поэтому, по мнению многих специалистов, консалтинг способен помочь предприятиям получать значительный доход, не затрачивая при этом больших денег. Но здесь фирмы по производству съемных грузозахватных приспособлений сталкиваются с проблемой низкого спроса на подобную услугу. Предприятия-клиенты пытаются не прибегать к подобным консультациям, оказывая себе эту услугу самостоятельно. Связанно это не только с особенностью консалтинга как услуги, но и с не распространенностью консалтинга в России в принципе. Предприятиям-поставщикам следует разрабатывать различные программы по развитию рынка, по популяризации собственных услуг, т.е. информировать потребителя о возможности получения подобной услуги, преимуществах обращения к консультантам, акцентируя внимание на качестве услуги. Исходя из особенности этой услуг – необходимость наличия специально обученного персонала – предприятиям-поставщикам услуги стоит концентрировать внимание потребителя именно на этом своем преимуществе. А также стоит предупреждать потребителя о возможных последствиях, если он решит самостоятельно спланировать свои погрузочно-разгрузочные работы, не имея при этом аттестованного работника по разработке подобных работ. Тем самым, предприятие-поставщик решит проблему, связанную с желанием клиента самостоятельно оказывать себе подобную услугу.

Рассмотренные проблемы и особенности консалтинговых услуг по проведению погрузочно-разгрузочных работ, свидетельствуют о необходимости более глубокого анализа рынка, его возможностей развития и способов воздействия на потребителей.


Литература:

  1. Иванов М. С. Руководство по маркетингу консалтинговых услуг / М. С. Иванов, М. В. Фербер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2003. – 140 с.

  2. Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. [Электронный ресурс] / В. А. Гончарук - Электрон. дан. – М.: Дело, 1998. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m27/ .

  3. Производственный (технический) консалтинг, [Электронный ресурс]. Электрон. дан. – [М.].: 2010. – Режим доступа: http://bestlog.narod.ru/prod_consulting.html .

  4. Митюшова А. В., Что такое технический консалтинг? [Электронный ресурс]/ А. В. Митюшова. - Электрон. дан. – Городской центр экспертиз. – 2009. - Режим доступа: http://www.nadzor-info.ru/blog_post.php?p=19552# .

  5. Смоленцев К., Российскому бизнесу консалтинг не интересен [Электронный ресурс] / К. Смоленцев // E-xecutive – 2009. - Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/russiantoplist/1130594/ .

  6. Судопромсервис, [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.].: 2010. - Режим доступа: http://www.sps.utk.ru/ .

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle