Библиографическое описание:

Акулич Е. И. Сущность налогового аудита [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 177-180.

Эффективная организация системы контроля качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, является одним из приоритетных направлений развития бухгалтерского учета и отчетности в России. Грамотное управление налоговыми информационными системами дает возможность субъектам хозяйствования своевременно выявлять и устранять ошибки в налоговом учете, с целью снижения риска потери их финансовой устойчивости, а в масштабах государства, повысить эффективность фискальной политики страны посредством осуществления контроля собираемости налогов. Одним из направлений оптимизации налогового администрирования, как на уровне государственного масштаба, так и на уровне субъектов хозяйствования является усиление его контрольной составляющей. Закрепление на законодательном уровне ведения налогового учета для целей определения налогооблагаемой базы по налогам и сборам явилось толчком к появлению такой категории учетно-аналитической системы как аудит.

Динамичное развитие экономики, в целом, и системы бухгалтерского учета, в частности, усиливает требования, предъявляемые хозяйствующими субъектами к аудиту и аудиторам. В связи с этим, аудиторским компаниям приходится разрабатывать и предлагать новые виды сопутствующих услуг. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об аудиторской деятельности" (принят ГД ФС РФ 24.12.2008) допускает оказание следующих сопутствующих аудиту услуг:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью. [1]

В процессе реформирования системы бухгалтерского учета и налогообложения, а также ужесточения государственной политики налогового администрирования наибольшим спросом среди сопутствующих услуг пользуется налоговое консультирование. Прежде всего, это обусловлено тем обстоятельством, что налоговая составляющая общего аудита не может охватить весь объем информации, оказывающей влияние на налоговые обязательства аудируемого лица, и как следствие, аудиторы не могут гарантировать хозяйствующему субъекту отсутствие у него проблем с налоговыми органами в части правильности и своевременности сдачи налоговой отчетности и уплаты налогов.

Условно процедуру налогового консультирования можно разделить на два вида:

1) Оказание услуг конкретному налогоплательщику по нахождению оптимального баланса между расходами предприятия на выплату налогов и налоговыми рисками, главной целью которого является снижение сумм налоговых платежей, направляемых в бюджет, иными словами, оптимизация налоговых платежей;

2) Осуществление деятельности в рамках принятых нормативных актов, жестко регламентирующих процедуру исчисления и уплаты налогов. Целью такого консультирования является оказание помощи в правильном и законном начислении и уплате налогов, выполнении своих обязательств в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Несмотря на это, оказание подобного рода услуг не может удовлетворить растущие потребности по налоговому сопровождению финансово-хозяйственной деятельности. Это определило появление новой отрасли в аудиторской деятельности – налогового аудита.

Популярность данной услуги на рынке обусловлена рядом факторов:

- сложной системой налогообложения;

- периодически меняющимся налоговым законодательством;

- наличием большого количества спорных арбитражных дел по налоговым вопросам;

- недостаточной компетентностью руководителей и сотрудников бухгалтерии;

- стремлением организаций получить качественные аудиторские консультации по вопросам планирования налогообложения с целью снижения налоговой нагрузки.

Термин «налоговый аудит» появился с введением в действие Методики аудиторской деятельности "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами", одобренной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11 июля 2000 г., Протокол N 1 (далее - Методика). В соответствии с Методикой под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Данное определение наиболее четко отражает сущность налогового аудита. [2]

Объектом налогового аудита выступает бухгалтерская и налоговая отчетность экономического субъекта, а также его первичные документы, налоговые регистры, договоры и другие документы.

Исходя из определения налогового аудита, можно определить его основные цели:

1) Определение правильности исчисления суммы налогов, подлежащих уплате;

2) Предупреждение возможных претензий и штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам;

3) Сбор информации, необходимой для оптимизации налогообложения организации – клиента.

Таким образом, проведение налогового аудита решает следующие задачи:

- аудит обязательств, в части, соответствия исчисляемых и уплачиваемых налогов нормам действующего законодательства;

- оптимизация и планирование налогообложения;

- диагностика проблем налогообложения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

- анализ методики исчисления налоговых платежей и использование налоговых льгот с учетом корпоративной структуры и правовых отношений с контрагентами;

- проверка правильности составления деклараций и расчетов клиента по всем или отдельным видам уплачиваемых им налогов.

При этом в ходе налогового аудита, в первую очередь, оценивается соответствие налогового учета экономического субъекта требованиям законодательства Российской Федерации и соответствие налоговой отчетности экономического субъекта данным первичного учета. Кроме этого, аудиторами проводится оценка последствий выявленных искажений, и разрабатываются варианты их устранения.

Согласно п. 2.9.3 Методики этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. Таким образом, налоговый аудит можно классифицировать как комплексный налоговый аудит и тематический налоговый аудит. [2]

Комплексный налоговый аудит - это проверка правильности составления деклараций и расчетов по всем налогам, уплачиваемым предприятием за год.

Тематический налоговый аудит - это проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием за определенный период.

Однако на практике выделяется так называемый структурный налоговый аудит, под которым понимается проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым юридическим лицом по месту нахождения его обособленных подразделений.

В последнее время проводятся исследования относительно соотношения общего и налогового аудита. Так, ряд авторов придерживается мнения, что эти два направления взаимно пересекаются, так как в процессе общего аудита проводится и налоговый аудит. Однако в процессе общего аудита отчетности экономического субъекта проверяются только вопросы правильности исчисления и уплаты налогов выборочным способом, в то время, как налоговый аудит проверяет данный вопрос сплошным методом, что минимизирует риск необнаружения ошибок. Именно по этой причине многие организации при проведении общего аудита, отдельно указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту. На основании выше изложенного можно сделать вывод, что налоговый аудит может проводиться как в составе общего аудита, так и в качестве самостоятельного направления.

Помимо отличий от аудита финансовой отчетности следует четко разделять налоговый аудит и сопутствующие налоговому аудиту услуги в области налогового консультирования.

К сопутствующим услугам в области налогового консультирования относятся (примерный перечень сопутствующих услуг приведен в Методике):

- разработка предложений и рекомендаций по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;

- разработка оптимальных механизмов начисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;

- выработка рекомендаций по полному и правильному использованию экономическим субъектом налоговых льгот;

- разработка комплекса мер, направленного на оптимизацию налогов и снижение налоговых рисков в рамках действующего законодательства;

- предварительный расчет налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;

- разработка рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта;

- разработка предложений по созданию у экономического субъекта системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налогов и сборов;

- разработка предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства;

- постановка налогового учета;

- налоговое планирование и оптимизация налогообложения;

- налоговое сопровождение в виде текущего консультирования по вопросам применения норм налогового законодательства и др. [2]

Приведенные сопутствующие услуги направлены, прежде всего на оптимизацию налоговых платежей экономического субъекта, построение системы налогового учета и внутреннего контроля, а также консультирование по отдельным вопросам налогообложения, в то время как налоговый аудит предполагает проведение проверочных мероприятий в отношении правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, и, как следствие, минимизацию налоговых рисков.

Кроме этого различаются результаты и порядок оформления налогового аудита и налогового консультирования, как сопутствующей услуги. Результатом оказания налогового консультирования могут быть:

- указание на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для аудируемого лица;

- разработка мероприятий по устранению выявленных нарушений;

- расчеты, подтверждающие эффективность налогового планирования оптимизационной модели.

Результатом налогового аудита будут аудиторское заключение и отчет аудитора. В заключении о результатах проведения аудиторы выражают свое мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения и своевременности перечисления экономическим субъектом налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Отчет содержит рекомендации по исправлению выявленных существенных нарушений и дальнейшему их недопущению, рекомендации в отношении порядка исчисления налогов, включая правильность применения льгот, перечень вопросов, требующих особого внимания со стороны руководства организации, предложения по оптимизации налогообложения и совершенствованию системы бухгалтерского и налогового учета с позиций налогообложения. [3]

Таким образом, отличия налогового аудита и сопутствующих услуг в области налогообложения, безусловно, имеют место, несмотря на то, что два данных направления достаточно близки. В то же время следует иметь в виду, что положительный результат от оказания сопутствующих услуг в сфере налогового консультирования, может быть, достигнут, только если этим услугам предшествовал налоговый аудит. В противном случае аудиторы не смогут оперировать всем объемом информации об организации и ее деятельности, а значит, и найти наиболее приемлемое и эффективное решение поставленной проблемы.

Место налогового аудита в современной системе экономических отношений, а также его роль в ближайшем будущем вызывают множество вопросов и предложений. Налоговый аудит, возможно, является именно тем инструментом, который позволит, с одной стороны, избавить аудит финансовой отчетности от огромного массива информации, анализируемой в рамках проведения проверок соблюдения законодательства при подготовке и составлении финансовой отчетности, а с другой - обеспечить контролирующие органы аудиторскими заключениями именно по вопросам соблюдения налогового законодательства. [4]


Литература:

  1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об аудиторской деятельности" (принят ГД ФС РФ 24.12.2008)

  2. Методика аудиторской деятельности "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами", одобренная Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (Протокол от 11 июля 2000 г. N 1)

  3. И.А. Бажин. Налоговый аудит: объект, цели, задачи // Аудиторские ведомости. 2006, №4

  4. М.П. Каширова. Налоговый аудит – новое направление в аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости, 2009, №8

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle