Библиографическое описание:

Смирнова Ю. В. Кластеры как фактор инновационного развития [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 42-45.

Мировой опыт развитых стран убедительно доказывает как эффектив­ность, так и неизбежную закономерность возникновения разного вида класте­ров. В последние десять лет формирование кластеров стало важной частью го­сударственной политики в области регионального развития во многих странах мира. За рубежом в настоящее время кластеры являются одним из действенных инструментов развития малых и средних предприятий. В последние десятилетия вопросы деятельности кластеров вызывают растущий интерес экономистов и органов государственного управления в разных странах. Бурное развитие технологий, логистики, средств транспорта привело к тому, что передача информации, движение финансо­вых потоков стали практически мгновенным, а транспортировка грузов —дешевой и быстрой. В связи с этим важнейшими факторами достижения и удержания превосходства над конку­рентами становятся не только инновации и образование, но и взаимосвязи между предприятиями, что обеспечивает условия по созданию сетевых структур — кластеров. Анализ зарубежного опыта кластеризации экономики показал, что в современных условиях термин «кластер» является одним из наиболее популярных при обсуждении перспектив развития экономик большинства стран мира.

В настоящее время однозначного понимания термина «кластер» не существует, а используемые определения совершенствуются по мере развития.

В научной литературе используются 3 перечисленные далее определения, каждое из которых подчеркивает основные черты рассматриваемых нами структур. Согласно им, кластеры являются:

-регионально ограниченными формами экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанных к тем или иным научными учреждениям;

-вертикальными производственными цепочками, узко определенными секторами, в которых осуществляющие смежные этапы производственного процесса структуры (например, последовательность «поставщик – производитель – сбытовик – клиент») составляют ядро. В частности, под данное определение попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

-имеющие высокую степень интеграции отраслевыми объединениями или совокупностями структур с еще более высоким уровнем агрегации.[1,с.232]

В классическом понима­нии, сформулированным М. Портером, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций определённой сферы, характери­зующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.[2,с.896]

Руднева П.С. рассматривает кластер как группу географически лока­лизованных взаимосвязанных компаний, поставщиков обору­дования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодо­полняющих друг друга и усиливающих конкурентные преиму­щества отдельных компаний и кластера в целом [3].

Различные зару­бежные трактовки термина «кластер» приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные аспекты в понимании термина «кластер»

Автор

Определение понятия «кластер»

Schmitz [4,с.64-69].



Кластер – группа предприятий, принадлежащих одному сектору и действующих в тесной близости друг к другу.

Swann and Prevezer [5].


Кластеры - группы фирм в пределах одной отрасли, расположенные в одной географической области.

Porter [6].



Кластер - географически близкая группа связанных компаний и взаимодействующих институтов в специфической области, объединенная общностями и взаимодополнениями.

Elsner [7].



Кластер – группа фирм, которые функционально связаны как вертикально, так и горизонтально.

Steiner and Hartmann [8].


Кластер – ряд связанных и взаимодополняющих фирм общественных, частных и полуобщественных исследовательских институтов и институтов развития.

Bergman and Feser [9].


Кластер - группа коммерческих предприятий и некоммерческих организаций, для которых членство в группе является важным элементом индивидуальной конкурентоспособности каждого члена фирмы.

Haag [10].


Кластер - индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей, связанных технологической цепочкой, и выступающих альтернативой секторальному подходу.

Andersson et al. [11].


Кластеризация в общем виде определяется как процесс совместного расположения фирм и других действующих лиц внутри концентрированной географической области, кооперации вокруг определенной функциональной ниши и установлении тесных взаимосвязей и рабочих альянсов для усиления их коллективной конкурентоспособности.

Анализ представленных определений свидетельствует, что основ­ной целью кластеризации является формирование эффективной эконо­мической среды путем повышение качества производимой продукции, экономии различных видов ресурсов (производственных, информацион­ных) и создания инноваций.

Систематизация существующих в экономической науке позволила нам выделить и перечислить присущие кластерной системе особенности:

1.Преимущественно территориальный подход к созданию. Географический масштаб формируемого кластера может варьироваться в зависимости от целей и состава предприятий – участников;

2.Множественность субъектов хозяйствования, имеющих общую сферу деятельности (отраслевую принадлежность);

3.Кооперация участников, основанная на устойчивых, долговременных хозяйственных связей и наличии общих экономических интересов;

4.Инновационная направленность совместной деятельности;
5.У членов кластера существует полная самостоятельность при принятии решений, выступающая основой конкуренции;

6.По отношению к внешней среде кластер воспринимается и функциони­рует как единый организм;

7.В развитии кластера, в зависимости от его масштаба, самое непосредст­венное участие принимают государственные органы власти соответствующего уровня.

Наиболее развитые кластеры имеют пять принципиаль­ных характеристик, которые могут рассматри­ваться в качестве стартовых предпосылок для их формирования.

1. Наличие конкурентоспособных предприятий. Ключевым условием для развития кластера является нали­чие конкурентоспособных на рынке предприятий в кластере. В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: относительно высокий уровень производительности компаний и секторов, входящих в кластер; высокий уровень экспорта продукции и услуг; высокие экономические показатели деятельности компаний (такие как прибыльность, акционерная стои­мость).

2. Наличие в регионе конкурентных преимуществ для
развития кластера.
Например, выгодное географическое положение; доступ к сырью; наличие специализированных людских ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализи­рованных учебных заведений и образовательных программ, специализированных организаций, проводящих НИОКР, не­обходимой инфраструктуры и другие факторы.

3. Географическая концентрация и близость. Ключевые участники кластеров находятся в географичес­кой близости друг к другу и имеют возможности для активного взаимодействия. Географический масштаб может варьиро­ваться от типа и особенностей кластера и охватывать один или несколько регионов государства.

4. Широкий набор участников и наличие «критической
массы».
Кластер может состоять из компаний, производящих ко­нечную продукцию и услуги, как правило, экспортируемые за пределы региона, системы поставщиков комплектующих, обо­рудования, специализированных услуг, а также профессио­нальных образовательных учреждений, НИИ и других поддер­живающих организаций. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уро­вень занятости на предприятиях и в секторах, входящих в кластер.

5. Наличие связей и взаимодействия между участниками
кластеров
. Эти связи могут иметь различную природу, включая формализованные взаимоотношения между головной компанией и поставщиками, между самими постав­щиками, партнерство с поставщиками оборудования и специа­лизированного сервиса; связи между компаниями, ВУЗами и НИИ в рамках сотрудничества при реализации совместных НИОКР и образовательных программ. Контакты между компа­ниями малого и среднего размера могут быть связаны также с координацией их усилий по коллективному продвижению това­ров и услуг на существующие и новые рынки [12].


Литература:

1.Лаврикова, Ю.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в эко­номическом пространстве региона. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. – 232 с.;

2.Портер Майкл. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран /Майкл Портер.-М.: Междунар.отношения, 1993. - 896 с.;

3.Руднева, П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах [Электронный ресурс] // Экономика регио­на. 2007. №18. Ч. 2 (декабрь) Режим доступа: http://journal.vlsu.ru;

4.Schmitz, Hubert (1992), On the Clustering of Small Firms’, in Rasmussen, J., H. Schmitz andM.P. van Dijk (eds.), ‘Flexible specialization: a new view on small industry, IDS Bulletin (Special Issue), 23(3):64-69;

5.Swann G. M. P., Prevezer M. and Stout, D., eds., The Dynamics of Indus­trial Clustering: International Comparisons in Computing and Biotechnology. Oxford: Oxford University Press, 1996;

6.Porter, M.E. On Competition. Cambridge, Mass.: Harvard Business School Press, 1998;

7.Elsner, W. An industrial policy agenda 2000 and beyond: Experience, The­ory and Policy. Bremen Contributions to Institutional and Social-Economics (Eds.) Biesecker, A./ Elsner, W./ Grenzdorffer, K., No 34, 1998;

8.Steiner, M. and Hartmann, Looking for the Invisible: Material and Immaterial Dimensions of Clusters, Paper presented at the Regional Studies Associa­tion Annual Conference on ‘Regionalising the Knowledge Economy’, No­vember 21, London 2001;

9.Bergman, E.M. and Feser, E.J. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications / Е. М. Bergman, E. J. Feser. Regional Re­search Institute, WVU., - 1999;

10.Хааг Д. цит. по Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности кластеров в странах с переходной экономикой. http. // www.kkrsu.edukg/vestnik/v31a15.html;

11.Andersson, Thomas, Sylvia Schwaag Serger, Jens Sorvik, and Emily Wise Hansson. The Cluster Policies Whitebook. International Organisation for Knowledge Economy and Enterprise Development, Malmo 2004;

12.Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tpprf.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle