Библиографическое описание:

Фирсова И. С. О некоторых достижениях России в рамках реализации Индивидуального плана действий в АТЭС [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 109-113.

Одной из приоритетных задач экономических преобразовании, осуществляемых в России в последние годы, является включение национальной экономики в международное разделение труда, налаживание взаимовыгодных связей с зарубежными партнерами. Важнейшим вектором политического и экономического сотрудничества, потенциальной предпосылкой для усиления конкурентоспособности российской экономики является сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС).

В начале XXI века АТЭС является одной из самых авторитетных региональных организаций с уникальным составом участников, включающим страны по обе стороны Тихого океана. Согласно оценкам экспертов, в ближайшие годы ее роль будет только усиливаться [6].

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. определила основные цели и принципы внешнеэкономической политики России [2]. Развитие взаимовыгодных отношений с участниками АТЭС в области торговли, инвестиций и инноваций остается одним из основных направлений внешнеэкономической политики России.

Участие России в достижении основных целей АТЭС – создания зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций1 – обеспечивает дополнительный стимул экономическому развитию страны. Положительные результаты участия России в АТЭС могут быть получены при условии проведения эффективных внутренних реформ, добровольного продвижения к прозрачности экономики, изменению российского таможенного законодательства и инвестиционного режима согласно индивидуальным и коллективным планами действия в АТЭС.

В соответствии с Индивидуальным планом действий (ИПД) России в АТЭС [1], либерализация торговой и инвестиционной политики России проходит по трем главным направлениям: переговоры о вступлении во Всемирную Торговую Организацию (ВТО); формирование зоны свободной торговли со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС); добровольная либерализация в пределах структуры АТЭС.

В 2009 г. прошла очередная процедура обзора ИПД России в АТЭС в сфере либерализации условий торговли и инвестирования и повышения уровня открытости экономики. В соответствии с установленным порядком состоялась сессия вопросов экономик АТЭС к России и ответов российской делегации. Ключевые вопросы касались создания «новой экономики», базирующейся на высокотехнологичном и конкурентоспособном производстве, влияния мирового финансового кризиса на российскую экономику, переговоров о вступлении в ВТО, проблем значительных различий в экономическом развитии и жизненном уровне российских регионов.

Остановимся более подробно на модернизации таможенно-тарифной системы. Россия сделала значительные успехи в преобразовании структуры своих тарифов. Было признано на высшем уровне, что создание современной, инновационной и конкурентоспособной экономики – ключевая стратегическая цель. В частности, Россия стремится диверсифицировать экспорт и заложить основу конкурентоспособной на мировом уровне обрабатывающей промышленности. Вследствие этого, к некоторым развивающимся отраслям промышленности в настоящее время применяются меры тарифной защиты. Кроме того, доходы от тарифного регулирования остаются важным компонентом правительственных финансов, что стало особенно актуально в условиях реализации комплекса мер по стимулированию экономики во время финансового кризиса. В процессе переговоров находится вопрос о принятии Россией «связанных» импортных тарифов2, что является обязательным условием вступления в ВТО. На данный момент тарифы в России остаются относительно высокими по стандартам большинства развитых экономик.

В настоящее время таможенно-тарифная система регулируется Федеральным законом от 21 мая 1993г. № 5003-1 «О Таможенном Тарифе» с последними изменениями от декабря 2007г. и Таможенным Кодеком Российской Федерации (28 мая 2003 г. № 61-ФЗ). Импортные тарифы основаны на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной Таможенной Организации (ВТАО). Таможенный тариф состоит из 11154 позиций, к 9209 из которых (82,6%) применяются адвалорные пошлины, к 1945 позициям (17,4%) комбинированные (смешанные) пошлины.[4, c. 20-21]. Большинство смешанных пошлин применено к сельскохозяйственным и промышленным товарам, что обусловлено стремлением защитить местных производителей.

Показательный пример использования тарифов как инструмента политики поддержки внутренней промышленности – ввозные пошлины на иностранные автомобили. Российский рынок легковых автомобилей в настоящее время самый быстрорастущий в Европе. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2005 г. № 166 г. Москва «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки», компаниям, занимающимся индустриальной сборкой автомобилей в России, было разрешено импортировать автокомпоненты либо беспошлинно, либо по ставке 3 % (вместо обычных 15 %) в течение определенного периода времени после введения в эксплуатацию местных сборочных заводов. С тех пор было подписано 53 соглашения с ведущими мировыми производителями легковых автомобилей и запасных частей о строительстве в России заводов по сборке автомобилей. Таким образом, заградительные пошлины позволяют государству экономически воздействовать на иностранные автомобильные компании, которым становится более выгодно расширять производство машин в России, нежели ввозить их. Ввозные пошлины на автомобили в настоящее время в России довольно высокие: в 2009 г. пошлины на новые автомобили (возрастом до трех лет) выросли с 25 до 30 % от стоимости автомобиля; для иномарок в возрасте от трех до пяти лет – с 25 до 35 %. Для машин старше пяти лет ставка была установлена в размере от 2,5 до 5,8 евро за каждый кубический сантиметр [3]. Действие подобных пошлин сохраниться, предположительно, до 2016 г., а их размер установится на среднеевропейском уровне (12,5% от стоимости авто).

Россия не рассматривает данные меры как отклонение от курса на достижение Богорских целей – по мнению российской стороны, увеличение пошлин противостоит существенному комплексу мер по стимулированию экономики, доступным главным иностранным автопроизводителям, и направлено, в первую очередь, на поддержание занятости населения, а не на создание торговых барьеров. В подтверждение этому можно отметить, что некоторые пошлины были сокращены. В частности разрешено ввозить по льготным тарифам иностранные автомобили, соответствующие высоким экологическим стандартам («евро 4»).

Россия также налагает много вывозных пошлин, особенно на нефтепродукты, необработанные лесоматериалы и металлы. Устранение подобных тарифов включают в себя Богорские цели, однако в России данным мерам можно найти разумное объяснение. В случае необработанных лесоматериалов, например, главная цель состоит в уменьшении воздействия на окружающую среду незаконной вырубки леса, особенно в Сибири, и создании местной лесоперерабатывающей промышленности с высокой добавленной стоимостью. Подобные аргументы выдвинуты и в случае некоторых продуктов металлургии. В любом случае такие меры рассматриваются только как временные.

В процессе подготовки к вступлению ВТО, в 2000 г. была осуществлена масштабная реформа таможенно-тарифной системы. В частности были унификацированы ставки в рамках групп однородных товаров, обладающих схожими характеристиками. Это коснулось более чем 1500 товарных позиций. Главная цель реформы – формирование тарифа с максимальной сбалансированностью фискальной, протекционистской и регулятивной функций таможенных платежей. Другая ключевая цель состоит в искоренении коррупции и улучшении эффективности таможенно-тарифной системы. Позже для поддержки модернизации экономики ввозные пошлины на передовое технологическое оборудование, не производящееся в России, были существенно снижены.

Основные показатели тарифной системы России в 2005 и 2009 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средневзвешенные ставки ввозных таможенных пошлин России в 2005 и 2009гг.[7]


Средневзвешенная

тарифная ставка, %

Беспошлинный ввоз, % от общего количества

Год

2005

2009

2005

2009

Несельскохозяйственные товары

11,1

10,1

1,2

12,3

Электрооборудование

10,3

8,7

1,4

23,7

Транспортные средства и оборудование

11,0

15,2

2,4

10,6

Прочее оборудование

7,5

4,1

3,7

61,5

Минералы и металлы

10,5

10,1

0,4

4,3

Химикаты

7,1

6,9

0,4

2,3

Кожа, обувь

12,6

9,8

0

4,8

Текстиль, одежда

17,1

15,8

0

0,2

Древесина, бумага

15,4

14,2

4,8

6,1

Топливо

5,0

5,0

0

0

Рыба, морепродукты

14,4

12,7

0,9

0,8

Прочие товары

13,8

13,0

1,6

16,2

Сельскохозяйственные товары

13,5

13,2

2,1

6,0

Все товары

11,4

10,5

1,3

11,5


Процент товаров, ввозимых беспошлинно, является довольно маленьким по стандартам развитой экономики – 12,3 % для несельскохозяйственных продуктов и только 6,0 % для сельскохозяйственных товаров. Средний показатель по всем товарам составляет 11,5%. Для сравнения аналогичный показатель для пяти индустриальных экономик АТЭС (Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия и США) составляет свыше 40% [5, c.32]. Средняя тарифная ставка по всем товарам – 10,5%, она колеблется от 4,1% для оборудования и 5,0% для топлива до 15,2% для транспортных средств и 15,8% для текстиля и одежды. Значительная доля различного оборудования, ввозимого беспошлинно (61,5 и 23,7%) отражает национальную политику по обеспечению условий модернизации экономики. Доля товаров, облагаемых пошлинами в определенном диапазоне, представлена в таблице 2.

Таблица 2

Разброс тарифных ставок России (%), 2009г.

Ставка тарифа

Сельскохозяйственные товары

Несельскохозяйственные товары

Все товары

0

6,0

12,3

11,5

0-5

34,4

34,8

33,7

5-10

11,0

15,3

17,4

10-15

36,3

19,9

23,1

15-25

7,8

16,9

11,8

Более 25

4,5

0,7

2,5


Таблица 2 демонстрирует, что значительная часть товаров (45,2%) ввозятся либо беспошлинно, либо по ставке, ниже 5%. Однако, к 34,9% товаров применяется ставка от 10 до 25%, а к 2,5 % товаров свыше 25%. В индустриальных экономиках АТЭС аналогичные показатели составляют соответственно порядка 12 и 0,8% [5, c.32].

Несмотря на то, что таможенные пошлины РФ в настоящее время значительно выше средних показателей в АТЭС, нельзя не отметить тенденцию к постепенному снижению пошлин. На рисунке 1 представлена сравнительная динамика средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин АТЭС и России 1998 и 2009гг.

Рисунок 1 – Средневзвешенных ставки ввозных таможенных пошлин АТЭС и России 1998 и 2009гг.

Как демонстрирует рисунок, с 1998 по 2009гг. таможенные тарифы в рамках всего АТЭС были снижены на 4,3% с 10,8% в 1998г. до 6,5% в 2009г. Россия также за данный отрезок времени, с момента вступления в АТЭС в 1998г., добилась существенного снижения ввозных таможенных пошлин на 5,5% с 16,0% в 1998г. до 10,5% в 2009г. Следовательно, действия России в рамках участия в АТЭС и реализации ИПД по направлению тарифной политики выстроены в правильном направлении.

Можно также отметить и другие значительные успехи России в поступательном продвижении к достижению свободной торговли и инвестиций и активизация ее участия в деятельности форума, в частности: уровень НДС уменьшен на 2%; снижено налоговое бремя на малые предприятия; среднее время таможенного оформления грузов на границе сокращено на 7% к концу 2006 г., и на 10% к 2008 г.; введена система электронного декларирования; усовершенствована процедура регистрации юридических лиц и процедура банкротства. С 2008 г. Россия подписала 67 двусторонних инвестиционных соглашений, 44 из которых уже вступили в силу. ОЭСР также отметила, что российский подход в этой области соответствует международным стандартам[4, с.30].

Таким образом, успешной реализацией многих положений ИПД Россия подтверждает свою нацеленность на активное участие в работе АТЭС, что способствует более быстрому и эффективному выполнению внутренних программ социально-экономического развития.


Литература:

1. Индивидуальный план действий России в АТЭС / http://www.apec-iap.org/document/RUS_2010_IAP.htm

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., 17.11.2008 г. / http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

3. Пошлины на импорт автомобилей сохранят до 2016 года, 19.01.2011 / http://riagn.ru/news/111/Пошлины_на_импорт_автомобилей_сохранят_до_2016_г/

4. APEC Individual Action Plan Peer Review of Russia 2009 / http://www.apec.org/media/2009_iap_russia.html

5. The Report on APEC 2010 Economies’ Progress Towards the Bogor Goals, 14 November 2010 / http://www.apec.org/About-Us/About-APEC/Achievements-and-Benefits/~/media/Files/AboutUs/AchievementsBenefits/2010/bogor_Report_AMM20101110.ashx

6. Speech to the Australian Institute of International Affairs and Australian Chamber of Commerce and Industry International Business Conference 27.07.2007 / http://www.foreignminister.gov.au/speeches/2007/070727_apec.html

7. WTO: World Tariff Profiles / http://www.wto.org/english/tratop_e/tariffs_e/tariff_profiles_2006_e/tariff_profiles_2006_e.pdf / http://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/tariff_profiles10_e.pdf

1 В 1994 г. в Богоре (Индонезия) лидеры экономик АТЭС декларировали Богорские цели – либерализовать движение товаров и капиталов в регионе АТЭС к 2010 г. для развитых, к 2015 для новых индустриальных и к 2020 г. для развивающихся экономик (Богорская декларация). Именно с этого момента либерализация торговли и инвестиций становится ключевым направлением деятельности форума.

2 «Связывание» тарифов (уровень связывания) – принимаемое страной обязательство не поднимать ставку импортного тарифа (ввозной таможенной пошлины) выше определенного предела (уровня).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle