Библиографическое описание:

Бондарь О. А. Совокупная налоговая задолженность: понятие, структура и принципы ее снижения [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 64-67.

В последнее время тема роста и снижения налоговой задолженности достаточно актуальна. В периодической печати, в работах разных ученых раскрывается тема недопоступления налоговых платежей, вносятся различные предложения по сокращению налоговой задолженности в таких направлениях, как ужесточение контроля над налогоплательщиками, так и внесение новых предложений в развитии налогового стимула.

В реферате диссертационной работы Аушевым Т.А. «Организационно-экономические предпосылки возникновения налоговой задолженности и пути ее сокращения» понятие «налоговая задолженность» представляет собой суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пени за несвоевременную уплату налогов и сборов, и присужденных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, выраженный в денежной форме. [1, с. 19]

Налоговую задолженность целесообразно рассматривать, как совокупная налоговая задолженность. Механизм урегулирования с целью снижения задолженности законодательно установлен в не зависимости от характера, причин возникновения, статусного уровня налоговой задолженности. Задолженность есть смысл раскрывать в совокупности. Совокупная налоговая задолженность – это суммарный объем выявленных и подтвержденных налоговых недопоступлений, законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пени и присужденных штрафных санкций, в отношении которой применяется механизм урегулирования с целью ее снижения.

В не зависимости, какая задолженность рассматривается и анализируется, приостановленная или безнадежная к взысканию, недоимка временного характера или взыскиваемая, совокупность налоговой задолженности делится на две взаимосвязанные чередующиеся категории: урегулированная задолженность и неурегулированная задолженность.

Урегулированная задолженность подразумевает ту задолженность, в отношении которой применены методы урегулирования налоговым органом или налогоплательщиком: 1. Реструктуризация долгов; 2. Отсрочка, рассрочка или налоговый кредит по решению налогового органа; 3. Отсрочка, рассрочка по решению суда; 4. приостановление мер взыскания до принятия решения арбитражного суда, вышестоящего налогового органа по существу; 5. задолженность, в отношении которой применен весь порядок бесспорного взыскания, вплоть до передачи в Службу судебных приставов; 6. задолженность, в отношении которой инициирована процедура банкротства.

Неурегулированная задолженность состоит из задолженности безнадежной к взысканию, которую невозможно взыскать в силу определенных обстоятельств (смерть налогоплательщика, невозможность установления его фактического местонахождения, регистрация налогоплательщика по подложным документам, ликвидация в порядке банкротства и др.)., а также из недоимки, то есть величины налога неуплаченного в установленный срок, в отношении которой сроки применения мер взыскания и урегулирования путем изменения срока уплаты действительны.

Раскрывая структуру совокупной налоговой задолженности – урегулированной и неурегулированной (Рисунок 1), – необходимо отметить, что неурегулированная задолженность требует своевременного применения мер взыскания в судебном порядке, так и в бесспорном по мере выявления, что свидетельствует, в свою очередь, о выжидании перехода одного периода к другому – так называемой недоимки, способствующей нанесению экономического ущерба государству, в то время как урегулированная задолженность требует постоянного контроля за исполнением отсроченных и приостановленных сумм задолженностей к взысканию.


Рисунок 1. Структура совокупной налоговой задолженности

Врезка1


Врезка2Врезка3



Совокупная налоговая задолженность урегулирована путем применения мер бесспорного взыскания, в том числе Службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство, но в рамках Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» судебными приставами проведена работа по розыску предприятия, руководителя, применены меры по аресту имеющихся счетов в банке. В результате данной работы имущество не выявлено, движение денежных средств на счете отсутствует, юридическое лицо по адресу не находится, соответственно составляется акт о невозможности взыскания и возвращаются материалы в налоговый орган. Данная налоговая задолженность из урегулированной перешла в неурегулированную.

Реструктурируемая или отсроченная, рассроченная задолженность требует постоянного контроля выполнения условий реструктуризации или отсрочки, рассрочки, то есть своевременная уплата по утвержденному графику, текущих платежей, а также процентов за пользование бюджетными средствами налогоплательщиком. В случае нарушения налогоплательщиком–должником принятых условий, налоговый орган должен в сроки, установленные Налоговым кодексом, применить весь комплекс мер на взыскание задолженности, перешедшей в категорию неурегулированной задолженности.

Также стоит рассмотреть примеры перехода из неурегулированной задолженности в урегулированную. Недоимка, это часть налоговой задолженности, которая имеет временный характер. Своевременно принятые меры по урегулированию приводят недоимку в категорию урегулированной задолженности.

У многих организаций бюджетной сферы сохранилась старая задолженность в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования), которые была передана по состоянию на 1 января 2001 г. с фондов в налоговый орган с целью снижения задолженности фондов. В настоящее время данную задолженность можно считать безнадежной к взысканию, то есть находящейся в категории неурегулированной. Но в 2009 году по решению Правительства РФ, в рамках принятого постановления от 16.07.2009 г. № 581, эту задолженность можно реструктурировать на 10 лет, без уплаты процентов за пользование бюджетными средствами. Таким образом, реструктуриуемая задолженность уже является урегулированной, в отношении которой налоговый орган осуществляет контроль.

Анализ причин возникновения совокупной налоговой задолженности дает возможность не только классифицировать причины возникновения и роста неплатежей, но и определить некоторые меры по их устранению. Данные меры сами по себе не приведут к полному уничтожению налоговой задолженности, но в комплексе с другими действиями, как административного, так и экономического характера позволят предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям максимально снизить уровень задолженности по налоговым обязательствам. Благодаря внесенным изменениям и расширением списка оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию в ст. 59 НК РФ в 2010 г. позволит достигнуть снижения налоговой задолженности существенного прогресса в улучшении налогового администрирования задолженности, невозможной к взысканию.

Рационально проводить детальный анализ причин образования налоговой задолженности. Аушев Т.А. в своей диссертационной работе причины образования налоговой задолженности разделил на внутренние и внешние. Внутренние причины разделены в свою очередь на субъективно-психологические и организационные. Внешние – на экономические, политические, правовые, институциональные, общесоциальные и криминальные [1, с. 21].

Пронин С.Б. в своей работе выделяет следующие причины образования налоговой задолженности [2, с. 110]:

1) Макроэкономические причины – спад производства в стране; преобладание «ресурсорасточительных» технологий, которые сокращают платежеспособный спрос на отечественную продукцию; наличие дебиторской задолженности.

2) Психолого-экономические причины – отсутствие у многих руководителей современного экономического мышления либо наличие на крайне низком уровне налогового правосознания в обществе.

3) Причины экономико-правового характера – высокий уровень налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков, с одной стороны, и наличие возможностей уклонения от уплаты налогов с помощью различных схем. При этом действующее законодательство не дает налоговым органам действенных рычагов для обеспечения более полного сбора налогов, а предусмотренная законом ответственность за уклонение от их уплаты далеко не соответствует социальной опасности таких преступлений.

4) Причины организационно-управленческого характера, связанные с несвоевременно принятыми мерами, направленными на формирование элементов механизма ликвидации недоимок, совершенствование законодательной базы, мерами по урегулированию задолженности путем ее реструктуризации.

Автором проанализированы общие причины, оказывающие влияние на возникновение совокупной налоговой задолженности, и выявлены помимо вышеуказанных еще ряд причин, влияющие на рост совокупной задолженности. К данным причинам относятся:

  1. миграция предприятий-должников из одного субъекта РФ в другой.

Вследствие отсутствия целостной системы учета учредителей организаций (единой базы данных) на территории всей страны и как следствие, несвоевременное реагирование ФНС РФ на этапе регистрации таких предприятий приводит к неограниченному передвижению предприятий и чаще всего только на бумагах.

2. упрощенная процедура регистрации предприятий.

Минимальные требования к размеру уставного капитала организации приводят к тому, что отсутствует ответственность учредителей и руководителей организаций-налогоплательщиков и отсутствуют эффективные механизмы привлечения в отношении учредителей и руководителей за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

3. добровольная ликвидация предприятий.

Установленная процедура добровольной ликвидации согласно ст. 61 - 64 Гражданского кодекса РФ по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, может длиться годами, что приводит к признанию задолженности невозможной к взысканию. При ликвидации должника-организации Службой судебных приставов исполнительные документы передаются в ликвидационную комиссию (ликвидатору) в соответствии с п. 6 ст. 47 Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ. Законом не установлены сроки проведения процедуры ликвидации юридического лица и за торможение ликвидации не предусмотрены наказуемые меры.

4. упрощенная процедура прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей.

По условиям Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» налоговый орган обязан принять в пятидневный срок после принятия заявления от индивидуального предпринимателя, квитанцию об уплате госпошлины в размере 150 руб. и документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР необходимых сведений. То есть после проведенной налоговым органом проверки в отношении индивидуального предпринимателя и доначисленных сумм налогов, пени, штрафов, к примеру более 1 млн. руб., индивидуальному предпринимателю достаточно заплатить 150 руб. за прекращение деятельности. В результате этого порядок взыскания доначисленных сумм по результатам проверки кардинально меняется, отменяются меры бесспорного взыскания за счет денежных средств, за счет имущества и прекращаются процедуры банкротства, взыскание производится, как с физического лица, даже если это налоговая задолженность от предпринимательской деятельности.

В случае если предприниматель подает заявление о прекращении предпринимательской деятельности спустя шесть месяцев от срока исполнения предъявленного требования об уплате налога, пени и штрафа, то налоговый орган уже не вправе подавать заявление мировому судье о вынесении судебного приказа на взыскание налоговой задолженности. Данная задолженность автоматически становится невозможной к взысканию. Необходимо ввести в обязательное условие перед подачей заявления о прекращении предпринимательской деятельности проводить сверку по налоговым обязательствам и полностью погасить налоговые долги от предпринимательской деятельности, что приведет к ответственности физических лиц. Многоликость причин возникновения совокупной налоговой задолженности, требуют системного, совокупного подхода с целью ее снижения, а принципы действия механизма урегулирования налоговой задолженности позволят взаимоопределить налоговые отношения в государстве:

Принцип прозрачности основан на том, что открытость и доступность в информации о действиях пошаговых применяемых мерах урегулирования налоговой задолженности способствует эффективно­му исполнению налогоплательщиком своих обязанностей.
Принцип нейтральности и независимости. Субъект, как налоговый орган, налоговых отношений должен быть независим от налогоплательщиков, в отношении которых применятся меры взыскания, чтобы на деятельность налоговых органов не могло быть оказано никакого постороннего влияния.
Принцип стабильности означает, что законодательство о налогах и сборах и, соответствен­но, сама система по снижению налоговой задолженности должны оставаться постоян­ными и неизменными в течение как можно большего периода времени.
Принцип эффективности урегулирования налоговой задолженности состоит в том, осуществляемые действия в урегулировании неуплаченных налогов должны быть направлены на увеличение налоговых поступлений и снижению налоговой задолженности. Эффективность системы взыскания налогов и сборов означает минимизацию применяемых методов урегулирования неуплаченных налогов и максимизацию их положительного эффекта.
Принцип эластичности - система налогов и сборов должна обладать способностью реагировать на изменения социально-экономи­ческой ситуации в обществе края и страны и при этом оказывать на нее пози­тивное влияние. Вследствие этого конкретный налог может быть также оперативно изменен в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективны­ми нуждами и возможностями государства. Гибкость применяемых мер по урегулированию задолженности в форме зачетов, отсрочек, рассрочек, залога или поручительства связующее звено между государством и налогоплательщиком в налоговых отношениях.
Принцип оптимальности заключается в том, что в основу деятельности механизма урегулирования задолженности по налогам входит не только принудительная форма урегулирования долгов, где используются инструменты по снижению задолженности только в рамках установленных сроков взыскания, но и добровольная, предупредительная, обеспечительная, позволяющие оптимально формировать налоговые отношения в направлении по снижению налоговой задолженности.
Принципы реализации механизма урегулирования совокупной налоговой задолженности являются универсальным показателем снижения налоговой задолженности. Характерной чертой принципов реализации механизма урегулирования совокупной налоговой задолженности является их системность, означающая следую­щее: во-первых, каждый принцип выступа­ет частью всей совокупности принципов; во-вторых, каждый принцип системы самостоятелен, но не авто­номен; в-третьих, нарушение какого-либо одного из принци­пов затрагивает всю систему принципов в целом.

Специфика принципов построения механизма урегулирования налоговой задолженности сформулирована в результате неравенства субъектов налоговых отношений, поскольку, государство устанавливает прин­ципы посредством односторонне-властного характера. Целостность и действенность предложенных принципов реализации механизма урегулирования задолженности направлено на регулирование налоговых отношений и вы­ступает как определенная совокупность требований общества, предъявляемых к государству.


Литература:
  1. Аушев Т.А. Организационно-экономические предпосылки возникновения налоговой задолженности и пути ее сокращения. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.э.н.. – М. РАГС, 2004.
  2. Пронин С.Б. Обращение взыскания по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды на имущество организаций. – М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень». – 1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle