Библиографическое описание:

Глинская Е. Г. Совершенствование бухгалтерской и управленческой отчетности в организациях здравоохранения республики Беларусь [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 180-183.

В настоящие время актуальность проблемы совершенствования отчетности организаций здравоохранения Республики Беларусь обусловлена нехваткой бюджетного финансирования необходимого для реализации функций этих организаций и увеличением объемов внебюджетной деятельности.

В условиях рыночной экономики особенно важно определять финансовую устойчивость медицинского учреждения Республики Беларусь, состояние финансовых ресурсов, при котором оно может свободна маневрировать денежными средствами, чтобы путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс оказания населению страны медицинской помощью, гарантированной Конституцией Республики Беларусь, и оказания дополнительных медицинских услуг, а также осуществить затраты по расширению и обновлению технической базы организации. В условиях активно развивающих рыночных отношений в здравоохранении анализ финансово-хозяйственной деятельности медицинских учреждений приобретает фактическое значение, так как он становится основой их стратегии и тактики в условиях рыночной конкуренции. На основе информации содержащейся в отчетности, анализируют финансовое положение организации здравоохранения, контролируют платежеспособное организации, реальность составления смет, а также причин возникновения сложных финансовых ситуаций и получения убытков. Однако отсутствие разграничения бюджетной и внебюджетной деятельности в бухгалтерской отчетности, составляемой бюджетными организациями Республики Беларусь, не позволяет получить точные сведения о финансовом положении организации, затрудняет анализ, в результате чего может быть принято неправильное управленческое решение. Таким образом, на современном этапе одной из задач отчетности бюджетной организации здравоохранения должно стать предоставление достоверной и полезной информации о внебюджетной деятельности медицинской организации с целью адекватной оценки их финансового положения.

Состав, формы таблиц бухгалтерской отчетности бюджетных организаций, в том числе организаций здравоохранения, и порядок их заполнения определены постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 марта 2010 г. № 22 «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» [2]. В соответствии с постановлением организации здравоохранения предоставляют месячные (Месячный отчет о расходовании средств, выделенных из бюджетов (форма 1-М)), квартальные (Бухгалтерский баланс (форма 1), Отчет об исполнении бюджетной сметы (форма 2), Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам (форма 3), Отчет об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств (форма 4), Пояснительная записка (форма 16)) и годовые (Бухгалтерский баланс (форма 1), Отчет об исполнении бюджетной сметы (форма 2), Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам (форма 3), Отчет об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств (форма 4), Отчет о движении основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств (форма 5), Отчет о движении материальных ценностей (форма 6), Отчет о недостачах и хищениях имущества (форма 15), Пояснительная записка (форма 16)) формы отчетности.

Центральной формой финансовой отчетности является бухгалтерский баланс, основная цель составления которого – предоставление информации об имущественном состоянии организации, о ресурсах и источниках ее финансирования на конкретный момент времени, финансовом состоянии организации, о платежеспособности организации, образуемых фондах. В Республике Беларусь составляется единый баланс по бюджетным и внебюджетным средствам, что не позволяет предоставить пользователям отчетности полную информацию в связи с основной целью составления данного документа. Поэтому предлагается в бухгалтерском балансе помимо общего результата деятельности организации раздельно отображать бюджетную и внебюджетную деятельность. Также следует отметить, что содержание следующих форм отчетности также не предполагает разграничения бюджетной и внебюджетной деятельности: отчет о движении основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств (форма 5), отчет о движении материальных ценностей (форма 6), отчет о недостачах и хищениях имущества (форма 15). В данные формы бухгалтерской отчетности также необходимо внести изменения. Это связано с тем, что имущество, приобретенное за счет внебюджетных средств, включается в общие суммы показателей отчетов, что в значительной степени усложняет доступность информации, позволяющей контролировать расходование внебюджетных средств организации. По мнению автора, данное разделение обеспечит возможность правильно планировать расходы на следующий год, проводить своевременный анализ внебюджетной деятельности организаций непосредственно из данных отчетности без дополнительной выборки информации из регистров бухгалтерского учета и принимать обоснованные управленческие решения руководителем организации.

В условиях рыночной экономики главную роль в системе экономических показателей организации, в том числе организации здравоохранения осуществляющей внебюджетную деятельность, играет прибыль. Прибыль является важнейшим обобщающим показателем, характеризующим конечный результат деятельности организации. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности организации. Прибыль является важнейшим показателем для оценки производственной и финансовой деятельности организации, в том числе и бюджетной. Таким образом, возникает объективная необходимость бюджетными организациями, в том числе и организациями здравоохранения, осуществляющими внебюджетную деятельность, составлять форму отчетности, отражающую результаты финансовой деятельности организации. Данный отчет предоставит пользователям правдивую, полную и непредубежденною информацию о доходах, расходах, прибылях и убытках за отчетный период в бюджетной организации.

В связи с наличием в учете бюджетных и внебюджетных средств невозможно сформировать единую финансовую отчетность, на основании которой можно было бы получить полную, прозрачную отчетность по всем средствам учреждения, отражающей не только поступление, но и эффективность использования всех средств, а также финансовый результат. Возникает необходимость параллельно бухгалтерской отчетности развивать внутреннюю управленческую отчетность, так как в современных условиях развития общества информационные потребности и запросы руководителей не могут быть удовлетворены бухгалтерской отчетностью в полной мере по таким причинам, как: сложность понимания экономического содержания статей и форм бухгалтерской отчетности, их взаимосвязи; необходимость включения и оценки альтернативных действий (моделирование и прогнозирование); необходимость формирования информации с разным уровнем обобщения в зависимости от уровня управления; возрастание значимости оперативной информации, а не контроля уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности. Таким образом, для организации управленческого учета в организации здравоохранения Республики Беларусь необходимо разработать систему внутренней управленческой отчетности. По нашему мнению она должна представлять собой набор таблиц (ведомостей), в которых отражается информация в той детализации, которая необходима системе управления. Внутренняя отчетность должна обеспечить возможность быстрого обзора и оценки фактических результатов, их отклонений от цели, определения недостатков в настоящее время и на будущее, выбора оптимальных вариантов управленческих решений. Примерная форма внутренней управленческой отчетности для организаций здравоохранения Республики Беларусь в зависимости от уровня управления информации представлена в таблицах 1-3. Данные указанные в ведомостях приведенных выше, сформированы в детализации мест возникновения затрат, элементов и статей и дают системе управления полную информацию для анализа понесенных расходов. Детализированная информация по доходам (источникам финансирования) организации формируется в детализации необходимой системе управления. В частности, форма ведомости представлена в таблице 4.

Таблица 1

Отчет центров ответственности по расходам организации здравоохранения по предпринимательской деятельности (уровень 3)

Уровень 3 Отчет заведующего отделением

Затраты

Плановые расходы

Фактические расходы

Отклонение

Причина

Статья 1

Статья 2

…….

Статья n





Всего,

в том числе по показателям оказанных медицинских услуг





Таблица 2

Отчет центров ответственности по расходам организации здравоохранения по предпринимательской деятельности (уровень 2)

Уровень 2 Отчет заместителя по лечебной части

Затраты

Плановые расходы

Фактические расходы

Отклонение

Причина

Отделение 1, в том числе по элементам

Отделение 2, в том числе по элементам

…….





Итого прямые затраты, в том числе по элементам

Расходы вспомогательных и обслуживающих служб, в том числе по элементам

Всего по лечебной части,

в том числе по элементам

в том числе по показателям оказанных медицинских услуг





Таблица 3

Отчет центров ответственности по расходам организации здравоохранения по предпринимательской деятельности (уровень 1)

Уровень 1 Отчет главного врача

Затраты

Плановые расходы

Фактические расходы

Отклонение

Причина

По видам внебюджетной деятельности

Платные медицинские услуги, в том числе по элементам

Аренда, в том числе по элементам

…….





Итого, в том числе по элементам

Управленческие расходы, в том числе по элементам

Всего затрат по организации здравоохранения,

в том числе по элементам

в том числе по показателям оказанных медицинских услуг






Таблица 4

Ведомость доходов

Источник финансирования

Доврачебная помощь

Амбулаторно-поликлиническая

Стационарная помощь

Прочие услуги

Ито-го

Терапия (в том числе по отделениям)

Хирургия (в том числе по отделениям)

Диагностика (в том числе по отделениям)

1. Бюджетное финансирование








2.Внебюджетные средства, в том числе

Средства, поступившие от физических лиц
Средства, поступившие от организаций
Средства, поступившие от страховых организаций








ВСЕГО








На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что в современных условиях руководители организации активно используют данные отчетности для принятия оперативных управленческих решений и определения финансовых результатов деятельности организации. Составление отчетности бюджетными организациями Республики Беларусь по бюджетной и внебюджетной деятельности одновременно затрудняет их анализ, в результате чего может быть принято неправильное управленческое решение. Таким образом, предложения по совершенствованию бухгалтерской и управленческой отчетности медицинского учреждения обеспечат возможность правильно планировать расходы на следующий год, проводить своевременный анализ внебюджетной деятельности организаций непосредственно из данных отчетности без дополнительной выборки информации из регистров бухгалтерского учета и принимать обоснованные управленческие решения руководителем организации.


Литература:
  1. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник/ М.А. Вахрушина- Москва, Омега-Л, 2007.- 570 с.

  2. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 марта 2010 г. № 22 «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle