Библиографическое описание:

Макеева М. Ю. Управление транспортной отраслью в контексте экологической ответственности [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 229-231.

Транспорт оказывает значительное влияние на окружающую среду. Вместе с тем, в последнее десятилетие сильно возросла актуальность экологический проблем, связанных с этой отраслью хозяйства. На настоящий момент появилось немало технологических возможностей для повышения качества перевозки промышленных, торговых грузов и пассажиров со снижением вредного воздействия на окружающую среду. Использование технологический новшеств позволяет снизить загрязненность воздуха, воды, почвы, уменьшить уровень шума, производимого транспортом и удовлетворять растущие потребности промышленности в транспортных услугах, при этом учитывая необходимость сохранения окружающей среды и природных ресурсов.[5]

Транспорт влияет и изменят окружающую среду, и именно поэтому необходимо грамотное управление в этой области. Среди отрицательных примеров влияния транспорта на окружающую среду можно назвать:

  • загрязнение воздуха выхлопными газами и мельчайшими твёрдыми частицами,

  • загрязнение грунтовых вод токсичными стоками с автодорог, автомоек и стоянок автотранспорта,

  • шумовое загрязнение,

  • потеря городского жизненного пространства (до 50 % площади современных городов отводится на дороги, парковки, гаражи и заправочные станции) и разрастание пригородов, которые поглощают места обитания диких животных и сельскохозяйственные земли. [4]

Именно поэтому необходимо инвестировать с развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранение здоровья населения и планеты. При строительстве транспортных узлов, дорог, использовании различных видов топлива необходимо отдавать отчет о том, какие последствия может иметь неосторожный шаг.

Функционирование любого элемента техносферы, в том числе и транспорта, должно основываться на следующих принципах:

* Проведение количественной и качественной оценки общего и локального потребления природных ресурсов исходя из местных региональных и федеральных возможностей;

* Проведение количественной и качественной оценки влияния различных видов деятельности общества на состояние экологических систем, природных комплексов и природных ресурсов;

* Нормирование уровня антропогенных воздействий от различных видов деятельности общества, в том числе и объектов транспорта на природную среду;

* Обеспечение равновесия в кругообороте веществ и энергии путем ограничения воздействия на природу, исходя из ее возможностей по самоочищению и воспроизводству;

* Ограничения воздействия на природную среду с помощью различных методов и средств очистки выбросов в атмосферу, стоков в водоемы, отходов производства, физических излучений;

* Создание экологически чистых производств, технологий, подвижного состава, оборудования и транспортных систем;

* Использование методов экологической профилактики функционирования отраслей и объектов железнодорожного транспорта путем выполнения природоохранных мероприятий и внедрения технологических средств;

* Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды;

* Использование экономических методов в управлении охраной окружающей среды и рациональным природоиспользованием;

* Неотвратимость наступления ответственности за нарушение правил, норм, законов по охране окружающей среды. [1]

Железнодорожный транспорт по объему грузовых перевозок занимает первое место среди других видов транспорта, по объему перевозок пассажиров второе место после автомобильного транспорта. [3] Успешное функционирование и развитие транспорта зависит от состояния природных комплексов и наличия природных ресурсов, развития инфраструктуры искусственной среды, социально-экономической среды общества.

Состояние окружающей среды при взаимодействии с объектами железнодорожного и автомобильного транспорта зависит от инфраструктуры по строительству железных и автомобильных дорог и транспортных узлов, производству подвижного состава, производственного оборудования и других устройств, интенсивности использования подвижного состава и других объектов, результатов научных исследований и их внедрения на предприятиях и объектах отрасли.

При развитии и функционировании объектов железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта следует учитывать свойства природных комплексов – многосвязность, устойчивость, коммутативность, аддитивность.

В рамках государственной политики РФ до 2030 года планируется корректировка стратегии развития транспортной отрасли с целью снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Достижение данной цели будет способствовать созданию условий для снижения уровня техногенного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека и достижения международных экологических стандартов работы отрасли.

В рамках данной цели предполагается выработка и ввод в действие механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива, а также снижение энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран.

Важным резервом снижения объемов воздействий, выбросов и сбросов, количества отходов на всех видах транспорта является профессиональная подготовка персонала, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств. Другим резервом сокращения вредного воздействия транспорта на здоровье человека в рамках данной цели транспортной стратегии является рационализация маршрутов следования транспортных потоков.[2]

Таблица 1.

Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду. [2]

Наименование

Единицы измерения

2007

2015

2020

2025

2030

Снижение энергоемкости перевозок на железнодорожном транспорте (к уровню 2007 года):







- удельный расход электроэнергии на тягу поездов (поездная работа)

%

100,0

97,0

93,6

90,0

85,6

- удельный расход условного топлива на тягу поездов (поездная работа)

%

100,0

97,4

94,4

93,0

90,9

Снижение на железнодорожном транспорте общего пользования (к уровню 2007 года):







- выбросов загрязняющих веществ

%

100

85

70

53

30

- сброса недостаточно очищенных сточных вод

%

100

85

65

53

30

Объем загрязняющих вредных веществ от автотранспортного комплекса (к уровню 2007 года)

%

100

100

95

80

60

Доля альтернативных топлив в общем топливопотреблении автотранспортных средств

%

Менее 1

3

9

20

35

Доля парка грузовых автомобилей, использующих альтернативные виды топлива

%

3

7

10

25

35

Доля утилизации отходов (включая вторичную переработку) на автомобильном транспорте

%

Менее 50

51

65

75

90

Доля в общем объеме перевозок российских авиакомпаний самолетов, соответствующих требованиям главы 4 приложения 16 Конвенции ИКАО по уровню авиационного шума и эмиссии

%

30

45

70

85

100

Средний расход авиатоплива на единицу транспортной работы на воздушном транспорте

кг/ткм

0,53

0,48

0,38

0,33

0,27


Теоретически, реализация приведенных целей транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года должна обеспечить удовлетворение потребностей инновационного социально-ориентированного развития российской экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных с лучшими мировыми аналогами. Сбалансированное развитие транспортной системы страны позволит повысить конкурентоспособность товаров и услуг на мировых рынках; показатели мобильности населения приблизятся к уровню развитых стран, что будет одним из важнейших факторов повышения качества человеческого капитала в стране; снизится дифференциация по доступности транспортных услуг для различных регионов и социальных групп общества, снизится воздействие транспорта на окружающую среду, что, соответственно, повлечет за собой повышение качества жизни человека.


Литература:
1. Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. — М.: Лицей, 2001.
2. Проект Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, редакция на 28 июля 2008 года – М., 2008 – 183 с.
3. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2010. – 813 с.
4. Шишкина Л. Н. Транспортная система России / Шишкина Л. Н. — М.: 2003.
5. Экологически благополучные города. PollockPress 2011 (Интернет-ресурс)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle