Библиографическое описание:

Макеева М. Ю. Управление транспортной отраслью в контексте экологической ответственности [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 229-231.

Транспорт оказывает значительное влияние на окружающую среду. Вместе с тем, в последнее десятилетие сильно возросла актуальность экологический проблем, связанных с этой отраслью хозяйства. На настоящий момент появилось немало технологических возможностей для повышения качества перевозки промышленных, торговых грузов и пассажиров со снижением вредного воздействия на окружающую среду. Использование технологический новшеств позволяет снизить загрязненность воздуха, воды, почвы, уменьшить уровень шума, производимого транспортом и удовлетворять растущие потребности промышленности в транспортных услугах, при этом учитывая необходимость сохранения окружающей среды и природных ресурсов.[5]

Транспорт влияет и изменят окружающую среду, и именно поэтому необходимо грамотное управление в этой области. Среди отрицательных примеров влияния транспорта на окружающую среду можно назвать:

  • загрязнение воздуха выхлопными газами и мельчайшими твёрдыми частицами,

  • загрязнение грунтовых вод токсичными стоками с автодорог, автомоек и стоянок автотранспорта,

  • шумовое загрязнение,

  • потеря городского жизненного пространства (до 50 % площади современных городов отводится на дороги, парковки, гаражи и заправочные станции) и разрастание пригородов, которые поглощают места обитания диких животных и сельскохозяйственные земли. [4]

Именно поэтому необходимо инвестировать с развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранение здоровья населения и планеты. При строительстве транспортных узлов, дорог, использовании различных видов топлива необходимо отдавать отчет о том, какие последствия может иметь неосторожный шаг.

Функционирование любого элемента техносферы, в том числе и транспорта, должно основываться на следующих принципах:

* Проведение количественной и качественной оценки общего и локального потребления природных ресурсов исходя из местных региональных и федеральных возможностей;

* Проведение количественной и качественной оценки влияния различных видов деятельности общества на состояние экологических систем, природных комплексов и природных ресурсов;

* Нормирование уровня антропогенных воздействий от различных видов деятельности общества, в том числе и объектов транспорта на природную среду;

* Обеспечение равновесия в кругообороте веществ и энергии путем ограничения воздействия на природу, исходя из ее возможностей по самоочищению и воспроизводству;

* Ограничения воздействия на природную среду с помощью различных методов и средств очистки выбросов в атмосферу, стоков в водоемы, отходов производства, физических излучений;

* Создание экологически чистых производств, технологий, подвижного состава, оборудования и транспортных систем;

* Использование методов экологической профилактики функционирования отраслей и объектов железнодорожного транспорта путем выполнения природоохранных мероприятий и внедрения технологических средств;

* Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды;

* Использование экономических методов в управлении охраной окружающей среды и рациональным природоиспользованием;

* Неотвратимость наступления ответственности за нарушение правил, норм, законов по охране окружающей среды. [1]

Железнодорожный транспорт по объему грузовых перевозок занимает первое место среди других видов транспорта, по объему перевозок пассажиров второе место после автомобильного транспорта. [3] Успешное функционирование и развитие транспорта зависит от состояния природных комплексов и наличия природных ресурсов, развития инфраструктуры искусственной среды, социально-экономической среды общества.

Состояние окружающей среды при взаимодействии с объектами железнодорожного и автомобильного транспорта зависит от инфраструктуры по строительству железных и автомобильных дорог и транспортных узлов, производству подвижного состава, производственного оборудования и других устройств, интенсивности использования подвижного состава и других объектов, результатов научных исследований и их внедрения на предприятиях и объектах отрасли.

При развитии и функционировании объектов железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта следует учитывать свойства природных комплексов – многосвязность, устойчивость, коммутативность, аддитивность.

В рамках государственной политики РФ до 2030 года планируется корректировка стратегии развития транспортной отрасли с целью снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Достижение данной цели будет способствовать созданию условий для снижения уровня техногенного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека и достижения международных экологических стандартов работы отрасли.

В рамках данной цели предполагается выработка и ввод в действие механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива, а также снижение энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран.

Важным резервом снижения объемов воздействий, выбросов и сбросов, количества отходов на всех видах транспорта является профессиональная подготовка персонала, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств. Другим резервом сокращения вредного воздействия транспорта на здоровье человека в рамках данной цели транспортной стратегии является рационализация маршрутов следования транспортных потоков.[2]

Таблица 1.

Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду. [2]

Наименование

Единицы измерения

2007

2015

2020

2025

2030

Снижение энергоемкости перевозок на железнодорожном транспорте (к уровню 2007 года):







- удельный расход электроэнергии на тягу поездов (поездная работа)

%

100,0

97,0

93,6

90,0

85,6

- удельный расход условного топлива на тягу поездов (поездная работа)

%

100,0

97,4

94,4

93,0

90,9

Снижение на железнодорожном транспорте общего пользования (к уровню 2007 года):







- выбросов загрязняющих веществ

%

100

85

70

53

30

- сброса недостаточно очищенных сточных вод

%

100

85

65

53

30

Объем загрязняющих вредных веществ от автотранспортного комплекса (к уровню 2007 года)

%

100

100

95

80

60

Доля альтернативных топлив в общем топливопотреблении автотранспортных средств

%

Менее 1

3

9

20

35

Доля парка грузовых автомобилей, использующих альтернативные виды топлива

%

3

7

10

25

35

Доля утилизации отходов (включая вторичную переработку) на автомобильном транспорте

%

Менее 50

51

65

75

90

Доля в общем объеме перевозок российских авиакомпаний самолетов, соответствующих требованиям главы 4 приложения 16 Конвенции ИКАО по уровню авиационного шума и эмиссии

%

30

45

70

85

100

Средний расход авиатоплива на единицу транспортной работы на воздушном транспорте

кг/ткм

0,53

0,48

0,38

0,33

0,27


Теоретически, реализация приведенных целей транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года должна обеспечить удовлетворение потребностей инновационного социально-ориентированного развития российской экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных с лучшими мировыми аналогами. Сбалансированное развитие транспортной системы страны позволит повысить конкурентоспособность товаров и услуг на мировых рынках; показатели мобильности населения приблизятся к уровню развитых стран, что будет одним из важнейших факторов повышения качества человеческого капитала в стране; снизится дифференциация по доступности транспортных услуг для различных регионов и социальных групп общества, снизится воздействие транспорта на окружающую среду, что, соответственно, повлечет за собой повышение качества жизни человека.


Литература:
1. Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. — М.: Лицей, 2001.
2. Проект Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, редакция на 28 июля 2008 года – М., 2008 – 183 с.
3. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2010. – 813 с.
4. Шишкина Л. Н. Транспортная система России / Шишкина Л. Н. — М.: 2003.
5. Экологически благополучные города. PollockPress 2011 (Интернет-ресурс)
Основные термины: окружающую среду, вредного воздействия транспорта, окружающей среды, жилищной строительной отраслью, автомобильного транспорта, природных комплексов, подвижного состава, Управление жилищной строительной, природных ресурсов, Развитие корпоративной ответственности, объектов железнодорожного транспорта, техногенного воздействия транспорта, природную среду, примеров влияния транспорта, Управление транспортной отраслью, транспортных узлов, снижение энергоемкости транспорта, различных видов, объектов транспорта, транспортных услугах

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle