Библиографическое описание:

Казанцева С. А. Проблемы определения факторов, влияющих на формирование стоимости предприятия [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 183-188.

Эффективность управления стоимостью достигается при правильном построении процесса управления, где все стремления предприятия, методы и приемы направлены к одной общей цели: максимизировать стоимость, строя при этом процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости. Создание и внедрение процесса управления стоимостью основано на выявлении главных факторов стоимости, отборе тех из них, на которые может быть оказано влияние и по отношению к которым, чувствительность стоимости предприятия наиболее максимальна.

Предназначение факторов стоимости заключается в том, чтобы выделить ключевые и определить зависимость изменения величины стоимости от них. Именно поэтому факторы стоимости важны и им уделено особое внимание.

Факторы стоимости позволяют учесть как доходность предприятия, так и возможные риски и издержки инвестора. При этом необходимо установить взаимозависимость факторов друг с другом и определить степень влияния каждого из них на стоимость.

Фактор стоимости предприятия – это некая переменная, от которой зависит результативность предприятия (например, эффективность производства или удовлетворение потребностей) [, с. 115], и которая влияет на стоимость предприятия [, с. 16].

Процесс определения факторов стоимости Т. Коупленд подразделяет на три стадии: распознавание, установление приоритетов и институционализация. На стадии распознавания необходимо составить схему параметров стоимости, которые выявят систематическую связь элементов предприятия с процессом создания стоимости, а затем свести ее в единую схему. Установление приоритетов предполагает определение факторов стоимости, наиболее сильно оказывающих влияние на стоимость. Стадия институционализации основана на установлении факторов стоимости в систему измерения стоимости [, с. 115-120]. Единицей измерения факторов стоимости становятся показатели деятельности.

При выявлении факторов стоимости учитываются как финансовые, так и нефинансовые показатели деятельности предприятия.

Нефинансовые показатели должны служить определяющим показателем эффективности, а финансовые – должны суммировать результаты по мере их поступления. При этом в финансовых показателях отражены результаты эффективности в прошлом, значит, они больше обращены на прошлое, чем на будущее. Финансовые показатели отражают только лишь результаты деятельности предприятия, не раскрывая пути их достижения. Финансовые показатели не дают возможность проконтролировать эффективность инвестирования, но помогают проведению внешних сравнений, если имеются данные соответствующих показателей среднеотраслевых значений или значений в аналогичных предприятиях.

Нефинансовые показатели более сложные и всеобъемлющие и должны предсказывать будущие финансовые результаты. Нефинансовые показатели - это долгосрочные показатели, которые дают результаты не сразу, а только после завершения определенного периода деятельности предприятия. Нефинансовые показатели носят описательный характер, характеризуют процессы функционирования и напрямую не оказывают воздействие на формирование стоимости. Их нельзя сравнить со среднеотраслевыми значениями. Они характеризуют предприятие и дают основу для расчета финансовых показателей. Поэтому, финансовые и нефинансовые показатели необходимо использовать в совокупности друг с другом.

При различном разделении факторов на группы, большинство отечественных и зарубежных авторов выделяют внешние и внутренние факторы стоимости, которые состоят из финансовых и нефинансовых показателей. Факторы отражают социально-экономический уровень развития страны, региона, уровень развития отрасли, в которой предприятие функционирует, а также его текущее состояние и перспективы развития. Выявление и отслеживание их изменения и влияния на стоимость требует тщательной и основательной обработки. Для каждого предприятия такие факторы будут индивидуальны. Единство мнений отечественных и зарубежных авторов прослеживается и в том, что рассмотрение факторов стоимости необходимо производить в комплексе друг с другом, устанавливая их взаимосвязь и взаимозависимость. Данный факт, безусловно, дает потенциал к решению вопросов о максимизации стоимости, но не может составить объективной основы управления стоимостью предприятия, и позволить подойти к решению проблем управления стоимостью более обоснованно и эффективно, в виду сложности определения соподчинённости, всех выявленных факторов стоимости.

Согласно Т. Коупленду правильное определение факторов стоимости требует соблюдение трех принципов [, с. 115]:

- факторы стоимости должны быть непосредственно связаны с созданием стоимости для акционеров и доведены до всех уровней предприятия (всех звеньев организационной структуры). Данный принцип включает в себя единство цели, мнения, для всех работников предприятия, как для руководителей, так и для рядовых сотрудников;

- факторы стоимости должны быть выражены не только в финансовой, но и в операционной форме. Выявление нефинансовых факторов стоимости помогают понять, чем обусловлены текущие результаты деятельности и как они сложатся в дальнейшем. Это могут быть такие факторы, как развитие НИОКР, доля на рынке, обновление автопарка, расширение/сокращение активов;

- факторы стоимости должны отражать как текущую деятельность, так и долгосрочные перспективы роста. Анализ факторов стоимости должен выявить параметры, от которых зависит рост рентабельности от затрат на капитал, так же как и повышение текущей рентабельности инвестированного капитала. Например, сроки внедрения нового производственного процесса.

Необходимо строить работу по эффективному использованию таких факторов, которые оказывают наибольшее влияние на стоимость. Общие факторы стоимости одинаково хорошо применимы почти ко всем деловым единицам, но они не эффективны, если не используются на всех уровнях предприятия. Выявление факторов стоимости может оказаться для предприятия нелегким процессом, так как это требует индивидуального рассмотрения каждого производственного уровня. А системы отчетности предприятий не приспособлены для того, чтобы обеспечивать нужную, для выявления факторов стоимости, информацию. С помощью аналитических данных, основанных лишь на информации отчетностей всех уровней предприятия, невозможно определять достаточное количество ключевых факторов стоимости. Факторы стоимости необходимо рассматривать в комплексе друг с другом. Например, такой фактор, как повышение цены на товары (услуги) может существенно увеличить стоимость, но может и снизить, если повлечет за собой потерю значительной доли рынка. По этой причине при выявлении взаимосвязи между факторами стоимости необходимо рассматривать несколько вариантов их влияния (как правило, это оптимистический и пессимистический) на дальнейшее развитие предприятия. Согласование факторов стоимости с решениями позволяет сформировать структуру стоимости, которая в свою очередь облегчает принятие правильных долгосрочных решений [].

В зависимости от того, на каком этапе жизненного цикла находится предприятие, используют различные стратегии для максимизации прибыли и стоимости предприятия, тем самым факторы создания стоимости будут различны. Часть факторов оказывает сильное влияние на стоимость предприятия, однако их улучшение может потребовать значительных ресурсов и времени. Так, далеко не на всех рынках допустимо свободное манипулирование ценой, которое позволяло бы воздействовать на финансовые результаты предприятия. Часто цена диктуется рынком, и ее изменение происходит независимо от воли руководства предприятия. Необходимо учитывать этот факт, определяя для каждого финансового показателя стоимости процент возможного изменения в будущем, и максимально возможное изменение стоимости под воздействием иных рассматриваемых факторов стоимости. К финансовым показателям с точки зрения волатильности могут быть отнесены расходы на закупку сырья и материалов, цена продукции. Данные показатели также диктуются рынком, их влияние в разное время может быть неоднородным и не исключено, что они скажутся на финансовой устойчивости предприятия неблагоприятным образом. Необходимо проводить ранжирование факторов по степени значимости.

Выявление и отслеживание изменения факторов, и их влияния на стоимость требует тщательной и основательной обработки.

Рассмотрим содержание факторов стоимости более подробно.

1. Внешние факторы: факторы развития страны, региона, отрасли.

Факторы развития страны – это основные факторы, характеризующие текущее состояние и прогнозы развития, оказывают сильное влияние на формирование стоимости предприятия. Наиболее значимые факторы: ВВП, индекс потребительских цен, темпы инфляции, уровень экспорта/импорта продукции, изменение мировых цен, уровень инвестиций, уровень политической стабильности; стратегические программы правительства, колебания курсов валют, изменение процентных ставок, уровень средней заработной платы, уровень безработицы в стране.

Кроме того, такие факторы как индекс потребительских цен, темпы инфляции, уровень инвестиций, уровень средней заработной платы, уровень безработицы, необходимо рассматривать не только в отношении страны, но и относительно регионов, в которых функционирует предприятие.

Данные факторы формируют мнение об уровне развития и инвестиционной привлекательности территории расположения предприятия: страны, региона.

Следующим уровнем внешних факторов выделим отрасль, к которой относится предприятие, особенности и перспективы ее развития. Отраслевые факторы обусловливают особенности деятельности предприятия, влияя на его инвестиционную привлекательность, ликвидность, рыночную стоимость. Вместе с этим, среднеотраслевые данные могут не совпадать с данными конкретного предприятия, поэтому, их необходимо корректировать в соответствии с особенностями функционирования предприятия.

Большинство российских предприятий проблему конкурентоспособности сводят к конкурентоспособности товаров. Однако при формировании политики управления стоимостью необходимо учитывать именно конкурентоспособность предприятия в целом, а не товаров в отдельности, так как именно конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному периоду жизненного цикла предприятия.

Вышеперечисленные факторы, отражающие состояние и развитие страны, региона, отрасли необходимо рассматривать не только на текущий момент, но и с точки зрения долгосрочной перспективы, то есть учитывать прогнозные оптимистический и пессимистический варианты дальнейшего их изменения.

Таким образом, совокупное влияние внешних факторов обусловливает инвестиционную привлекательность страны, региона, отрасли предприятия. Низкая инвестиционная привлекательность отрицательно влияет на рыночную стоимость предприятий. Низкая рыночная стоимость (недооцененность) предприятий может быть вызвана тем, что риск вложения средств инвесторов в страну (регион) с низкой инвестиционной привлекательностью высок. В этих условиях действия самих предприятий, направленные на инвестиционную привлекательность, являются недостаточными. Необходимы мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности страны, что приведет и к повышению привлекательности отдельных регионов, отраслей, а вместе с этим и к повышению привлекательности самих предприятий.

2. Внутренние факторы отражают деятельность предприятия.

Основными внутренними факторами, влияющими на формирование стоимости предприятия, являются факторы, отражающие финансово-хозяйственное состояние предприятия, имидж предприятия и степень его открытости.

Эффективность системы бизнеса отражают нефинансовые показатели процесса функционирования предприятия, которые включают в себя историю создания предприятия, организационно-правовую структуру, распределение собственного (акционерного) капитала между учредителями (акционерами), производственные мощности, долю предприятия на рынке, лицензирование деятельности, наличие зарегистрированных нематериальных активов (патенты, товарные знаки).

Хозяйственный процесс всегда связан со множеством событий, имеющих объективный и субъективный характер, влияние которых может проявляться и учитываться в управленческом процессе по-разному. Некоторые события немедленно отражаются на состоянии имущества и обязательствах предприятия, другие изменяют их потенциально. Текущая деятельность предприятия, обоснование инвестиционного решения, выбор источника финансирования и другие подобные действия не затрагивают имущественного и финансового положения предприятия непосредственно, но их необходимо квалифицировать как факты хозяйственной жизни и, безусловно, учитывать при формировании факторов стоимости предприятия.

Имидж оказывает значительное влияние на развитие предприятия. Создание и укрепление имиджа происходит в течение длительного периода времени, с учетом истории деятельности предприятия. Положительный имидж, степень узнаваемости предприятия формируется, в первую очередь за счет качества и гарантий. Чем более узнаваемо предприятие, чем больше положительных отзывов о его деятельности, тем оно наиболее сильное в конкурентной борьбе.

Производственный потенциал предприятия определяет перспективу и горизонт развития предприятия. Он оказывает существенное влияние на формирование рыночной стоимости предприятия. Как показывает практика, большинство российских промышленных предприятий создано на базе советских государственных предприятий, с имеющейся материально-технологической базой. Основная часть таких предприятий не имеют возможности внедрения инновационных процессов, обновления основных фондов, улучшения технологического процесса, увеличения производственной мощности, в связи с отсутствием достаточного количества денежных средств. Результатом данных обстоятельств является низкое качество продукции и снижение спроса на данную продукцию. Таким образом, предприятия, не имеющие возможности обновления технологического процесса, в соответствии с научно-техническим прогрессом, являются неэффективными, чаще всего темпы роста расходов превышают темпы роста доходов. Рыночная стоимость таких предприятий может снижаться в короткий период времени на значительную величину. Производственный потенциал предприятия создается наличием лицензий, нематериальных активов, основных фондов, уровнем запасов, технологическим процессом, производственной мощностью.

Наряду с вышеперечисленными внутренними факторами выделим факторы, отражающие степень открытости предприятия. При рассмотрении степени влияния открытости предприятия на стоимость, к закрытым предприятиям относим все предприятия, акции которых не обращаются на фондовом рынке или не выпускаются по определению. Данные факторы рассматривают условия распределения акционерного (уставного) капитала, размер пакета акций (доли в уставном капитале), его распыленность, контрольность, ликвидность предприятия. Кроме этого, на величину стоимости предприятий открытого типа оказывают влияние такие факторы, как наличие спроса и предложения на акции предприятия, активность рынка, влияние государства, выступающего в качестве акционера. Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость предприятия, является показатель ликвидности предприятия. Ликвидность включает в себя и ликвидность рынка, ликвидность активов и ликвидность самого предприятия. Фактор ликвидности оказывает достаточно сильное влияние на рыночную стоимость предприятия. Повышение ликвидности ведет к увеличению рыночной стоимости предприятия.

Далее сформированы факторы, влияющие на формирование рыночной стоимости предприятия, которые представлены на рисунке 1.






















Рисунок 1. Факторы, влияющие на формирование рыночной стоимости предприятия

Так существует прямая взаимосвязь между стоимостью предприятий и экономическими факторами, такими как благосостояние населения, валовой внутренний продукт, производительность труда, уровень занятости. Предприятие создает свою стоимость под влиянием внешних факторов, и его деятельность непосредственно зависит от их колебания. При этом динамика развития предприятия, его финансовые показатели, спрос на продукцию создают базу для определения состояния и развития отрасли, в которой задействовано предприятие. В свою очередь, факторы развития отрасли влияют на экономические факторы, формирующие в итоге положение региона, страны. Таким образом, совокупность внешних и внутренних факторов изменяясь в течение времени, влияет на стоимость предприятия и, вместе с этим формирует развитие отрасли, региона, страны.

Факторы, создающие стоимость между собой тесно переплетаются и взаимосвязаны. Рассматривать влияние факторов на стоимость обособленно друг от друга не целесообразно, это может привести к неправильным конечным результатам.

Влияние факторов на стоимость предприятия различно для каждого предприятия, и зависит от специфики деятельности предприятия, этапа жизненного цикла, особенностей управления.

Как советуют, Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин [] для того, чтобы видеть общую картину деятельности предприятия и глубинные причины возникновения проблем, достаточно пяти – десяти ключевых факторов стоимости, верхний предел может достигать двадцати. При использовании более 20 факторов стоимости, предприятие может столкнуться с трудностями при выборе тех, которым следует уделять основное внимание. Главной ступенью в этапе выявления факторов, влияющих на стоимость, является выработка мнения о положительном или отрицательном влиянии факторов на стоимость предприятия. Обозначить степень влияния факторов возможно только при более детальном тщательном рассмотрении и изучении деятельности предприятия, в результате которого предлагается из всего множества факторов выделять и в дальнейшем учитывать не более 20 ключевых. Анализируя деятельность предприятия, и сравнивая факторы стоимости необходимо отвечать на вопрос, какой из факторов имеет наибольшее воздействие на развитие предприятия (метод парных сравнений), и дать им оценку. Для простоты и удобства работы в дальнейшем с выбранными факторами необходимо произвести «оцифровку», приписывая категориям численные значения – баллы, см. таблицу 1.

Таблица 1

Шкала стратегической значимости влияния факторов

Степень влияния факторов на стоимость

Баллы

низкая

1

ниже средней

2

средняя

3

выше средней

4

высокая

5

очень высокая

6

Данная шкала позволяет из всего множества факторов выделить ключевые, обработка которых в дальнейшем необходима для формирования стоимости предприятия. В результате ранжирования предлагается использовать предпочтительно, категории: «выше средней», «высокая» и «очень высокая», то есть 4 и более баллов.

При работе с факторами стоимости использование автоматизированных систем не является предпочтительным фактом, так как не дает возможности рассмотреть всю цепочку влияния факторов друг на друга, а, значит и их влияния на стоимость. Таким образом, может сработать принцип GIGO - «мусор на входе - мусор на выходе», при котором компьютерная обработка данных сама по себе не делает получаемые результаты более достоверными.

Факторы стоимости напрямую зависят от качества и количества имеющейся информации: чем более полная информация имеется, тем ранжирование факторов по значимости, оказывающих влияние на стоимость предприятия сегодня и в перспективе, будет более точным.

Литература:

  1. Григорьев В. В., Федотова М. А. Оценка предприятий: Теория и практика. М.: ИНФРА-М, 1997.

  2. Егерев И.А. Стоимость бизнеса: искусство управления: Учеб.пособие. М.: Дело, 2003. 480 с.

  3. Егерев И.А. Факторы управления стоимостью: выявление и анализ. //Вопросы оценки. 2000. - №3.

  4. Козырь Ю.В. Стоимость компании: оценка и управленческие решения.-М.:Издательство «Альфа-Пресс», 2004. – 200с.

  5. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление.-3-е изд., перераб. и доп./Пер.с англ. – М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 576 с.: ил.

  6. Мордашов С.Н. Рычаги управления стоимостью компании // Рынок ценных бумаг. 2001. №15.

  7. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)/А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, М.А. Эскиндаров, Т.В. Тазихина, Е.Н. Иванова, О.Н. Щербакова. – М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003. – 544 с.

  8. Самохвалов В. Как определить ключевые финансовые факторы стоимости? // Журнал «Управление компанией». 2004. - №5.

  9. Скотт М.Факторы стоимости: Руководство для менеджера по выявлению рычагов создания стоимости / Пер. с анг. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2000. – 432 с.

  10. Управление стоимостью: Оценочные технологии в управлении предприятием: Учеб. пособие по специальности «Финансы и кредит» / В.В. Криворотов, О.В. Мезенцева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -111 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle