Библиографическое описание:

Нардин Д. С., Коробова М. А. Повышение экономической эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства продукции птицеводства на основе внедрения инновационных технологий [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 40-42.



Промышленное птицеводство представляет собой комплексную интегрированную систему, включающую все технологические процессы от воспроизводства птицы до производства готовой продукции и ее реализации.

Кризисные явления в России привели к резкому снижению производства птицепродуктов отечественными предприятиями. Однако и сегодня птицеводство остается наиболее реальным источником пополнения ресурсов продовольствия в стране, поэтому решение проблемы повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства продукции птицеводства имеет в настоящее время важное практическое значение.

Повышение эффективности птицеводства предполагает дальнейшее становление и развитие в отрасли рыночных отношений и на этой основе усиление зависимости птицеводческих предприятий от потребителей продукции птицеводства, создание в отрасли конкурентной среды и, соответственно, рост производства и сбыта яиц и мяса птицы.

В современных условиях хозяйствования важное значение имеет развитие инновационного процесса в птицеводстве, который представляет собой постоянное и непрерывное превращение идей на основе научных разработок в новые организационно-экономические и технологические решения с доведением их до использования непосредственно в производстве с целью получения высококачественной продукции с минимальными трудовыми и материальными затратами [2].

Анализ инновационной деятельности в промышленном птицеводстве на большинстве предприятий отрасли осуществляется в незначительных объемах и не имеет системного характера. Инновационная активность проявляется, во-первых, в новых интегрированных структурах (с преобладанием частных инвестиций); во-вторых, в опытных и племенных хозяйствах (с преобладанием государственных и собственных инвестиционных ресурсов); в-третьих, на передовых предприятиях, сохранивших свой экономический потенциал в период кризиса (с использованием для инвестиций собственные и кредитные ресурсы).

Универсального сценария инновационного развития предпринимательской деятельности в промышленном птицеводстве для всех регионов страны не существует, так как они разнятся не только по инвестиционной привлекательности, но и по природно-климатическим условиям. Поэтому в каждом регионе для динамичного развития промышленного птицеводства нужен свой научно обоснованный подход.

В данной статье будут рассмотрены вопросы повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства продукции птицеводства на основе внедрения инновационных технологий на примере ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии с учетом развития следующих направлений:

- закупка нового оборудования;

- повышение эффективности каналов реализации.

Федеральное государственное унитарное предприятие экспериментального племенного хозяйства Сибирского научно-исследовательского института птицеводства Российской академии сельскохозяйственных наук (ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакаденмии), более известное как «Птицефабрика Морозовская», с момента основания пользовалась доверием десятков птицефабрик страны как научная площадка, с 1968 года занимающаяся племенным разведением птицы мясных пород. Конечному же потребителю продукция была почти недоступна.

Как племенное хозяйство, производящее небольшие объемы продукции, и сегодня ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии придерживается классических технологий выращивания птицы на растительных кормах, игнорирует химические препараты и не использует инъектирование. Непосредственно влияя на вкусовые качества продукции, эти факты не остаются без внимания конечного потребителя.

В 2009 г. на птицефабрике содержалось 22 000 голов кур взрослых, 79 000 голов молодняка на выращивании и было проинкубировано 946 000 яиц. Для удовлетворения спроса конечного потребителя с 2010 года предприятие начало увеличивать производство мяса птицы, чтобы довести его до объемов, способных удовлетворить потребности покупателей. Кардинальному решению данной задачи, стоящей перед предприятием, в полной мере будет способствовать активизация инновационной деятельности [3].

Проведя анализ технологических процессов от воспроизводства птицы до производства готовой продукции и ее реализации было выявлено, что на ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии наблюдается большое количество потерь на этапе инкубации яйца.

Для инкубации яиц на предприятии предназначены инкубаторы ИУП-Ф-45 (инкубатор универсальный предварительный) в комплекте с выводными инкубаторами ИУВ-Ф-15 (инкубатор универсальный выводной), приобретенные еще в советский период. Загрузка всего шкафа в них производится единовременно. На вывод яйца переносят на 20-й день инкубации. Емкость выводного шкафа составляет 16016 шт.

У большинства инкубаторов срок службы давно закончился, конструктивные решения этих инкубаторов также устарели и они по основным техническим характеристикам уступают современным инкубаторам «западного» производства. Можно назвать следующие недостатки инкубаторов ИУП-Ф-45/ ИУВ-Ф-15:

- сейчас ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии используется значительно более интенсивный кросс птицы, чем раньше (кросс кур мясных пород «Смена 7», созданный специалистами хозяйства, который отличается высокой продуктивностью). Более интенсивно (с большим выделением тепла) в них проходят обменные процессы и на стадии эмбрионального развития. Поэтому инкубаторы, разработанные еще в советский период, не обеспечивают оптимальных температурно-влажностных параметров инкубации яиц такого кросса, в частности – не обеспечивается надежный отвод тепла, оптимальный газовый состав воздуха в инкубационных и выводных шкафах;

- большие перепады температуры в разных местах инкубационного и выводного шкафов, которые достигают до 20С, что значительно больше, чем в инкубаторах заграничного производства;

- устарелость конструкции основных механизмов и средств автоматизации, несоответствие их современным требованиям;

- инкубаторы ИУП-Ф-45/ ИУВ-Ф-15 могут надежно работать только в определенном диапазоне температур в инкубатории. Системы же создания микроклимата инкубаториев физически изношены и надлежащей замены им нет;

- вывод цыплят в инкубаторах ИУП-Ф-45/ИУВ-Ф-15 намного ниже, чем в инкубаторах западного производства, хуже также качество выведенного молодняка и его жизнеспособность, что является следствием выше перечисленных недостатков.

Рассмотрев данную проблему, можно предложить в рамках повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства продукции птицеводства на основе внедрения инновационных технологий заменить устаревшие инкубаторы ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии на высокотехнологичное оборудование всемирно известной компании «Chick Master» (США-Великобритания). «Chick Master» предлагает широкий ассортимент инкубаторных модулей. Комбинирование гибких производственных модулей серий Avida, а также использование многоступенчатых систем из нержавеющей стали позволит приобрести инкубаторы, конкретно спроектированные для птицефабрики. Система рекуперации и отвода тепла экономична и быстро окупится.

Вместимость каждой из инкубационных машин этой фирмы составляет 126720 яиц, что в десять раз больше по сравнению с ИУП-Ф-45. В каждую из выводных машин можно одновременно заложить 31680 яиц, что также в два раза больше, чем в ИУВ-Ф-15 [1]. Замена инкубаторов позволит в два раза увеличить количество проинкубированных яиц (на 946 000 штук), и, соответственно, выручку от реализации продукции на 74642,0 тыс. руб. (выручка от реализации продукции мяса птицы увеличится на 12563,0 тыс. руб.).

Основными каналами реализации продукции ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии являются сети супермаркетов «Холидей» и «Семейный», супермаркет «Океан», также реализация произведенной и переработанной продукции осуществляется через поставщиков (в большинстве это индивидуальные предприниматели), через собственные торговые точки (на ярмарках).

Увеличение количества валовой продукции при внедрении новых инкубаторов потребует повышения эффективности каналов реализации продукции.

При обосновании оптимизации сбыта необходимо исходить не только из анализа прибыльности, но также и емкости – в целях избежания существенных потерь в будущем. Погоня за сиюминутной выгодой может привести к разрыву экономических связей с потребителями, предлагающими пониженный уровень цен, но способными обеспечить гарантированное потребление большого объема товара в долгосрочной перспективе. Причем, при реализации продукции птицефабрики переоценить значение этого фактора невозможно, учитывая ее скоропортящийся характер.

Оптимизация каналов реализации птицеводческой продукции ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии проводилась внутри продажи предприятиям и организациям на примере реализации продукции мяса птицы.

Наиболее крупными покупателями являются:

- гипермаркет «АШАН» (1 400 ц);

- центр оптовой торговли «Метро С&С» (1 500 ц).

Сфера деятельности данных организаций – продажа продуктов питания и товаров для дома.

Исходя из предложений организаций, максимальная цена складывается при продаже гипермаркету «АШАН», при этом большая часть птицеводческой продукции реализуется центру оптовой торговли «Метро С&С» по ценам, существенно уступающим ценам, предлагаемым гипермаркетом «АШАН». Гипермаркет «АШАН» является перспективным партнером с точки зрения емкости, поскольку в динамике увеличивает объемы закупок.

Если предприятие пересмотрит объемы сбыта данным организациям, то это позволит увеличить выручку от реализации продукции на 37 тыс.руб. ежедневно.

Совокупный эффект от закупки нового оборудования и повышения эффективности каналов реализации основного вида продукции – мяса птицы, составит 12 600 тыс. руб.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что даже в рамках тех направлений, которые были рассмотрены в данной статье, ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии имеет возможность повышения экономической эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства продукции. Но для этого необходима инновационная активность, проявляющаяся в конкретной инновационной политике, осуществляемой путем разработки и реализации инновационной стратегии и поддержки перспективных инновационных проектов.


Литература:

  1. ООО «Техвет» - эксклюзивный представитель «Chick Master» в России – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://37243.ru.all-biz.info/

  2. Птицеводство – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.atemar.ru/pticevodstvo.htm

  3. ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.plemptica.ru/index.php


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle