Библиографическое описание:

Мусагалиев А. Ж. Эффективные пути совершенствования налогового механизма хозяйствующих субъектов [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 127-128.


В статье говорится о налоговой нагрузке хозяйствующих субъектов в частности, по налогу на прибыль и на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов. Освещены вопросы совершенствования налогового механизма юридических лиц путем дальнейшего снижения налоговых ставок.
В целях защиты интересов общества, государство осуществляет определенную политику в различных сферах жизнедеятельности. Экономических функций правительства много, и они разнообразны. Фактически экономическая роль правительства осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. Можно рассмотреть основой для анализа нижеследуюющие формы экономической деятельности правительства, учитывая неизбежность их частичного совмещения. Некоторые экономические задачи правительства поддерживают и облегчают функционирование рыночной системы. Здесь можно отметить следующие виды его деятельности:
1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики.
2. Защита конкуренции.
Защищая здоровую конкуренцию, правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. При этом, следует подчеркнуть следующие функции правительства:
  • перераспределение дохода и богатства;
- корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру, т.е. диверсификация национального продукта;
- стабилизация экономики путем контроля за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста путем совершенствования налогового механизма.
В налогообложении хозяйствующие субъекты рассматривают большинство налогов как издержки производства, в частности: налог на имущество, земельный налог, налог за пользование водными ресурсами, налоги и специальные платежи для недропользователей, также платежи во внебюджетные целевые фонды. Поэтому повышение налогов, скажем от оборота или имущества, увеличивает издержки производства, что сокращает предложение. Напротив, дотации считаются “налогом наоборот”. Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.
Следует отметить, что из опыта зарубежных стран федеральный налог на прибыль корпораций является пропорциональным налогом с единообразной ставкой. Но это предполагает, что владельцы корпорации (т.е. держатели акций) несут всю тяжесть налога. Некоторые эксперты по вопросам налогообложения предполагают, что по крайней мере часть налога переносится на потребителя в форме более высокой цены на продукцию. Перенесенная на потребителя часть налога носит регрессивный характер по аналогии с налогом от оборота.
Традиционная точка зрения состоит в том, что предприятие, которое устанавливает на свою продукцию цены, обеспечивающие максимальную прибыль, и производит продукцию, предполагающую получение высоких прибылей, не имеет оснований изменять цены или объем выпуска, когда вводится налог на прибыль корпорации. Такое соотношение цены и объема производимой продукции, которое влечет наибольшую прибыль перед вычетом налога, так и останется наиболее прибыльным и после того, как правительство изымет определенный процент из прибыли юридических лиц в виде подоходного налога. В соответствии с этой точкой зрения владельцы акций компании (т.е. ее собственники) вынуждены принять тяжесть налогообложения в форме более низких дивидендов или меньшей суммы нераспределенной прибыли.
На наш взгляд, наблюдается недостаток в вопросах, связанных с налогообложением прибыли юридических лиц. Здесь речь идет о проблеме двойного налогообложения: та часть дохода предприятий, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды – первый раз как часть прибыли юридических лиц и второй раз как часть личного дохода владельца акции.
Рассмотрим налоговую нагрузку, уплачиваемую юридическими лицами от прибыли и от доходов, выплачиваемых в виде дивидендов и процентов за период 2006-2011 гг. в Республике Узбекистан (табл. 1).

Таблица 1

Динамика снижения налоговой нагрузки от прибыли юридических лиц

в Республике Узбекистан (в %-х) [1, c.1]


Период

Ставки налогов

Совокупная ставка двух налогов (гр.2 + гр.3)

Изменение к предыдущему году (+,-)

на прибыль юридических лиц

на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов

1

2

3

4

5

2006 г.

12

10

22

х

2008 г.

10

10

20

- 2

2010 г.

9

10

19

- 1

2011 г.

9

10

19

-

По данным табл.1 за анализируемый период совокупная ставка двух налогов т.е., налога на прибыль и на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов составляет в 2006 году 22 %. Общая тенденция динамики изменения налоговых нагрузок по годам наблюдается снижение ставок, в частности 2008 году на 2 пункта по отношению к 2006 г., в 2010 году на 1 пункт по отношению к 2008 г. В конечном итоге 2011 году он составляет 19 % общей сложности, что на 3 пункта ниже, чем в 2006 году.
Таким образом, мы считаем целесообразным дальнейшее стимулирование снижения налоговых нагрузок путем совершенствования налогового механизма. Это позволит эффективно формировать бюджетные поступления, не только снижая ставки налога на прибыль, но также поэтапно уменьшая ставки налога на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов. Эти меры служат обеспечению стабильного роста реальных доходов населения и устойчивого развития финансового состояния хозяйствующих субъектов.

Литература:

  1. Постановление Президента Республики Узбекистан ПП-1449 от 24 декабря 2010 года “О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2011 год”.
  2. Абдурахманов О.К. Налоговые системы с переходной экономикой: Монография. – М.: «Палеотип», 2005. – с. 376.
  3. Александров И. Налоги и налогообложение.: Учебник. – М.: Дашков и К”, 2006. – с. 312.
  4. Маматов З.Т., Мирзаев Т.К., Чен И.А. Налоговый менеджмент: Учебное пособие. – Т.: Налоговая академия ГНК РУз., 2008. – с. 156.
  5. Пепеляев С.Г. Налоги: реформы и практика. - М. «Статут», 2005. - с. 287.
  6. Тошмуродова Б.Э. Налоговый контроль.: Учебное пособие. – Т.: “Iqtisod-moliya”, 2007. с. 120.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle