Библиографическое описание:

Митрофанова И. А., Пичугин А. В. Модернизация системы налогообложения в посткризисной фазе российской экономики [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 69-71.

Разразившийся мировой экономический кризис обусловил необходимость внесения изменений в сферу налогообложения. Глобальный кризис, обернувшийся для России экономическим спадом, падением цен и оттоков капиталов, поставил необходимость поиска сценариев реформирования налогового бремени.

В совокупности со снижением налоговых баз, связанным с падением объемов производства и цен, указанная мера привела к резкому снижению налоговых доходов, как в целом, так и по отдельным налогам.

Налог на добавленную стоимость (НДС). Целый ряд принятых в срочном порядке изменений направлен на совершенствование администрирования НДС, а также его исчисления и уплаты.

В условиях финансового кризиса действующий механизм уплаты НДС способствует дефициту оборотных средств у налогоплательщика и ухудшает его финансовое положение, что соответственно, неизбежно приведет к снижению налоговых поступлений, поэтому был изменен и порядок его уплаты. Теперь налог платиться не единовременно 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, а ежемесячно в размере одной трети платежа в течение трех последующих месяцев.

Существенные проблемы налогового механизма НДС связаны с применением нулевой ставки налога. Сбор документов, обосновывающих применение нулевой ставки, увеличен до 270 дней. При этом на 2009 год для подтверждения применения льготы предоставлено право подавать в налоговые органы не копии таможенных деклараций, а реестры таможенных деклараций. Был принят также ряд частых решений на местах, упрощающих уплату НДС в отдельных ситуациях.

Акцизы. Совершенствование акцизного налогообложения связывается, прежде всего, с механизмом предотвращения ухода от их уплаты. Нужно отметить, что у предпринимателей в наличии в настоящее время достаточное количество соответствующих легальных схем. Например, зачастую используется так называемая спиртосодержащая схема, по которой налогоплательщик с целью получения налоговых вычетов в большем объеме в качестве сырья использует не этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию. Эту проблему предлагается устранить следующим образом: в действующий порядок будут внесены изменения, которые продекларируют возможность получения налоговых вычетов только в том случае, если использованное для производства алкогольной продукции исходное сырье будет соответствовать нормативной документации.

Что касается ставок акцизов, то механизм их индексации отменен не будет. В 2010 году сохранены без изменения ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторное масло, однако существенно увеличена ставка акциза на прямогонный бензин, что позволит создать невыгодные условия для получения автомобильного бензина путем смешения прямогонного бензина с присадками, повышающими октановое число бензина, поскольку получается бензин низкого качества [2, С. 24].

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Ставку НДФЛ в ближайшей перспективе пересматривать не планируется, хотя в Государственную Думу неоднократно вносились предложения о введении прогрессивной шкалы налогообложения, что соответствует мировой практике. Однако начавшаяся тенденция «теневой» выплаты заработной платы делает пока такой подход нерациональным [7, С. 29].

Стандартные налоговые вычеты, которые предоставляются каждому работнику в размере 400 рублей, теперь ограничиваются не 20 000, 40 000 рублями. Эта мера вызвала существенное выпадение доходов бюджетов регионов, но практически не повлияла на их материальное положение, поскольку налоговая выгода составляет только 56 рублей в месяц. Что касается стандартных налоговых вычетов на ребенка, увеличенных с 600 до 1 000 рублей, то очевидно, что эта мера на демографическую ситуацию не повлияет, 130 рублей экономии на налогах не помогут родителям вырастить ребенка, а вот на доходы бюджета эта мера окажет крайне негативное влияние [6].

Практика показывает, что весьма значительный контингент налогоплательщиков пользуется имущественными налоговыми вычетами на приобретение или строительство жилья. Начиная с конца 2008 года, реализация жилья резко сократилась, хотя цены несколько снизились: непредсказуемость будущих доходов вынуждает многих потенциальных покупателей отказаться от своих намерений. В связи с этим, а также, учитывая, что государство не может обеспечить жильем всех нуждающихся, с 2009 года было принято решение об увеличении имущественного вычета на приобретение и строительство жилья до 2 000 000 рублей, то есть реальная выгода налогоплательщиков составит 260 000 рублей, что может явиться стимулом для соответствующего вложения средств.

Налог на прибыль организаций (НПО). Значительным корректировкам подверглись и положения, посвященные НПО. Снижение НПО стало следствием роста заемных средств и увеличения объема заимствований даже у тех налогоплательщиков, которые ранее обходились собственными ресурсами или имели возможность использовать краткосрочные дешевые кредиты. В рамках социальных обязательств в состав затрат были включены все экономически обоснованные расходы налогоплательщиков по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.

Величина налоговой базы по НПО во многом зависит от механизма расчета амортизационных отчислений. Начиная с 2009 года, методика расчета амортизации существенно отличается от расчетов по правилам бухгалтерского учета. Теперь налогоплательщики имеют право отказаться от пообъектного начисления амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам. Это создает стимулы для инвестиций, которые были утрачены после отмены инвестиционной налоговой льготы [4, C. 40].

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В течение ряда последних лет надежным источником федерального бюджета бюджетов субъектов РФ был НДПИ, который неизменно боле высокими темпами, чем налоговые поступления в целом, и вышел на второе место по значению в налоговой системе РФ, что в основном можно объяснить правилами определения налоговой базы, поставившими величину налога в зависимости от стоимости добытых полезных ископаемых. С середины 2008 года рост цен на полезные ископаемые прекратился, и началось их существенное падение, соответственно упали и размеры налоговых поступлений. Естественно, налогоплательщики, особенно осуществляющие добычу полезных ископаемых на низкорентабельных или убывающих месторождениях, попали в сложную ситуацию, а суммы получаемых от них налогов резко снизились. Однако государство не отказалось от намерения дифференцированного подхода к налогообложению природных ресурсов. С 2009 года существенно расширен диапазон применения нулевой ставки НДПИ.

Перспективное направление реформирования законодательства по НДПИ связывается с совершенствованием системы налогообложения в отраслях, где образуется значительные рентные доходы. В то же время на ближайшие три года намечается ряд мероприятий, которые продолжат уже начатые в предыдущем году изменения налогообложения затратных месторождений.

Также, с 2009 года предполагается дальнейшее стимулирование разработки месторождений с высоким уровнем затрат, в частности введение «налоговых каникул» распространяющихся на участки недр, расположенные на территориях севернее Северного полярного круга, Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, на континентальном шельфе РФ, Азовском и Каспийском морях. Одновременно отменено условие применения прямого учета количество добытой нефти, а также сверхвязкой нефти и нефти на участках недр с высокой степенью выработанности.

Расчет НДПИ отличается тем, что для определения налоговой базы применяется специальный коэффициент Кц, в механизме которого заложен необлагаемый минимум, который повышается с 9 до 15 долларов с целью учета роста себестоимости тонны добываемой нефти. Это негативно повлияло на размер налоговых поступлений [1, С. 35].

Другие налоги. Доходы местных бюджетов от поступлений земельного налога выросли на 16 % благодаря достаточно своевременному механизму его определения.

Проблема введения налога на недвижимость и создания реестра имущества взамен ныне действующих налога на имущество физических лиц и земельного налога в настоящее время решается, но рассчитывать на то, что налог будет введен в 2011 году, не приходится [3, C. 15].

Растут поступления транспортного налога (на 20 %): автомобилей с каждым годом становится больше, растет их мощность, которая является объектом налогообложения и от которой зависит величина налоговой базы.

Предполагалось, что с 2009 года будут введены изменения в Налоговый кодекс РФ, учитывающие индексацию водного налога и платы за использование водными ресурсами, но в 2008 году работа не была закончена, и механизм уплаты данных налогов остался прежним. Безусловно, что не меняющийся с момента введения Налогового кодекса РФ налоговый механизм следует незамедлительно пересмотреть с учетом роста стоимости водных ресурсов и размеров инфляции. Для России, которая владеет огромными водными ресурсами, крайне незначительный объем налоговых поступлений (0,5 % налоговых доходов федерального бюджета) недопустим. При этом нельзя игнорировать тот факт, что размеры существующих ставок водного налога обеспечивают поступления средств, составляющих менее 30 % от суммы затрат, необходимых для содержания и развития водного комплекса [5].

Несмотря на то, что в 2009 году ужесточилось законодательство, регулирующее размеры сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, поступления по этому налогу упали. Было бы целесообразным рассмотреть вопрос о повышении ставок сбора и ужесточении методов контроля за его поступлениями.

Сложная экономическая ситуация не может не сказываться негативно на налоговых поступлениях. Необходимо отметить, что большинство вышеописанных изменений носят, безусловно, положительный характер, но вместе с тем есть и такие, которые не представляется возможным оценить вполне однозначно, поскольку эффект от их введения еще никто не успел ощутить. В любом случае, принимая решения о модификации налогового законодательства, необходимо руководствоваться, прежде всего, интересами потенциального благоприятного воздействия на ее экономическую сферу. В целом, с учетом сложных кризисных состояний, можно сказать, что сокращение налогового бремени будет способствовать ослаблению кризисных явлений, развитию экономики.


Литература:

  1. Куликовский, Д.А. Тенденция оптимизации налогообложения под влиянием мирового экономического кризиса / Д.А. Куликовский // Налоги и налогообложение. – 2009. – № 4. – С. 35 – 36.

  2. Малис, Н.И. Вопросы налогообложения в условиях кризиса / Н.И. Малис // Финансы. – 2009. – № 8. – С. 23 – 26.

  3. Малис, Н.И. Кризис: налоги реформируются / Н.И. Малис // Налоговый вестник. – 2009. – № 4. – С. 11 – 17.

  4. Пансков, В.Г. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности / В.Г. Пансков // Финансы. – 2009. – № 2. – С. 37 – 42.

  5. См.: Пантелеева, О.И. Налоговый удар по финансовому кризису / О.И. Пантелеева // Московский бухгалтер. – 2008. – № 23.

  6. См.: Ситникова, Е.Г. Особенности налогообложения «кризисных» выплат работникам / Е.Г. Ситникова // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2009. – № 4.

  7. Соколов, А.А. Антикризисные налоговые новации: меры, проблемы и перспективы / А.А. Соколов, М.А. Серик // Финансы. – 2009. – № 8. – С. 27 – 32.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle