Библиографическое описание:

Переверзева Л. В., Казакова А. И., Кирова Н. Ю., Канунникова А. П. Выявление проблем и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства в г. Арсеньеве [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 141-143.

Жилищно-коммунальное хозяйство России занимает существенное место в экономике страны. Проводимая в настоящее время реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства России.                                                                   Основными направлениями реформационных изменений стали: перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения, привлечение частного бизнеса, формирование института эффективного собственника. Все преобразования, кроме очевидных позитивных аспектов, имеют и свои недостатки и проблемы, в процессе решения которых государство, непосредственные субъекты управления жилищно-коммунальным хозяйством и собственники жилья должны объединить свои усилия.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформы, управляющие компании.

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства являются самыми болевыми точками в социально-экономическом блоке, и для их решения принято большое количество законодательных, нормативно-правовых и иных актов, одним из основных является Жилищный Кодекс РФ. ЖКХ — огромный сектор экономики со значительным оборотом денежных средств, но при этом нерентабельный и убыточный. Реформа ЖКХ предполагала допустить частный бизнес к оказанию этих услуг и одновременно сформировать класс собственников жилья, способных принимать решения по эксплуатации и содержанию общего имущества. Цель реформы — превратить «депрессивную» отрасль в прибыльную отрасль, способную предложить потребителю широкий спектр качественных услуг.

B настоящее время управление многоквартирными домами полностью передано жильцам. Управляющие компании оказались бессильны в улучшении ситуации в сфере ЖКХ. В стране отмечаются случаи злоупотребления правом распоряжаться деньгами жителей со стороны управляющих компаний и объединений собственников. Так по оценкам российских экспертов, общий ущерб составляет около 65 млрд. руб. в год. Имеют место одновременное выставление квитанций за коммунальные услуги разными компаниями. Часты случаи направления жителям квитанций от компаний — однодневок. Эти проблемы возникли потому, что возможность доступа к обслуживанию МКД имеет практически любое лицо, а надлежащего надзора за деятельностью субъектов хозяйствования нет. [1]

Немаловажной проблемой является отсутствие критериев ответственности управляющих компаний за исполнением регламента безопасности домов. B результате технической безграмотности специалистов подобных компаний энергоресурсы потребляются неэффективно, имеет место завышение стоимости работ и увеличивается аварийность домов.

Системный анализ выявленных нарушений показал, что многие злоупотребления стали возможными из-за того, что нет прозрачности при расходовании денежных средств управляющими организациями. В нарушение требований федерального законодательства необходимая информация зачастую не размещается в сети интернет и фактически скрыта от граждан. [2]

Жилищный Кодекс Российской Федерации возлагает на собственников большую ответственность за принятые решения, поскольку, от них зависит, насколько эффективно будет осуществляться управление общим имуществом объектов недвижимости, и, как следствие, в каком состоянии будет находиться это имущество. Для принятия объективных решений собственники должны быть полностью информированы в объеме, необходимом для принятия вышеназванных решений, а управляющие организации, в свою очередь, доводить до собственников достоверную, полную и своевременную информацию.

Сегодня в России более 65 % основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, аналогичные данные и по г. Арсеньеву, имеют запредельный износ, что свидетельствует о том, что долгосрочное планирование капитального ремонта объектов недвижимости практически отсутствует, а решения собственниками принимаются в большей части необъективно и носят локальный или аварийный характер. В результате чего, растет процент износа объектов недвижимости, растут потери коммунальных ресурсов (по воде потери в среднем составляют 20 %, по электроэнергии — 15 %, по теплу — до 40 %), увеличивается объем ветхого и аварийного жилищного фонда, ухудшается внешний облик города, сдерживается развитие городской инфраструктуры, понижается инвестиционная привлекательность. Ветхое и аварийное жилье имеется во всех субъектах Российской Федерации и составляет от 0,2 до 13,1 процента всего жилищного фонда субъекта, (в г. Арсеньеве — 2,4 %). [3]

Одним из главных сдерживающих факторов эффективной реализации реформирования ЖКХ, является нехватка опытных квалифицированных кадров в области планирования, что связано с резким увеличением за период 2008–2010 гг. количества товариществ собственников жилья и коммерческих организаций, осуществляющих управление объектами недвижимости. [4]

Вторым сдерживающим фактором эффективной реализации реформирования ЖКХ является отсутствие единых стандартов на территории Российской Федерации. K таковым относятся методики, применяемые при расчете размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, при ценообразовании водоснабжении и водоотведении, а также при формировании предложений, для вынесения на обсуждение общего собрания собственников, о необходимости проведения капитального ремонта, определения начала капитального ремонта и его периодичности, объема работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов. [5]

Третьим фактором является отсутствие единого информационного поля, объединяющего саморегулируемые организации, юридических и физических лиц, задействованных в содержании и управлении общего имущества объектов недвижимости.

Четвертым фактором является низкий уровень активности и ответственности собственников при принятии вышеуказанных решений, что зачастую зависит от уровня их информированности.

Пятым фактором является отсутствие системного решения в области как краткосрочного, так и долгосрочного планирования проведения капитального и текущего ремонта общего имущества. Об этом свидетельствует тот факт, что размер платы за капитальный ремонт ниже размера платы за текущий ремонт, что не позволяет выполнять капитальный ремонт в нормативные сроки в полном объеме. Имеют место факты установления размера платы за капитальный ремонт равной нулю. [6]

Для снижения влияния вышеуказанных сдерживающих факторов эффективной реализации реформирования ЖКХ необходимо разработать целый комплекс мер, который был бы предназначен для применения во всех сферах жилищно-коммунального хозяйства и всеми участниками процесса по реализации реформирования ЖКХ. Данный комплекс мер должен быть представлен в виде программного продукта. В этот программный продукт необходимо включить полную информационную базу учета элементов общего имущества объектов недвижимости, в соответствии с технической документацией и отражением нормативной, плановой фактической периодичности проведения капитального и текущего ремонта, с ведением архива данных по каждому объекту недвижимости.

К основным рекомендуемым мерам следует отнести систему саморегулирования и аудит. Задача государства при проведении реформы ЖКХ — отрегулировать процесс взаимодействия всех участников рынка: владельцев жилья и их объединений, управляющих компаний, поставщиков услуг, органов государственной власти и местного самоуправления. Все эти субъекты должны будут взаимодействовать организованно, только тогда рынок ЖКХ будет развиваться. Развитие и совершенствование системы саморегулирования позволит эффективно использовать механизмы государственного управления, освобождая органы государственной власти от необходимости осуществления функций всеобъемлющего контроля. Это будет способствовать снижению коррупционной нагрузки на бизнес и существенно уменьшит численность чиновников, что, соответственно, снизит и бюджетную нагрузку на их содержание. Европа и США уже давно знакомы с преимуществами саморегулирования. Сейчас в России уже выстраивается система саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, где действует Закон «О саморегулируемых организациях». Саморегулирования постепенно внедряется во все сферы экономики. Ведь саморегулирование — это обязательный элемент рыночной экономики. [1]

Кроме того, в начале нынешнего года генеральный директор ЗАО «Руспромаудит» О. М. Ионова предупредила о готовящемся новом Законе об аудите, в соответствие с которым все предприятия жилищно-коммунальной отрасли получат статус социально значимых и попадут под обязательный аудит. [7]

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что на данном этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства возникла необходимость ведения истории по каждому объекту недвижимости. Чтобы сформированная система «прозрачности объекта недвижимости» могла, прежде всего, помочь собственникам понять истинное состояние общего имущества объекта недвижимости и принять верное решение, а управляющим организациям своевременно проводить ремонтные работы, с целью корректного обслуживания.

От качества жилищных условий зависит качество жизни людей. Хорошие условия являются предпосылкой и следствием благополучия людей и функционирования экономики страны.

Литература:

1.         Михайлиди Павел, «Реформа жкх: система регулирования, объемы злоупотреблений, риски, последствия, предложения». [Электронный источник]: http://blog.liga.net/user/mikhailidi/article/5205.aspx (дата обращения: 15.04.2013)

2.         Охлопков Сергей, интервью прокурора Свердловской области Сергея Охлопкова. [Электронный источник]: http://ncongress.ru/index.php/2009–01–22–10–28–55/511–17012013- (дата обращения: 15.04.2013)

3.         Полещук Александр, интервью заместителя полпреда президента на Дальнем Востоке на тему: «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 годы». [Электронный источник]: http://www.pppcenter.ru/ru/news/events/05032010riafederalpress (дата обращения: 18.05.2013)

4.         Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. № 1540-р. [Электронный источник]: http://cfo.gov.ru/acts/3 (дата обращения: 15.05.2013)

5.         Государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России». [Электронный источник]: www.minregion.ru/upload/documents/2011/09/020911-ppr-1.doc (дата обращения: 15.05.2013)

6.         Проблемы капитального ремонта в Москве. Круглый стол фракции КПРФ в Мосгордуме. [Электронный источник]: http://kprf.ru/dep/reg/117515.html (дата обращения: 18.05.2013)

7.         Ионова Оксана, Всероссийский практический семинар «Государственная политика в области тарифного регулирования и реформирования организаций ЖКХ». [Электронный источник]: http://www.council.gov.ru/ (дата обращения: 18.05.2013)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle