Библиографическое описание:

Садриева А. Р., Кабирова С. З. Введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 61-63.

Категория «заработная плата» и «оплата труда» в научной и практической деятельности, а также в трудовом законодательстве РФ используются как синонимы.

Применительно к опыту отечественному, российскому, наиболее ценной является планомерность производства, которая должна обеспечивать прожиточный минимум для самого слабого в экономическом смысле члена общества, государственно-правовой минимум для работников и работодателей. [1, С.76]

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов. [2, ст. 144]

На начало 2012 года в России насчитывалось свыше 14 млн. человек, работающих в бюджетной сфере экономики (см. рис.1)

Рис. 1. Численность работников, занятых в бюджетной сфере экономики в РФ, млн. чел. [3]

По данным Министерства труда и социальной защиты за 9 месяцев 2012 года реальная заработная плата работников здравоохранения увеличилась на 12,1 %, работников образования — на 16,2 % (реальная заработная плата по экономике в этот период составляла 9,4 %). [4]

В 3 квартале 2012 года проведена индексация оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. В среднем средняя заработная плата данной категории работников увеличена на 6 %.

На федеральном уровне утверждена Программа постепенного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях. Данная программа предусматривает ряд комплексных организационных, методических и контрольных мероприятия, которые направлены на сохранение кадрового потенциала, повышение привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг. [5]

Одним из механизмов для существенного повышения качества оказываемых бюджетными учреждениями услуг населению является повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы в увязке с переходом на «эффективный контракт».

«Эффективный контракт» представляет собой трудовые отношения между работодателем и работниками, которые основаны на:

-        наличии у учреждения задания и целевых показателей эффективности работы;

-        системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (то есть показатели и критерии, которые позволяют оценить количество затраченного труда и его качество);

-        системе оплаты труда в зависимости от сложности выполняемой работы;

-        системе нормирования труда работников бюджетного сектора.

Введение «эффективного контракта» должно способствовать наиболее полному отражению в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда и предоставления льгот.

Тем самым системы оплаты труда будут ориентированы непосредственно на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг, создание «прозрачного» механизма реализации оплаты труда руководителей учреждений, развитие кадрового потенциала работников учреждений.

Особенностью системы заработной платы работников бюджетной сферы является то, что оплата труда производится за счет средств федерального или регионального бюджета. Оплата не зависит от конечного результата деятельности учреждения, а зависит от размера денежных средств, ассигнуемых из соответствующего бюджета на оплату труда. В бюджетной сфере сохраняется централизованное государственное регулирование заработной платы.

Должностные оклады работников бюджетной сферы устанавливаются с учетом таких показателей, как численность населения страны, показатели социально-экономического развития региона и т. д. Величина должностных окладов различна в разных регионах страны, но тем самым не могут превышать окладов соответствующих работников, занятых в федеральных органах. Конкретные же размеры окладов устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Литература:

1.                 Мухаметлатыпов Р. Ф., Ибрагимов У. Ф. Экономико-стоимостная модель труда: проблемы методологии и категориального анализа: Учебное пособие. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2006. — 308 с.

2.                 Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197 (ред. от 23.04.2012) // Российская газета. — № 256.

3.                 Численность работников бюджетных учреждений по видам экономической деятельности. // www.gks.ru.

4.                 Итоги года: о заработной плате работников бюджетной сферы. // www.rosmintrud.ru.

5.                 Указ Президента РФ от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle