Библиографическое описание:

Пострелова А. В., Мокроусов А. С., Абдулхакова Г. Ж. Правильная оценка бизнеса при операциях купли-продажи [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 59-61.

Перед тем, как говорить об оценке бизнеса, следует разобрать основные понятия.

Бизнес — предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг или другая разрешенная законодательством деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли. [2, с.7]

Оценка бизнеса — это определение в денежном выражении его стоимости, с учетом его полезности и затраты связанные с получением этой полезности. [2, с.7]

Существует целый ряд причин, по которым может потребоваться сделать оценку бизнеса. Однако в случае сделки купли-продажи определение стоимости бизнеса является основным вопросом, как для покупателя, так и для продавца бизнеса.

Законы рынка никто не отменял и при продаже действующего бизнеса продавец хочет продать дороже, а покупатель, в свою очередь, хочет купить дешевле от его реальной стоимости. Основной вопрос состоит в установлении адекватной цены продаваемой компании и достижении ее в процессе проведения переговоров между сторонами.

Редко бывает, когда покупатели и продавцы пришли к одинаковому мнению о стоимости, если только нет каких-либо других причин, нежели та, когда продавец ищет покупателя, которому можно продать компанию по более высокой цене. Ведь встречаются случаи когда продавец вынужден продавать свой бизнес, по той причине, что срочно требуется деньги, и тогда он чаще всего уступает покупателю, для того чтобы быстрее совершить сделку и получить деньги. Это можно сравнить с продажей любого другого товара, например автомобиля. Нередко владельцы вынуждены отказаться от машины отдав ее по заниженной цене, чтобы быстрее продать ее, ведь деньги могут требоваться для лечения, ремонта квартиры и т. д.

Для владельца его бизнес, это то во что он вкладывал множество усилий и переживаний на протяжении нескольких лет. Собственник строил и развивал свой бизнес с нуля, а бизнес ответ на его усилия приносил ему прибыль. Все эти субъективные факторы наряду с объективным таким, как игнорирование существующей рыночной реальности приводят к тому, то трудно сделать адекватную оценку бизнеса его продавцом.

Хотя для того чтобы получить представление о текущем состоянии своего бизнеса достаточно изучить рынок. При этом главными ошибками владельцев бизнеса являются:

-          стремление включить в цену бизнеса все издержки, которые он понес в процессе развития и продвижения бизнеса;

-          руководство только субъективным мнением, полное нежелание учитывать уровень спроса на подобные предприятия.

В случае, когда у продавца имеется время и денежные средства, он может прибегнуть к услугам профессиональных оценщиков, которые помогут установить точную стоимость его бизнеса. Следует обратить внимание, что согласно закону оценщиком может быть только независимое лицо. Так, оценщик не может быть учредителем, собственником, акционером, должностным лицом или заказчиком компании, которую он оценивает. Оценщик не должен иметь какой-либо имущественный интерес в оцениваемой компании и состоять в родстве с ее владельцами. Выбирая оценочную компанию, можно руководствоваться теми же критериями, что и при выборе других деловых партнеров:

-          репутацией;

-          рекомендациями партнеров;

-          опытом оценщиков;

-          условиями оплаты.

Чтобы правильно выбрать оценщика, можно использовать различные подходы: обратиться за рекомендациями к коллегам или объявить конкурс на проведение оценки и рассмотреть предложения нескольких компаний. Критериями для принятия решения должны быть опыт оценочной компании в требуемой области оценки и квалификация ее персонала. Дополнительным плюсом является наличие у оценщика рекомендаций государственных органов.

Когда оценщик выбран, главное составить правильный договор, а именно указать всю обязательную информацию, которая должна содержаться в договоре об оценке.

В него в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.

Обратите внимание, чтобы договор содержал: [3].

-          описание объекта оценки;

-          вид стоимости имущества;

-          способ оценки;

-          размер денежного вознаграждения после оценки;

-          сведение об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика;

-          наименование организации оценщиков, членом которого является оценщик;

-          место нахождения этой организации;

-          указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;

-          указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности.

Порядок составления договора не рассматривается подробно, поскольку у каждого оценщика есть, как правило, свой типовой договор, который он и заключает с клиентом. Чтобы избежать конфликтных ситуаций в будущем, к работе над договором следует привлечь грамотного юриста.

По результатам оценки бизнеса оформляется отчет. В нем недопустимы неоднозначные толкования. Если определяется не рыночная стоимость, а иные виды, в отчете следует указать причины отступления и критерии установления оценки.

Кроме того, необходимо убедиться в том, что отчет был собственноручно подписан оценщиком и заверен его печатью. Если по каким-либо причинам клиент не удовлетворен результатами проведенной оценки, он может обратиться в Российскую коллегию оценщиков для проведения альтернативной экспертизы. В случае вскрытия фактов недобросовестной оценки к оценщику будут применены санкции, вплоть до отзыва лицензии.

Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, признается рекомендуемой для целей совершения сделки, если с момента составления отчета до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.Цена сделки не всегда соответствует величине стоимости бизнеса указанной в отчете, зачастую сделки совершаются по меньшей цене.

Так же стоит рассмотреть, какая цена нужна покупателю, и как правильно следует определить покупаемый бизнес и его стоимость.

При определении цены покупки, покупатель будет руководствоваться тремя факторами:

1.                  Выгода при приобретении. Целью покупателя всегда является возможность с помощью приобретаемого бизнеса делать деньги, очень желательно это делать с самого первого дня вступления во владение и при минимальных дополнительных капиталовложениях. Поэтому вероятный покупатель в первую очередь предпочтет оценить денежные потоки предприятия, их стабильность и перспективы развития. То есть, покупатель проводит оценку предприятия как эффективного инструмента получения прибыли.

2.                  Перспектива бизнеса. Будут рассматриваться абсолютно все аспекты действующего бизнеса, от привлекательности и перспективности бизнес идеи с нуля, до уровня подготовки и квалификации персонала. Покупатель будет оценивать, то есть ли смысл вкладывать деньги именно в этот бизнес, есть ли у него перспективы, не только для существования, но и дальнейшего развития.

3.                  Возможные риски. Также, потенциальный покупатель захочет получить трезвую оценку всех существующих рисков связанных с вхождением в бизнес, есть, смысл изучит весь рынок, в котором находится тот или оной бизнес.

При покупке готового бизнеса, вне зависимости от его специфики, можно воспользоваться следующим алгоритмом действий.

Этап 1. Оцените плюсы и минусы готового бизнеса.

Оценив плюсы и минусы второго варианта, можно решить, подходит ли именно он, или лучше воспользоваться другим вариантом.

Возможные плюсы:

-          Хорошая репутация.

-          Наличие помещений и оборудования.

-          Укомплектованный штат сотрудников.

-          Налаженные связи и каналы сбыта.

-          Готовый продукт (услуга), иногда — уже известная марка.

Минусы:

-          Оборудование может оказаться изношенным, а технологические процессы — устаревшими.

-          Аренда может быть не продлена.

-          Штат сотрудников может оказаться низкоквалифицированным

-          Контрагенты могут быть ненадежными, отношения с ними могли быть испорчены прежним владельцем.

Этап 2. Подберите подходящие по стоимости варианты.

На момент выбора покупаемого бизнеса, могут быть несколько вариантов, которые имеют свои преимущества, но некоторые из них могут не подходить, в виду того, что их цена превышает ту сумму, которую готов потрать покупатель. Поэтому следует сразу отсечь неподходящие по стоимости варианты.

Этап 3. Выясните причины продажи выбранных компаний.

Их у прежнего владельца может быть несколько:

-          Смена места жительства. Отсутствие возможности непосредственного контроля и руководства процессом.

-          Разногласия между собственниками. Не достигнута совместная договоренность о путях дальнейшего развития компании.

-          Потеря интереса к бизнесу. По прошествии 6–8 лет деятельность может просто перестать приносить удовлетворение.

-          Болезнь, достижение почтенного возраста. Ограниченность возможностей владельца по управлению бизнеса, а достойных преемников дела не имеется.

-          Потребность в инвестициях в другой проект. Владелец нашел более выгодное и менее обременительное направление деятельности.

-          Продажа непрофильных активов. Некоторые направления деятельности крупных предприятий или холдингов менее доходны или не вписываются в общую концепцию развития.

Этап 4. Оцените оставшиеся бизнесы

При оценке малого и среднего бизнеса специалисты рекомендуют применять следующие подходы: доходный, сравнительный и затратный. [1, с.23]

На данном шаге имеет смысл обратиться к независимым консультантам, бизнес-брокерам или профессиональным оценщикам. Они зачастую играют жизненно важную роль. Ведь определение стоимости бизнеса — это процесс, требующий профессиональных знаний и опыта в различных областях права, математического анализа, экономики, бухгалтерского учета и аудита.

На этом этапе, как правило, остается один подходящий вариант.

Этап 5. Изучите выбранный бизнес детально.

Если покупатель выбрал окончательный вариант, то лучше всего опять обратиться к профессионалам и заказать Legal Due Diligence («дью дилидженс») — всеобъемлющую проверку продавца на предмет «должной добросовестности». Как минимум, она позволит прояснить достоверность представленной правовой и финансовой информации, проверить правильность оформления документов и их соответствие действующему законодательству. Как максимум, эта процедура включает в себя проведение юридического и финансового аудита бухгалтерского и налогового учета, оценку соответствия топ-менеджеров занимаемым должностям, проведение инвентаризации имущества и т. д. до бесконечности.

Если после проведения данной процедуры ваше мнению о потенциальном бизнесе не поменялось, то можно переходить к 6 этапу.

Этап 6. Начинайте переговоры о покупке.

Продавцы предпочитают не иметь дела с несерьезными покупателями, поэтому не смущайтесь, если вам предложат внести залог, подобно тому, как это делается во время проведения операций с недвижимостью.

Как правило, на переговорах обе стороны начинают с максимальных и минимальных предложений и постепенно смягчают свои условия. Поэтому вы должны заранее определить цену и условия, на которой готовы остановиться для покупки бизнеса.

Следует отметить, что все равно цена сделки зависит от продавца, но не маловажна роль покупателя, его способности торговаться, и ему необходимо уметь правильно оценивать свой бизнес во избежание срыва сделки.

Подводя итог, стоит сказать, что продавец выберет сам, прибегать ему к услугам оценщиков, или нет, если он хочет определить реальную стоимость своего бизнеса, независимым лицом, то скорее всего он обратиться к ним. В том случае если продавец не хочет понести дополнительные расходы и сам способен определить адекватную стоимость своего бизнеса, он должен учесть все факторы, которые могут повлиять на цену продажи, от внутренних, таких как квалификация персонала, качество активов, до внешних, таких как инфляция в стране. Неправильная оценка может привести как продаже по цене ниже, реальной стоимости бизнеса, так и срыву сделки по причине завышенной цены. А покупателю, если он не хочет купить «кота в мешке», следует без спешки изучить покупаемый бизнес, учтя все плюсы и минусы вхождения в него.

Литература:

1.                             Грязнова А. Г. Оценка бизнеса/А. Г. Грязнова — М.: Финансы и статистика, 2011 г.

2.                             Лаврухина Н. В., Оценка бизнеса/ Н. В. Лаврухина, Ю. И. Коробкин: Учебно-методическое пособие. — Калуга, 2011г.

3.                             www.consultant.ru- официальный сайт Консультант Плюс

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle