Библиографическое описание:

Каргина Р. Ю. История экономической мысли [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 6-9.

История экономической мысли тесно связана с именами различных мыслителей и теоретиков, пытавшихся найти ответ на вопрос, что же дало начало политической и бытовой экономике за период от древнего мира до настоящего момента. Она охватывает много несоизмеримых школ экономической мысли. Греческие авторы, такие как философ Аристотель, исследовали представления об «искусстве» приобретения богатства и подвергли сомнению решения о том, оставлять ли собственность в частных или общественных руках.

Шотландский философ Адам Смит, написавший трактат «Богатство народов» (1776), часто цитируется как «отец» современной экономики. В формулировке своих идей он полагался на значительный пласт работы его предшественников в восемнадцатом столетии. Среди предшественников Смита были такие классические экономисты, как Св. Фома Аквинский, Жан-Батист Сэ, Дэвид Рикардо и Джон Стюарт. Они исследовали классовые отношения (капиталистов и трудящихся) по части распределения земельных и иных ресурсов, смоделировали распределение национальной продукции и разработали схемы распределения населения и потоков международной торговли.

После войн начала двадцатого века Джон Мэйнард Кейнс отрицательно высказался по поводу правительственного воздержания от экономических дел, защищая интервентскую налоговую политику, призванную «стимулировать рост экономики и потребительский спрос»

Древние философы и экономика. Совершенно бессмысленно искать истоки экономической мысли, ведь она появилась с того момента, когда человек впервые начал работать и возделывать землю. В то время экономика не существовала ни как наука, и ни как явление, но экономическая мысль присутствовала всегда — с самого творения человека. С самого начала человек был определен как мыслящее существо, и с появлением его первых мыслей появилась и экономическая мысль. Самые ранние обсуждения экономики относятся к древности (Аристотель, Сен-Сей или Ксенофонт). С тех пор и до времен промышленной революции экономика не была отдельной дисциплиной, но считалась частью философии.

Впервые со словом «экономика» мы встречаемся у древнегреческого мыслителя Ксенофонта в его сочинении «Экономика», или «Домосторой». «Экономика» — древнегреческое слово, дословно означающие «домоводство», что говорит нам о том, что оно не только включало в себя финансовые аспекты мысли, но также и хозяйственные и культурные. Хочу особо отметить это сочинение, ведь именно в нем появилась экономическая мысль, получившая название, и эта мысль положила основу науке «экономика».

В данном произведении, впервые в экономической науке, появляется и развивается мысль:

-          О существовании двух характеристик товара — потребительская ценность и меновая ценность

-          О рациональном ведении хозяйства: «Когда деньги на расходы полностью уходят из хозяйства, а работы исполняются не так, чтобы доход перевешивал трату, ничего мудрёного нет в том, что вместо излишка получается недостаток». (По Ксенофонту, «Домостой»)

-          О правильной оплате труда

-          О рентабельности (о ней говорится в экономической науке впервые).

Здесь автор говорит о выгодности приобретения необработанной земли, ведь ее стоимость от этого ниже. В последующем состояние земли можно улучшить, затем эту землю можно продать дороже.

Аристотель. Изыскания Аристотеля (350 г. до н.э) приводятся, главным образом, для анализа различных форм государственности (монархия, аристократия, демократия и др.), в частности, для критического анализа защиты Платоном правящего класса «философов-королей». В особенности, для экономистов Платон представил проект общества на основе совместного владения ресурсами. Аристотель рассмотрел эту модель как олигархическую анафему. Это исследование изложено в его труде «Политика», Книга II, Часть V.

Аристотель придерживал идеи Платона о государстве как едином целом с составляющими его элементами, но, в отличие от Платона, Аристотель не считает, что собственность должна принадлежать государству, быть частной. Чрезмерное стремление всех элементов к единству, а именно общность имущества, жен и детей, может привести только к деградации и уничтожению государства. Поэтому, по его мнению, при частной собственности возникает другой вид взаимоотношений между людьми. Больших успехов в работе можно достичь, когда у людей есть собственная заинтересованность, стимул к работе, производству и каждый занят своим делом. «К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота» (по Аристотелю). Люди более всего заботятся о том, что принадлежит им лично. Обогащение граждан ведет к обогащению и благоматериальному состоянию государства.

По мнению Аристотеля, было всего два пути к обогащению. Первый пусть состоял в том, что все богатство должно быть заработано своим собственным трудом при вложении сил в это. При трудолюбии человека вырабатываются не только материальные ценности, а также духовные и нравственные, что является богатством полноценного государства. Второй же путь, который осуждал Аристотель, но который неизбежен из-за корыстолюбия человека, состоял в том, что человек обогащается за счет спекуляций, обмана, и торговли. В этом случае не создаются ни материальные, ни духовные ценности, что вредит государству.

Становление мысли Подъем цен в ответ на высокий спрос, является воровством.

(Св. Фома Аквиант)

Фома Аквинский (1225–1274) — итальянский богослов и автор трудов на тему экономических вопросов. Преподавал в Кельне и в Париже и входил в группу ученых-католиков, так называемых схоластов, вплетавших вопросы богословия в философские и научные дебаты. В своих трактатах Фома Аквинский акцентировал внимание на понятии справедливой цены, которую считал необходимой для воспроизводства общественного строя. Как и в современной концепции равновесия цен, соотношение цен и зарплаты при Фоме Аквинском было не в пользу работающей части населения. Зарплата была достаточной лишь для того, чтобы покрыть расходы рабочего и его семьи. Аквинский утверждал, что для продавцов безнравственно поднимать стоимость товара только из-за того, что покупателю срочно нужен этот товар.

Главным критиком Аквинского был Дунс Скотт* (1265–1308). Его критика нашла выражение в сочинениях 1295 г. Скотт преподавал в Оксфорде, Кельне и Париже. Он считал, что можно произвести более точные вычисления цены, чем было у Аквинского. На основе труда и расходов он признавал, что зачастую цена слишком завышена из-за того, что у покупателя и продавца абсолютно разные взгляды на понятие расходов, и того, что собой представляет цена. По мнению Скотта, то, что люди ищут выгоду в продаже своих товаров, вполне естественно, ведь иначе не было бы никакого смысла продавать товары, не получая никакой выгоды. Он вставал на защиту торговцев, т. к. они играют необходимую социальную роль в транспортировке товаров, делая их общедоступными.

Томас Ман. Всвоем труде «Богатство Англии во внешней торговле» английский бизнесмен Томас Ман (1571–1641) представляет раннюю коммерческую политику. До 1664 г. этот труд не издавался, но был широко распространен в рукописном виде. Ман являлся членом Западной Индийской Компании. По Ману, торговля — единственный способ обогатить страну, и, согласно своей теории, он предложил несколько планов осуществления торговли. Наиболее важным аспектом стали экономия потребления, позволяющая значительно увеличить количество товара для экспорта, а также задействование большего количества земель и других внутренних ресурсов, для того чтобы страна не нуждалась в импорте, что значительно понижало бы расходы на пошлину ввозимых товаров.

Капитализм и марксизм. Карл Маркс (1818–1883) был выдающимся экономистом в социальной экономике. Свою школу Маркс обосновывает на необходимости ликвидации частной собственности и любой конкуренции и полной замены их социально-экономическими процессами с помощью плана на основе общенародной собственности.

Главное место в учении Маркса занимает концепция базиса и надстройки, что подразумевает, что не сознание людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет сознание. По мнению Маркса, капитализм не обеспечивает полной занятости, а тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам. В представлении Маркса, идеальным строем являются лишь коммунизм и социализм, которые борются с классами и упрощают поляризацию общественных групп вокруг главных классов общества. По мнению Маркса, есть только два основных класса: пролетарии и капиталисты.

В своей теории Маркс основывался на законе концентрации и централизации капитала. Мелкое производство исчезнет, т. к. капитал будет концентрироваться в одних руках, что приведет к появлению крупных производств, управление которыми будет происходить из единого центра. А рабочий класс будет более коллективизированным и сплоченным под руководством одного.

Но путь экономического познания не останавливается на этом этапе. После марксизма распространенное развитие получила Неоклассическая Экономическая Теория. Внастоящее время неоклассическая школа является доминирующей в западной экономической мысли, она подчеркивает значение распределения между ограниченными ресурсами конкурирующих экономическими агентами (по Википедии)

В 1860-х гг. произошла революция в экономике. Сочиняя одновременно и независимо друг от друга, француз Леон Вальра, австриец Карл Менгер и англичанин Стэнли Джевонс развивали теорию, которая имела несколько предшественников. Вместо того чтобы цена на товар или услугу отражала затраты на рабочую силу, она отражает предельную полезность последней покупки, что значит, что равновесие в предпочтениях людей определяется ценами, причем, в том числе, косвенно оценивается и рабочая сила.

Математический анализ. Альфред Маршалл написал учебник «О принципах экономики» (1882 г.). Ему приписывались попытки перенести экономику на более математический уровень. Он был первым профессором экономики в Кембриджском университете, и его работа «О принципах экономики» была основана на трудах «О политической экономике», которые и привели к возникновению термина «Экономика». Он рассмотрел математику как способ упростить экономическое рассуждение.

Джон Мейнард Кейнс (1883–1946)

Джон Мейнард Кейнс родился в Кембридже, окончил Итонский университет и Кембриджский университет. Свою карьеру профессора он начал еще до начала работы при правительстве Англии во время Первой Мировой войны и вырос до финансового представителя Британии на Версальской конференции. Свои работы он изложил в книге «Экономические последствия мира»*, где он излагал свое возмущение в связи с распадом Американской приверженности по четырнадцати пунктам, и мстительного настроения по отношению к Германии. На Версальской конференции Кейнс привел множество доводов о том, что если бы победители вынудили Германию заплатить полную компенсацию, то последствием этого могли стать мировой финансовый кризис, который привел бы к Третьей Мировой войне.

Во время Великой Депрессии Кейнс издал свою наиболее важную работу: «Общая теория занятости, процентов, и денег» (1936 г.). Очагом Депрессии послужила стычка на Уолл-стрит в 1929 г., которая привела к повышению безработицы в США, а она привела к долгам, которые люди не могли выплачивать заемщикам. Эта цепная реакция пошла по всему миру. С точки зрения Кейнса, классическая теория показала серьёзное несоответствие реальным событиям, что вызвало необходимость создания новой макроэкономической теории. Кейнс настаивал на денежно-кредитной реформе (1923 г.), которая могла бы стать определяющей в деловой активности, и не надо было бы долго ждать возврата равновесия рынка. Благодаря кейнсианству, в научный оборот были введены макроэкономические индикаторы и их количественные взаимосвязи, что дало толчок к развитию новых экономический теорий.

Глобализация

Амартия Сенатор (1933 г.) является ведущим экономистом в вопросах развития и благосостояния. Он скептически относился к некоторым законам неоклассической школы, подверг резкой критике теории рациональных ожиданий и посвятил свою работу правам человека. В 1998 г. он выиграл Нобелевскую премию в сфере экономики.

Джозеф Стиглиц* является успешным экономистом и популярным автором, написавшим несколько книг по глобализации. В труде «Работа глобализации» (2007 г.) он представляет свои взгляды на проблемы мировой экономики. По его мнению, основная проблема неоклассической модели и несоответствии социалистической рыночной модели состоит в том, что они не в состоянии принять во внимание множество проблем, которые являются результатом отсутствия получения и отдачи информации, а также отсутствия или недостатка знаний о риске в рыночном капитале. Проблема отсутствия или неточности состоит в отсутствии информации.

Современная экономическая мысль

С 1970-х годов монетаристские критики Фридмана и кейнсианской макроэкономики формируют отправную точку для многих тенденций в макроэкономической теории, говорящей против идеи о вмешательстве правительства в стабилизацию экономики.

Роберт Лукас раскритиковал кейнсианскую мысль за ее несогласованность с макроэкономической теорией. Критический анализ Лукаса подготовил почву для неоклассической школы макроэкономики — «новой классической экономики», основанной на фонде классической экономики. Лукас так же популяризировал идею рациональных ожиданий, которая использовалась в качестве основания для нескольких новых классических теорий, включая стратегическое «Суждение неэффективности».

Кейнсианская экономика стала вновь значимой с появлением «Новой кейнсианской макроэкономики». Главной задачей нового кейнсианства было обеспечение микроэкономической основы кейнсианской макроэкономики, которую можно построить путем выявления минимальных отклонений от стандартных микроэкономических предположений, что, в свою очередь, приводит к кейнсианским макроэкономическим заключениям, таким как возможность осуществления пособий по социальному обеспечению от макроэкономической стабилизации.

Литература:

1.         Ксенофонт Сократические сочинения. Киропедия. — М.: ООО «Издательство АСТ»: «Ладомир», 2003. — ISBN 5–17–012490–2

2.         Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. /Пер. с англ. проф. Н. Н. Любимова; под ред. д.э.н., проф. Л. П. Куракова.— М.: Гелиос АРВ, 2002. — ISBN 5–85438–052–8.

3.         Акуниас, Томас (1274) теология

4.         Аристотель (до н. э. 350 BCE) Политика

5.         Энгельс, Фридрих (1845) Условия Рабочего Класса Англии в 1844 (English version)

6.         Фридман, Мильтон (1953) Эссе о Положительной Экономике: Первая часть — Методология Положительной Экономики, Чикагского университета (English version)

7.         Джевонс, Уильям (1871) Теория Политической экономики

8.         Кейнс, Джон Мэйнард (1919) Экономические Последствия Мира (English version)

9.         Маршалл, Альфред (1890) Принципы Экономики

10.     Маркс, Карл (1871) Десять кубометров капитала

11.     Мун, Томас (1621) Беседа о Торговле из Англии к Ост-Индии

12.     Рикардо, Дэвид (1827) Принципы Политической экономии и Налогообложения

13.     Сен, Амартия (1985) «Моральное Положение Рынка», в Этике и Экономике, редакция Эллен Франклин Поле

14.     Веблин, Торстен (1904) Теория Коммерческого предприятия

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle