Библиографическое описание:

Грызунова Е. В., Акашева В. В. Функционирование Таможенного союза в современных условиях [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 40-42.

Таможенный союз, являясь главным внешнеполитическим проектом президента России Владимира Путина, в последние годы стремительно развивается, тем самым приближается к своей основной цели — преобразование в Евразийский экономический союз в начале 2015 года.

На сегодняшний день Таможенный союз состоит из России, Казахстана и Белоруссии и в отличие от других, более бессистемных постсоветских интеграционных проектов, Таможенный союз претворяется в жизнь и четко институционализирован.

Делая акцент на впечатляющие цифры развития и роста, участники Таможенного союза активно приглашают в свое объединение ближайших соседей — Таджикистан, Украину, Азербайджан, Молдавию, Армению. Но они пока не торопятся с ответом и проводят бурные дебаты по поводу вступления в данное «предприятие». Но если Таможенный союз — такое выгодное дело, то что же тогда заставляет сомневаться его потенциальных участников?

Таможенный союз — это форма тесного торгово-экономического сотрудничества. Иными словами, это интеграция, которая предполагает единую таможенную территории и в пределах этой территории не взимаются таможенные пошлины, и нет многих других экономических ограничений. При этом страны, входящие в Таможенный союз, устанавливают общие тарифы и единые условия торговли с другими государствами.

Попытка создать подобное объединение предпринималась еще в 1995 г. Тогда соглашение было подписано между Россией и Белоруссией. Но вскоре список участников увеличился. Через год в состав вошли Киргизия и Казахстан, а еще через один и Таджикистан. Но данным союзом не был взят динамичный старт, поскольку каждый из участников переговоров не желал упустить свою выгоду и уступить ее кому-то другому. В результате, единые таможенные тарифы и отмена ограничений свободной торговли так и не были согласованны.

Однако спустя более 10 лет о таможенном союзе заговорили вновь. 6 октября 2007 г. в г. Душанбе главы России, Казахстана и Белоруссии подписали новое соглашение. Мировой кризис 2008 г. только способствовал процессу создания союза, ведь «сообща выживать легче». С 2010 г. на территории трех стран вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза. Данный документ является обязательным для исполнения всеми странами-участницами. В соответствии с Таможенным кодексом:

-               все товары, находящиеся в обращении на общей оговоренной территории представляют взаимную торговлю и не считаются экспортом;

-               три страны-участницы обязаны исполнять единые правила, прописанные в Таможенном законодательстве;

-               вся продукция, произведённая в пределах Таможенного союза, продаётся свободно. Иностранные товары, ввезённые в Россию, Казахстан и Белоруссию, и получившие статус товара Таможенного союза также могут свободно обращаться на едином рынке. Такой статус смогут получить только изделия, экспорт которых не запрещён законодательством одной из стран [4].

1 июля 2011 г. была проведена полная отмена таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза, при этом таможенный контроль полностью перенесся на внешние границы. Таким образом, если импортный товар проходит все таможенные процедуры в одной из трех стран союза, то он может беспрепятственно перемещаться по всей зоне.

Существует несколько версий создания Таможенного союза.

1.                 Геополитическая

В условиях, что вокруг России наблюдалось сжимание кольца таких интеграционных объединений, как Европейский Союз, НАТО, пришло осознание того, что дальнейшее развитие страны в такой ситуации будет возможно лишь при наличии союзников. А наиболее лучшим средством для экономической интеграции государств является Таможенный союз.

2.                 Олигархическая

Столкнувшись с экономическим кризисом, у крупнейшего бизнеса возникла необходимость поиска новых рынков. Но эти рынки должны быть связаны с беспрепятственным перемещением российских товаров заграницу, т. е. отсутствие «таможенного тормоза». Такой поиск рынков невозможно осуществить без поддержки государственной элиты и реализации идеи таможенного союза.

В пользу данной версии говорит и тот факт, что российские переговорщики многократно предпринимали попытки к установлению единых ставок таможенного тарифа. Выгода очевидна — это дополнительный рынок сбыта численностью несколько десятков миллионов человек при практическом запрете импорта из третьих стран.

3.                 Торгово-экономическая

Данная версия схожа с геополитической. Россия достаточно давно стремилась вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). На переговорный процесс затрачено 17 лет. В ситуации отсутствия конкретики, руководство страны решило создать торговый блок в качестве альтернативы ВТО. К тому же, этому способствовал тот факт, что и у Казахстана, и у Белоруссии не было перспектив вступить в ВТО. Таким образом, предполагалось, что новый торговый блок позволит не испытывать каких-либо лишений от того, что страны блока не являются членами ВТО. Также видимо задумывалось, что при вступлении данной «тройки» в ВТО, союз будет дополнительным аргументом для ускорения данного процесса.

Естественно, причиной образования Таможенного союза является вся совокупность вышеизложенных версий.

Несмотря на то, что союз функционирует не так давно, уже есть видимые результаты:

1.                  Сформировалась общая таможенная территория и заработала единая система таможенного регулирования со свободным перемещением товаров внутри Таможенного союза;

2.                  Активизация инвестиционного сотрудничества, реализация совместных проектов;

3.                  Цены на товары стали более конкурентоспособны, за счет экономии на таможенных платежах, расходах на таможенного брокера, сертификации товаров [3];

4.                  По данным Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), создание Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией способствовало существенному росту как внутрисоюзной торговли, так и с третьими странами.

Объем внешней торговли товарами стран — участниц Таможенного союза с третьими странами за 2012 г. составил 939,3 млрд. долларов США, в том числе экспорт — 600,1 млрд. долларов США, импорт — 339,2 млрд. долларов США. По сравнению с 2011 г. объем внешней торговли увеличился на 3,2 %, или на 28,7 млрд. долларов США. Стоимостной объем экспорта товаров возрос на 2,6 %, или на 15,5 млрд. долларов США, импорта — на 4,1 %, или на 13,2 млрд. долларов США [2];

5.                  Общее пространство упрощает перемещение продукции. Для товаров дружественных стран, находящихся в пространстве Таможенного союза, установлена нулевая налоговая ставка (НДС). Также государства-партнёры освобождаются от оплаты акцизов, которые необходимо вместе с прочими документами представить в налоговые организации;

6.                  Процедура таможенного оформления фактически отменена. Теперь получить нужные документы значительно проще. Чтобы ввезти или вывезти продукцию достаточно предоставить стандартный пакет товарно-транспортных и коммерческих бумаг. Внешнеторговые сделки осуществляются без таможенных сборов. Не нужно оформлять торговую декларацию и другие сертификаты. Вместо деклараций действует заявление об уплате налога и ввозе продукции. Это позволило значительно сократить расходы компаний стран-участниц на внешнеэкономическую деятельность [4].

Сравнение торгового пространства до и после Таможенного союза представлено в таблице 1 [4].

Таблица 1

Таможенное пространство до и после Таможенного союза

Старые правила

Новые правила

Государства-партнёры

Россия, Республика Беларусь

Россия, Республика Казахстан, Республика Белоруссия

Продукция

Только товары из Белоруссии, России

Группы товаров независимо от страны производителя, находящиеся в свободном обращении в переделах Таможенного союза

Отсутствие деклараций

Прямая ответственность не предусмотрена

Группы товаров независимо от страны производителя, находящиеся в свободном обращении в переделах Таможенного союза

Срок подачи документов для подтверждения нулевой ставки по налогу

90 дней

180 дней

Налоговая база

Цена акцизов, полученных товаров вместе с расходами на перевозку, доставку

Стоимость в соответствии с условиями договора, оплата услуг поставщика

По мнению президента Российского союза товаропроизводителей Олега Сосковеца, к 2015 г. товарооборот на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства вырастет до 400 миллиардов долларов. В целом прирост ВВП всех трёх стран к тому же 2015 г. может составить 15 % [1].

Однако помимо столь приятно впечатляющих цифр, существуют и некоторые проблемы функционирования Таможенного союза.

Первые проблемы Таможенного союза были связаны с Единым перечнем товаров, подписанным 27 ноября 2009 г. на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и вступившим в силу 1 января 2010 г. Данный перечень является компромиссом трех стран, поэтому в России стали требовать лицензию на ввоз определенных товаров, причем этого ранее не требовалось. С учетом того, что Единый перечень был подписан в 2009 г., лицензии на ввоз отдельных товаров с 2010 г. стало неприятной неожиданностью для российских импортеров, в результате чего и сформировались проблемы ввоза вин и высокотехнологичных продуктов.

Облегчение процедуры таможенного контроля привело к росту контрабанды. Поскольку таможенная документация внутри союза максимально упрощена, в прошлом году на территории Таможенного союза примерно половина товарооборота прошло контрабандой, начиная от электроники и заканчивая обувью. Из-за все той же упрощенной документации Таможенный союз стал и средством для увода капитала.

По оценкам экспертов, в среднесрочной перспективе Россия может выступить с инициативой создания единых внешних границ для борьбы с контрабандой. Для этого РФ может инициировать создание до десяти основных таможенных постов, на которых будут присутствовать российские таможенники. Данная инициатива, по мнению экспертов, вызовет негативную реакцию в Казахстане и Белоруссии [5].

Еще когда зарождалась идея создания подобного союза, многие видели в нем призрак бывшего СССР, и естественно, это настораживает потенциальных участников. Это связано с тем, что взаимодействие с Россией воспринимается как покушение на свою независимость, т. е. более сильный сосед будет навязывать свои условия.

Является ли Таможенный союз восстановлением СССР? Если говорить о таких плюсах Союза, как объединенная экономика, свободное перемещение капиталов, товаров, людей, то возможно это и есть восстановление советских времен. Но здесь не наблюдается засилья идеологии.

Напряженная обстановка вокруг Таможенного союза переходит из года в год. Так в Европейской комиссии было сделано заявление о подписании соглашения с целью создания ассоциации с такими странами постсоветского пространства, как Украина, Молдова, Грузия, Армения. Это явный вызов Евразийскому экономическому союзу. Однако, множество других стран заявили о своем желании сотрудничать с Таможенным союзом. Например, недавно об этом говорили официальные представители Индии и Израиля.

Но следует отметить, что, несмотря на возникающие проблемы, Таможенный союз положительно отражается на экономике стран-участниц, во многом облегчая ведение торговли и бизнеса.

Таможенный союз — крупный прорыв на постсоветском пространстве. И продвигаясь по этапам углубления интеграционного взаимодействия многих государств, уже должно говорить не просто о Европейском экономическом сообществе, а о Европейском союзе государств.

Литература:

1.                  В странах Таможенного союза уверенно растет товарооборот [электронный ресурс] // Радио Азаттык. — 2013 — Режим доступа: http://rus.azattyq.org/content/customs-union-tovarooborot-rost/24644221.html — Загл. с экрана;

2.                  Об итогах внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза в январе-декабре 2012 г. [электронный ресурс] Все о таможне. — 2013 — Режим доступа: http://www.tks.ru/news/nearby/2013/02/18/0010 — Загл. с экрана;

3.                  Плюсы и минусы Таможенного союза [электронный ресурс] // ИНМАРКОН. — 2012 — Режим доступа: http://inmarkon.ru/ved-informer/article/pljusy-i-minusy-tamozhennogo-sojuza/ — Загл. с экрана;

4.                  Таможенный союз [электронный ресурс] // ИНМАРКОН. — 2012 — Режим доступа: http://inmarkon.ru/ved-informer/article/customs-union/ — Загл. с экрана;

5.                  Таможенный союз: половина товарооборота находится в тени [электронный ресурс] // Все о таможне. — 2013 — Режим доступа: http://www.tks.ru/reviews/2013/03/21/01 — Загл. с экрана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle