Библиографическое описание:

Андреева Н. В. Межбюджетные трансферты как важный доходный источник регионов Российской Федерации [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 99-101.

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

Финансовые возможности субъектов РФ по выполнению возложенных на них законодательством расходных обязательств и полномочий значительно различаются между собой и зависят от ряда причин, среди которых — уровень развития экономики регионов, налоговый потенциал региона, степень развития производства, географические и климатические факторы, количество проживающего населения и др.

Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Если рассматривать межбюджетные трансферты с позиции их необходимости бюджетам большинства субъектов РФ, то их роль первостепенна. Без оказания финансовой помощи из центра, большинство регионов не смогут выполнить принятые на себя социальные обязательства. Законодательное закрепление межбюджетные трансферты получили в Бюджетном кодексе РФ, а также в принимаемых Правительством постановлениях и распоряжениях. [1]

В Российской Федерации в настоящее время основными видами межбюджетных трансфертов являются дотации, субвенции и субсидии. Все они являются безвозмездными и безвозвратными. Отличие их в том, что субсидии и субвенции имеют целевое назначение, а дотации — нет.

Для федеративного устройства России характерно большое число дотационных регионов на фоне узкого круга субъектов-доноров. Предпринимаемые меры стимулирования развития территорий через особые экономические зоны (ОЭЗ), специальные федерально-целевые программы (ФЦП) и объединение регионов оказываются малоэффективными.

Таблица 1

Распределение дотаций субъектам Российской Федерации на 2010 год

Дотационный регион

Федеральный округ

Дотация, тыс. руб.

Численность населения на 01.01.2010, чел.

Удельные дотации, руб./чел.

1

Камчатский край

ДФО

22 249 700,5

342 256

65 008,94

2

Магаданская область

ДФО

8 504 083,4

161 225

52 746,68

3

Республика Саха (Якутия)

ДФО

39 200 910,4

949 506

41 285,58

4

Чукотский автономный округ

ДФО

1 692 724,3

48 572

34 849,80

5

Республика Тыва

СФО

9 066 421,3

316 968

28 603,59

6

Республика Алтай

СФО

5 849 275,3

210 788

27 749,56

7

Республика Ингушетия

ЮФО

6 645 164,9

516 590

12 863,52

8

Еврейская автономная область

ДФО

2 300 127,6

185 063

12 428,89

9

Республика Бурятия

СФО

11 587 695,3

963 466

12 027,09

10

Республика Дагестан

ЮФО

30 366 868,3

2 737 611

11 092,47

11

Чеченская Республика

ЮФО

13 067 001,1

1 267 740

10 307,32

12

Карачаево-Черкесская Республика

ЮФО

4 124 545,4

427 181

9 655,26

13

Амурская область

ДФО

7 049 760,7

860 669

8 191,02

14

Республика Адыгея

ЮФО

3 514 900,0

443 043

7 933,54

15

Кабардино-Балкарская Республика

ЮФО

6 709 371,5

893 697

7 507,43

16

Забайкальский край

СФО

8 317 299,8

1 117 308

7 444,05

17

Республика Северная Осетия — Алания

ЮФО

4 756 108,6

700 618

6 788,45

18

Псковская область

СЗФО

4 583 595,8

688 649

6 655,92

19

Республика Калмыкия

ЮФО

1 868 947,9

283 214

6 599,07

20

Алтайский край

СФО

16 402 166,4

2 491 627

6 582,91

21

Ивановская область

ЦФО

6 929 106,8

1 066 746

6 495,55

22

Курганская область

УФО

6 141 901,7

947 853

6 479,80

23

Тамбовская область

ЦФО

6 678 637,8

1 088 637

6 134,86

24

Архангельская область

СЗФО

7 598 047,5

1 254 808

6 055,15

25

Сахалинская область

ДФО

2 854 264,8

510 882

5 586,94

26

Приморский край

ДФО

9 593 939,5

1 982 166

4 840,13

27

Республика Марий Эл

ПФО

3 345 324,7

698 345

4 790,36

28

Кировская область

ПФО

6 570 605,9

1 391 534

4 721,84

29

Пензенская область

ПФО

6 312 000,6

1 373 361

4 596,02

30

Брянская область

ЦФО

5 932 945,4

1 292 481

4 590,35

31

Хабаровский край

ДФО

6 269 168,9

1 400 285

4 477,07

32

Орловская область

ЦФО

3 479 622,1

812 392

4 283,18

33

Ставропольский край

ЮФО

10 071 949,3

2 711 767

3 714,16

34

Костромская область

ЦФО

2 475 697,4

688 600

3 595,26

35

Республика Мордовия

ПФО

2 712 639,2

826 624

3 281,59

36

Республика Карелия

СЗФО

2 213 826,6

684 277

3 235,28

37

Чувашская Республика — Чувашия

ПФО

3 945 252,2

1 278 359

3 086,18

38

Воронежская область

ЦФО

6 779 850,7

2 261 180

2 998,37

39

Ростовская область

ЮФО

12 308 428,0

4 230 274

2 909,61

40

Владимирская область

ЦФО

3 917 012,9

1 430 019

2 739,13

41

Республика Хакасия

СФО

1 452 040,6

539 171

2 693,10

42

Иркутская область

СФО

6 678 309,7

2 503 043

2 668,08

43

Тверская область

ЦФО

3 446 272,2

1 360 377

2 533,32

44

Ульяновская область

ПФО

3 175 877,8

1 299 003

2 444,86

45

Смоленская область

ЦФО

2 336 935,0

966 272

2 418,51

46

Саратовская область

ПФО

6 005 579,5

2 565 050

2 341,31

47

Томская область

СФО

2 369 367,2

1 044 047

2 269,41

48

Рязанская область

ЦФО

2 225 931,9

1 151 524

1 933,03

49

Курская область

ЦФО

2 157 021,9

1 148 643

1 877,89

50

Новосибирская область

СФО

3 844 381,5

2 650 874

1 450,23

51

Мурманская область

СЗФО

1 072 730,7

836 374

1 282,60

52

Астраханская область

ЮФО

1 270 547,7

1 007 109

1 261,58

53

Омская область

СФО

2 485 938,9

2 012 401

1 235,31

54

Краснодарский край

ЮФО

6 231 855,3

5 161 042

1 207,48

55

Республика Коми

СЗФО

1 135 021,9

951 069

1 193,42

56

Волгоградская область

ЮФО

2 994 242,0

2 590 064

1 156,05

57

Челябинская область

УФО

3 999 900,0

3 508 963

1 139,91

58

Красноярский край

СФО

3 187 823,7

2 894 699

1 101,26

59

Удмуртская Республика

ПФО

1 541 951,9

1 526 514

1 010,11

60

Калужская область

ЦФО

985 636,9

1 001 479

984,18

61

Тульская область

ЦФО

1 411 800,4

1 540 856

916,24

62

Новгородская область

СЗФО

535 016,7

640 646

835,12

63

Республика Башкортостан

ПФО

3 350 086,6

4 065 850

823,96

64

Калининградская область

СЗФО

725 647,5

937 906

773,69

65

Оренбургская область

ПФО

1 264 280,6

2 113 258

598,26

66

Нижегородская область

ПФО

1 970 776,7

3 324 114

592,87

67

Московская область

ЦФО

2 881 290,7

6 752 677

426,69

68

Белгородская область

ЦФО

631 300,0

1 530 285

412,54

69

Кемеровская область

СФО

1 129 883,2

2 821 558

400,45

70

Ярославская область

ЦФО

511 288,7

1 306 553

391,33


ВСЕГО:


396 995 627,90

105 287 802,00

3 770,58


Из данных предоставленных в таблице 1 можно сделать вывод что, число дотационных регионов велико — 70 субъектов РФ из 83, т. е. 84,3 % всех регионов России находится в зоне убыточности. В них проживает более 74,2 % населения страны, они охватывают 87 % территории государства.

Как видно из таблицы 1 предоставляемые дотации являются немалыми доходными источниками регионов почти по всей территории России.

В экономике России 2010 года есть полностью дотационные федеральные округа. Так, все регионы Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов получают федеральные дотации. В целом, структура распределения дотаций по федеральным округам выглядит следующим образом: ЦФО — 13,3 %, СЗФО — 4,5 %, ЮФО — 26,2 %, ПФО — 10,1 %, УФО — 2,6 %, СФО — 18,2 %, ДФО — 25,1 %. [4]

Но помимо дотационных субъектов в 2010 году в РФ насчитывалось 13 регионов — доноров это: Республика Татарстан, Вологодская область, Ленинградская область, Липецкая область, Самарская область, Свердловская область, Тюменская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пермский край. Так по оценке Министерства финансов, 66 % всего налогового потенциала страны сосредоточено в 13 субъектах РФ.

По последним данным Министерства регионального развития РФ Количество регионов-доноров в России уменьшилось за пять лет примерно на треть — с 19 в 2007 году до 11 в 2012 году. При этом разрыв между десятью самыми богатыми и десятью самыми бедными регионами по уровню бюджетной обеспеченности до выравнивания межбюджетными трансфертами сегодня составляет 26 раз. [2,3] Это говорит о том, что число регионов — реципиентов увеличивается.

С точки зрения эффективности и самостоятельности деятельности органов местного самоуправления межбюджетные трансферты рассматривается как наименее предпочтительный источник доходов по сравнению с налоговыми доходами, но в теории и мировой практике им придается важное значение как инструменту сглаживания горизонтальных дисбалансов в бюджетной системе и решения приоритетных социальных и экономических задач.

Система межбюджетных трансфертов призвана обеспечить оптимальное соотношение общерегиональных интересов с интересами отдельных муниципалитетов, способствовать рациональному размещению экономических ресурсов в субъекте Российской Федерации. Межбюджетные трансферты являются важным доходным источником, очень большого числа регионов нашей страны, потому как своих средств для обеспечения жизнедеятельности у регионов недостаточно.


Литература:

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации

  2. http://ria.ru/economy/20121212/914515592.html — Официальный сайт РИА Новости

  3. http://www.rg.ru/2012/03/20/regioni.html — Официальный сайт Российская Газета

  4. http://www.kapital-rus.ru — Капитал страны Федеральное интернет издание

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle