Библиографическое описание:

Калинина Н. М. Эволюция интегрированного контроллинга как концепции и философии экономического управления организацией [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 90-92.

В 1990-х гг. в России появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление — контроллинг. Повышенный интерес к данному явлению со стороны отечественных ученых, научных работников, преподавателей вузов, руководителей предприятий, менеджеров всех уровней управления, предпринимателей обусловлен не только новым для российского управления и непривычно звучащим термином, но и теми впечатляющими результатами, которые получены благодаря применению принципов контроллинга в экономике западных стран.

С эволюцией контроллинга тесно связано развитие его основных концепций. Первая концепция контроллинга с ориентацией на бухгалтерский учет возникла в 1930-е гг. и ассоциировала контроллинг с управленческим учетом [3]. В основу этой концепции положено использование данных бухгалтерского учета, представленных в денежных единицах, в процессе управления и принятия управленческих решений. Основное внимание данной концепции сосредоточено на использовании методов и моделей управленческого учета для получения необходимой информации о деятельности предприятия в целом.

Появление в 1970–1980-х гг. второй концепции контроллинга с ориентацией на управленческую информационную систему обусловлено бурным развитием компьютерной техники и информационных технологий. В рамках данной концепции контроллинг понимается как информационное обеспечение процесса управления и принятия управленческих решений, осуществляемое с использованием информационно-компьютерных систем [3]. Указанная концепция предполагает применение системного подхода как для моделирования самих объектов контроллинга, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки, используя в управлении наряду с бухгалтерской качественную и количественную информацию, получаемую непосредственно от структурных единиц предприятия.

В 1990-х гг. получила распространение концепция контроллинга с ориентацией на управление, согласно которой контроллинг является функцией поддержки руководства посредством координации действий внутри управленческой системы, разбиваемой на ряд подсистем [3]. В рамках данной концепции выделяют две группы — с ориентацией на планирование и контроль и с ориентацией на систему управления в целом.

На практике названные концепции, как правило, комбинируются. При этом выделим следующие возможные концептуальные комбинации контроллинга и факторы, обуславливающие данные сочетания. Первое концептуальное сочетание — информационно-ориентированный контроллинг с акцентом на бухгалтерский учет — характерно для предприятий, не имеющих четко обозначенного информационного поля; основным поставщиком информации выступает бухгалтерский учет; организационного оформления контроллинга еще не состоялось; относительная устойчивость условий и характеристик внешней среды; поддержка управленческих решений, имеющих количественную природу. Вторая комбинация — информационно-ориентированный контроллинг с акцентом на планирование и контроль — возникает при наличии следующих условий: высокий уровень развития и интеграции процессов планирования и контроля; налаженный механизм сбора управленческой информации, включающей помимо количественных показателей качественные характеристики деятельности; применение информационных технологий в управлении; неустойчивость характеристик внешней и внутренней среды. Третье концептуальное сочетание — информационно-ориентированный контроллинг с акцентом на систему управления в целом — кроме вышеназванных предполагает наличие такой группы факторов, как: возникновение сложных организационных структур; территориальное обособление структурных подразделений; динамизм и неопределенность среды. Наличие множества концепций контроллинга свидетельствует, с одной стороны, о сложности данного явления, а с другой — о существовании определенного потенциала развития контроллинга как системы, хотя, по мнению некоторых исследователей, перспективы этого развития не вполне ясны [2].

Вместе с тем современный этап развития контроллинга характеризуется наличием в зарубежной и отечественной экономической литературе идеи о двойственности этой концепции: контроллинг трактуется не только как технология, но и как философия управления. Акцентируя внимание на философском аспекте исследуемого явления, многие авторы отмечают, что контроллинг является философией и образом мышления руководителей, ориентированных на эффективное функционирование и развитие предприятия в долгосрочной перспективе [3]. В качестве основных постулатов философии контроллинга выступают: примат рентабельности деятельности предприятия над ростом объемных показателей; рост объемов бизнеса предприятия (организации) оправдан лишь при сохранении прежнего уровня или росте эффективности; мероприятия по обеспечению роста доходности не должны повышать допустимые для конкретных условий функционирования предприятия уровни рисков [4; 6]. Однако, несмотря на кажущуюся простоту и универсальность предлагаемой трактовки философской направленности концепции контроллинга, последняя ограничивается преимущественно фиксацией изменений в образе мышления современных менеджеров и, следовательно, неадекватно отражает подлинную суть происходящего. Поэтому, принимая во внимание особенности современного этапа развития контроллинга, проанализируем сложившуюся ситуацию и выявим особенности интегрированного контроллинга как философии управления. Отправной точкой наших рассуждений будем считать утверждение о необходимости пересмотра устоявшихся концепций и потребности в совершенно новых подходах к управлению в мире «постоянно бурлящей воды» [1]. Высокие темпы изменений, сложность, новизна, опасность и постоянный вызов со стороны современного окружающего мира породили конкретный временной процесс, позволяющий осмыслить деятельность системы управления и обозначенный как «контролируемая система метауправления», которая в свою очередь представляет надстройку над системой управления и ничего общего не имеет с традиционным методом работы менеджеров: диагноз — план — выполнение — оценка [1]. Заметим, что фактически речь идет о контроллинге, хотя сам автор избегает употребления данного термина. Динамичность окружающего мира опрокидывает привычные представления менеджеров и ставит под сомнение правильность существующего типа мышления. «Этот привычный для нас образ мыслей, не изменявшийся веками, прекрасно подходил к условиям относительно стабильного образа жизни, когда идеи и концепции жили дольше, чем люди, а сегодня он уже не соответствует быстро меняющемуся миру, которому постоянно требуются новые идеи и нестандартные решения» [5, с.11]. Действительно, изменчивость и непредсказуемость современной среды хозяйствования выдвинули идею о необходимости нового подхода к управлению, и, как следствие, потребности в изменении сознания, новом образе мышления менеджеров, соответствующем происходящим преобразованиям в системе управлении. В этом контексте интегрированный контроллинг можно рассматривать как своеобразную философию, в рамках которой происходит трансформация традиционного сознания и характерного для него образа мышления в сознание нового типа, или «ву-вей». Такой тип сознания, идеальный для функционирования в сложных системах, подыскивает такие действия, которые хорошо подходят к данной ситуации, гармонично сочетаются с ней и с сознанием человека, а также позволяют добиться слаженности в каждом мероприятии [1]. К тому же в настоящее время мы часто слышим о необходимости повышения эффективности управления. Для традиционно мыслящих управленцев эффективность представляется как стремление к достижению желаемого предела, а с позиции сознания «ву-вей» эффективность — это, прежде всего, поддержание равновесия системы [1]. Таким образом, интегрированный контроллинг можно понимать как философию управления современным предприятием, связанную с переходом к иному восприятию реального мира посредством нового образа управленческого мышления, предполагающего поиск гармонии с окружением и стремящегося к поддержанию равновесия в системе управления.


Литература:

  1. Вейлл П. Искусство менеджмента: Пер. с англ. / Питер Б. Вейлл. — М.: Сирин, 2002. — 203 с.

  2. Гусева И. Б. Проблемы становления и развития контроллинга в России / И. Б. Гусева // Проблемы теории и практики управления. — 2005. — № 6. — С. 80–84.

  3. Калинина Н. М. Интегрированный контроллинг: теория и практика (монография). — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. — 216 с.

  4. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. — 2-е изд. / А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 256с

  5. Мелик-Еганов Г. Инструменты творческого мышления / Г. Мелик-Еганов, М. Зайкина // Менеджмент сегодня. — 2004. — № 2. — С. 11–13.

  6. Фалько С. Г. Контроллинг: национальные особенности — российский и американский опыт / С. Г. Фалько, Кейт А. Рассел, Л. Ф. Левин // Контроллинг в России. — 2002. — № 1. — С. 2–8

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle