Библиографическое описание:

Ропотан С. В. Система налогообложения как фактор развития малого предпринимательства [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 14-16.

На развитие предпринимательства влияет множество различных факторов, в их числе:

  • внутренняя среда;

  • внешняя среда;

  • государственная поддержка;

  • государственное регулирование.

Что же можно отнести к каждому из вышеприведенных пунктов?

Начать следует с внешней среды, проанализировать и оценить внешнюю среду позволяет наилучшим образом SWOT анализ, который позволяет четко выявить сильные и слабые стороны развития предприятия, угрозы и возможности. Таким образом, можно четко сформулировать стратегию развития предприятия, избегая угроз и максимально эффективно используя возможности.

К внешней среде относят стиль руководства, эффективность использования ресурсов, кадровый потенциал и заинтересованность кадров в работе.

Внешняя среда тесно взаимосвязана с внутренней средой.

Воздействие со стороны государства можно разделить на два вида:

  • поддержка;

  • регулирование.

Поддержка заключается непосредственно в процессах и действиях со стороны государства в области законодательства с целью оказания помощи в создании и развитии предпринимательских структур.

Регулирование же заключается в том, чтобы определенными механизмами удерживать и контролировать деятельность предпринимательства.

Так к государственной поддержке можно отнести некоторые программы, стимулирующие развитие предпринимательства, а к государственному регулированию относят применение таких известных мер, как квоты и лицензии.

Но помимо всего вышесказанного на развитие предпринимательства весомое воздействие оказывает система налогообложения, в частности это касается малого предпринимательства. В мировой экономической практике считается, что малый бизнес — это основа экономики, т. к. приносит порядка 60 % ВВП.

К субъектам малого и среднего предпринимательства в России относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие критериям, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу разработаны на законодательном уровне, так как это является необходимым для четкого определения малых предприятий при оказании государственной поддержки развития малого бизнеса, а также это нужно для применения налогообложения малого бизнеса. [2]

Для того чтобы предприятие попадало под определение малого бизнеса, необходимо выполнение одновременно следующих четырех условий:

  • предприятие должно быть коммерческой организацией, т. е. должна быть создана для получения прибыли, поэтому разные некоммерческие организации, клубы, фонды и т. д. не могут считаться малыми предприятиями;

  • доля участия в уставном капитале организации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 %, доля участия в уставном капитале организации другого или других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства не может превышать 25 %;

  • среднесписочная численность работников не должна превышать определенных уровней в соответствии со следующими ограничениями: промышленное производство — 100 человек, бизнес, занятый в транспорте — 100 человек, строительство — 100 человек, сельское хозяйство — 60 человек, научно-техническая сфера — 60 человек, оптовая торговля −50 человек, розничная торговля и обслуживание населения 30 человек, в остальных областях — 50 человек;

  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий год (определяется в порядке, установленном статьей 249 НК РФ) не должна превышать 400 млн. руб.

Внутри группы малых предприятий можно выделить микропредприятия, к таковым относят предприятия, у которых:

  • численность до 15 человек;

  • выручка от реализации продукции, товаров или услуг, без учета НДС не превышает 60 млн. руб. за предшествующий год.

Выяснив, кто попадает под определение малого предпринимательства, стоит сделать акцент на термине «развитие».

Развитие в широком смысле слова — рост, подъем, изменение в лучшую сторону.

Но так ли понимается развитие в области экономики в целом и предпринимательства в частности?

Словосочетание «экономическое развитие» относительно новое. В общем виде его можно охарактеризовать как результат взаимодействия экономических, социальных, политических и других факторов, позволяющий сформировать основу социального прогресса.

Экономическое развитие более широкое понятие, чем экономический рост.

В качестве источников экономического роста рассматриваются такие факторы как капитал, технический прогресс, труд, образование, природные ресурсы. Круг источников экономического развития значительно расширен и поэтому учитывает, например, различия в уровне развития экономик исследуемых стран, различия в социальных, культурных, национальных и других аспектах поведения людей. [3]

Обозначив основные аспекты и термины, стоит перейти к вопросу налогообложения. В настоящее время существует 4 основных систем налогообложения, без учета специфических систем, таких как сельскохозяйственного налогообложения:

  • общий режим;

  • упрощенная система налогообложения;

  • единый налог на вмененный доход;

  • патентная система налогообложения.

Общий режим налогообложения, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, подразумевает уплату предприятием ряда налогов: [1]

  • налог на прибыль — 20 %;

  • НДС — в размере 0 %, 10 % или 18 %;

  • налог на имущество — 2 %;

  • транспортный налог;

  • земельный налог.

Часть вторая Налогового Кодекса посвящена раскрытию основным положений области налогообложения по данным налогам, в частности: объекты налогообложения, период налогообложения, сроки уплаты налога, методика и база расчета налога, ставка налога.

Упрощенная система налогообложения подразумевает в себе систему, при которой организация уплачивает только один налог и освобождается от уплаты остальных, таких как налог на имущество, НДС, налог на прибыль.

Упрощенная система налогообложения подразумевает два варианта применения:

  • уплата с базы расчета «доход», то есть организация уплачивает налог в размере 6 % от всех видов доходов;

  • уплата с базы расчета «доход за вычетом расхода», то есть организация уплачиваем 15 % с разницы между доходами организации и расходами.

Единый налог на вмененный доход подразумевает в себе уплату налога в 15 % с установленной нормативно базы доходности. В случае получения организацией дохода в большем объеме, чем базовая доходность, данный доход остается в организации и не подлежит налогообложения, в случае получения дохода в сумме меньше базовой доходности, организация в любом случае уплачивает налог в 15 % с суммы базовой доходности.

Патентная система налогообложения — это система в чем-то схожа с ЕНВД, только разница в том, что ЕНВД уплачивается ежеквартально и также ежеквартально предоставляется в Налоговую Инспекцию декларация по ЕНВД, а патентная система подразумевает уплату в начале года суммы в бюджет условно «за разрешение заниматься определенным видом деятельности».

Патентная система более дорогостоящая, чем ЕНВД. Известно, что при регистрации предпринимательской деятельности, организация вправе самостоятельно выбирать режим налогообложения. Конечно же, вновь организуемые предприятия, в частности ИП, редко избирают общую систему или упрощенную систему. Чаще всего индивидуальные предприниматели избирают форму ЕНВД, и для этого есть ряд причин:

  • простота расчета;

  • доступность программ, позволяющих рассчитать налог и сформировать налоговую декларацию;

  • полученный сверх базовой доходности доход не подлежит дополнительному налогообложению;

  • сравнительно низкая «стоимость» налога по сравнению с другими системами налогообложения.

Помимо налогообложения деятельности, не стоит забывать о социальном страховании сотрудников, которое составляет 30 % от суммы заработной платы сотрудника. То есть организация помимо «оплаты совей деятельности» несет бремя оплаты социального страхования своих сотрудников.

Индивидуальный предприниматель, должен уплачивать также пенсионное страхование «за себя», эта сумма также является обязательным платежом для предпринимателя.

Если провести сравнительный анализ сумм платежей за несколько лет, то результат впечатлит — за несколько лет бремя, возлагающееся на предпринимателя, только растет.

Но не стоит забывать о том, что все затраты предприниматель переносит на конечную стоимость реализуемой продукции, товара или услуги, что делает товар, продукцию или услугу менее конкурентоспособной, более дорогостоящей.

В таблице 1 представлена динамика платежей в бюджет и внебюджетные фонды за ряд лет для индивидуальных предпринимателей.

Таблица 1

Динамика показателей платежей в бюджет

Показатель

2010

2011

2012

2013

Коэффициент-дефлятор при ЕНВД

1,295

1,372

1,4942

1,569

% социального страховании для плательщиков ЕНВД

14 %

34 %

30 %

30 %

Сумма фиксированных платежей в ПФ и ФСС для ИП

12 002,76 руб.

16 159,56 руб.

17 208,25 руб.

35 664,66 руб.


Таким образом, из таблицы 1 видно, что налоговое бремя с каждым годом увеличивается. Малое предпринимательство и без того достаточно слабо «стоит на ногах» в нашей стране в настоящее время и причин здесь несколько:

  • недавний мировой кризис;

  • конкуренция импорта;

  • конкуренция предприятий, позволяющих держать более низкую стоимость;

  • дорогостоящие материалы на рынке;

  • нестабильность экономики.

Но важным аспектом в данном случае можно выделить именно поведение государства в области налогообложения.

1 января 2013 года вступил в силу ФЗ 402 «О бухгалтерском учете», где четко прописано, что ООО находящиеся на упрощенной системе налогообложения обязаны вести бухгалтерский учет, хотя ранее такого положения не было. Также предприниматели готовятся к тому, что режим ЕВНД чрез год-два канет в лета, и предприниматели будут вынуждены перейти на упрощенную систему, пока ведение бухгалтерского учета для ИП не является обязательным, в обязательном порядке это касается только ООО.

Но законодательство, в частности в области налогообложения не постоянно, это подтверждают вышеприведенные данные.

По данным статистики Приморского края Дальневосточного региона, численность предприятий малого бизнеса, а именно численность предпринимателей, за период с 2010 по 2013 год сократилась почти на 20 %.

Во многом на это повлияло именно налоговое законодательство, в частности: увеличение страховых взносов за сотрудников, увеличение суммы фиксированного платежа в ПФ и ФСС.

С одной стороны, государство желающее «подстраховать себя» на тот факт, если предпринимательство получает доход больше чем базовая доходность, то не оплачивает с этой суммы налога, так хоть пенсионный взнос оплатит в полном объеме. И суммы, полученные сверх базовой доходности государство никак не сможет отслеживать. Вот и получается, что сначала предоставив некую поддержку предпринимательству государства в настоящее время забирает эту самую поддержку.

Но с другой стороны — предпринимательство, особенно маленькие компании, ИП, которые зачастую работают даже без привлечения сторонней рабочей силы, то есть самостоятельно, такие компании не могут вынести финансового гнета и принимают решение о ликвидации.

Таким образом, обобщая материал статьи — режим налогообложения является важным моментом развития и поддержки предпринимательства. Несмотря на рост коэффициента-дефлятора, ЕНВД остается наиболее выгодным налоговым режимом, после отмены ЕНВД упрощенную систему налогообложения сможет осилить не каждая компания, как и фиксированный платеж в ПФ РФ.


Литература:

  1. Налоговый Кодекс РФ

  2. Режим доступа: http://www.pro-biznes.com/organizaciya-i-upravlenie-biznesom/ kriterii- opredeleniya -malogo-biznesa.html

  3. Режим доступа: http://dictionary-economics.ru/word/Развитие

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle